Их действительно два, хотя находятся они в одном, 24‑часовом, измерении. Иногда они соединяются в едином порыве, а чаще живут в параллельных мирах. Но имя «24 часа Ле-Мана» магическим образом превращает это действо в единый организм

Их действительно два, хотя находятся они в одном, 24‑часовом, измерении. Иногда они соединяются в едином порыве, а чаще живут в параллельных мирах. Но имя «24 часа Ле-Мана» магическим образом превращает это действо в единый организм 

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Победа в этом суточном марафоне сродни покорению «Дакара» или верхней ступени подиума на Гран-при Монако. Вот только по эмоциональному накалу вряд ли что-то может сравниться с этой гонкой, которая в нынешнем году стартовала в 79‑й раз. Менялись автомобили, пилоты и регламенты проведения соревнования, изменялось и само гоночное кольцо Сартэ, протяженность которого сейчас составляет 13 650 метров. Неизменным оставался только сам дух «24 часов Ле-Мана». И тем не менее при всей своей масштабности это событие достаточно… локально. К примеру, сидя в ресторанчике городка Ле-Флеш невозможно себе представить, что буквально в 30 милях отсюда кипят нешуточные страсти, ревут моторы, потом, а порой и кровью пишется история легендарной гонки.

Жизнь в стиле «Ле-Ман» начинается после поворота с автомагистрали по указателю Circuit des 24 Heures. Проблемы (особенно в субботу, когда стартует гонка) две: вовремя, с учетом плотного трафика, подъехать к автодрому и суметь как можно ближе от него припарковать машину. Многие решают вопрос кардинально: заняв еще во вторник или среду плацдарм вдоль подъездной дороги, здесь же разбивают палатку, обустраиваются. К примеру, группа голландцев разместилась прямо на разделяющем две дороги островке, и, судя по числу опорожненных пивных бутылок, живут они здесь уже давно. И внутри, и снаружи Сартэ множество кемперов и палаточных городков. Четверг, но у билетных касс уже выстроилась длинная очередь. «Полный» билет на весь гоночный уик-энд стоит 67 евро. Скидки имеют члены организатора гонки ACO (Automobile Club de l’Ouest), группы, а также такие категории, как студенты. Причем для последних стоимость билетов почти в два раза ниже. Билет на трибуну, в зависимости от ее расположения, стоит от 65 до 100 евро, а если у вас появится желание прогуляться по пит-лейну, то придется выложить 470 евро. Палатки с сувенирами, выставки картин с темами прошлого и настоящего «Ле-Мана», шоу-румы автомобильных марок. Вот сцена, на которой представители компании Michelin предлагают испытать себя в качестве механика на пит-стопе. Напротив симулятор, где можно почувствовать себя пилотом, мчащимся по трассе Сартэ. И все это под аккомпанемент моторов — на реальной трассе реальные автомобили начинают квалификационные сессии. Что же касается непосредственных участников, то для них «24 часа Ле-Мана» начинаются еще за неделю до самой гонки. В воскресенье и понедельник — административные и технические проверки, во вторник — PR-мероприятия и официальная автограф-сессия пилотов, а в среду уже первые свободные заезды.

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Паддок мало чем отличается от «гаражных переулков» других гонок мирового уровня: здесь запросто можно встретить звезд спорта и шоу-бизнеса, перекинуться парой слов с участниками и просто погрузиться в атмосферу события. Вот промчался на скутере пилот Audi Sport Team Joest Том Кристенсен — легенда современного «Ле-Мана». Да что там современного — «Ле-Мана» вообще! На его счету рекордное число побед — восемь, причем начиная с 2005 года Кристенсен был членом экипажа победителей шесть сезонов подряд! А вот стихийная автограф-сессия, но из-за толпы поклонников главного персонажа не видно. Ага, в просвете протянутых рук мелькнула знакомая кепка из шотландки: Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира в «Формуле-1»! Еще одна толпа, но уже перед выездом на пит-лейн. Здесь дает интервью облаченный в гоночный комбинезон Джонни Херберт — ему предстоит демонстрационный заезд за рулем Mazda 787В. Той самой, под номером 55, с роторным мотором, на которой Джонни Херберт, Фолькер Вайдлер и Бертран Гашо одержали победу в 1991 году. Двадцать лет со дня победы! Единственной победы Mazda в «24 часах Ле-Мана». Кстати, Джонни здесь просто многостаночник — на канале Eurosport он ведет программу «Go, Jonny, go», рассказывающую о тех самых, параллельных жизнях «Ле-Мана».

Пятница. На кольце Сартэ тишина, а главной ареной «24 часов Ле-Мана» становится сам городок Ле-Ман — здесь проходит традиционный парад пилотов. И в отличие от большинства городов, близ которых расположены знаменитые автодромы, Ле-Ман по настоящему живет  гонками. Причем не только в дни самих гонок. Вот квартал Saint-Nikolas, где установлена стела в честь победителей «Ле-Мана», а на мостовой бронзовые плиты с отпечатками ладоней и ступней победителей гонки. Увидев, что знаменитую стелу снимают телевизионщики, к нам подходит импозантный господин. Интересуется, что за канал. «Россия»? Приятно познакомиться, а я — вот. И указывает на надпись на стеле, где высказана благодарность коммерсантам квартала Saint-Nikolas в лице Бернарда Верейна. Так и познакомились.

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Старт «24 часов Ле-Мана» традиционно дается в субботу, в 15:00. Но жизнь на кольце Сартэ в этот день начинается с раннего утра. Сначала warm-up главной гонки, затем гонка Le Mans Legends и еще одна гонка поддержки — этап Ferrari Challeenge Trofeo Pirelli, в которой участвуют и российские гонщики, в частности, Алексей Васильев. А затем два параллельных «Ле-Мана» вновь воссоединяются — до старта 24‑часовой гонки остается час. Трибуны заполнены, механики выкатывают на стартовую решетку автомобили, оркестр, исполнение гимнов, пролет звена истребителей французских ВВС… Затишье перед бурей. Разумеется, главное внимание лидерам зачета LMP1, командам Audi Sport Team Joest и Peugeot Sport Total, автомобили которых подверглись серьезным доработкам в связи с изменением технического регламента. Так, теперь для класса LMP1 объем атмосферных бензиновых моторов не должен превышать 3400 см3, для тех же двигателей, оснащенных турбонаддувом, — не более 2000 см3, для турбодизелей — не более 3700 см3. Таким образом, Peugeot 908 стал уже третьей версией модели, подготовленной концерном для гонок на выносливость. Но если изменения в экстерьере «львов» не столь значительны, то внешность Audi R18 изменилась кардинально. Открытый кокпит в свое время давал преимущество при смене пилотов, но аэродинамические потери при этом составляют порядка 5%. Сейчас же увеличение времени пит-стопов делает подобную конструкцию не актуальной. Силовой агрегат Audi R18 — V-образный 6‑цилиндровый турбодизель, и вот с ним-то и была связана главная интрига. Дело в том, что по чистой скорости Audi оказалась быстрее Peugeot, но мотор первой (при 8‑цилиндровом двигателе Peugeot!) более прожорлив. Таким образом, если не произойдет ничего непредвиденного, Audi сможет одолеть главного соперника с помощью сокращения времени пит-стопов. То есть, увеличив пройденный километраж на одном комплекте шин. Квалификация прошла в пользу Audi, но здесь все шесть главных претендентов на успех разместились в интервале, чуть превышающем полсекунды! А еще было возвращение в гонки на выносливость марки Aston Martin от Prodrive нестареющего Дэвида Ричардса! Два спортпрототипа Aston Martin AMR-One с 2‑литровыми бензиновыми моторами и, похоже, ставка — пан или пропал.

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

На трибунах флаги Audi, Peugeot, но не меньше флагов команды, возглавляемой легендой «Ле-Мана» Анри Пескароло, выступающей здесь с прототипом LMP1 Peskarolo Judd. Поддержка французскими болельщиками команды 4‑кратного победителя «Ле-Мана» просто потрясающая!

Гонка набирает обороты, и внимание всех сопричастных к действу приковано к тому, что происходит на кольце Сартэ. Но тем, кто смотрит с высоты трибун, не дано понять, что такое «Ле-Ман» для тех, кто ведет автомобиль. Вот что говорит об этом один из пилотов Audi Sport Team Joest Алан Макниш, двукратный победитель этой гонки: «Когда я веду автомобиль, это словно легкий бег трусцой на педалях. В то же время мой сердечный ритм около 140 ударов в минуту. Когда я торможу перед первой шиканой, то нажимаю на педаль тормоза с усилием 80 килограммов. Поворот руля — это приблизительно четыре килограмма в каждой руке. Перегрузки в повороте нередко превышают 3g. А теперь представьте: вес головы со шлемом составляет около 8 кг. Умножьте это на те самые перегрузки, и это составит 24 кг. И все это на протяжении трех с половиной часов». Именно со сменой Макниша и было связано первое событие нынешнего «Ле-Мана». Первый же час гонки ознаменован жуткой аварией: после арки Dunlop Алан вышел на обгон Ferrari 458, за рулем которого был Антони Бельтуаз. Столкновение, и Audi Макниша летит в барьер из шин, за которым маршалы и фотографы. Автомобиль взмывает в воздух, каким-то чудом не перелетает через защитный барьер и падает на гравий. К счастью, никто, включая пилота, не пострадал. «Я не знаю, что произошло, — рассказывал позже Бельтуаз. — Я не видел Audi и лишь почувствовал сильный удар. Я понимаю, что для Audi это большое разочарование, но очень рад, что с Аланом все в порядке». Другого мнения об этом эпизоде придерживается Вольфганг Ульрих, глава Audi Sport: «Ferrari явно “захлопнул калитку”, и у Алана не было шансов. К счастью он выбрался из автомобиля целым и невредимым. Эта авария показала, насколько наши машины надежны, но демонстрировать это подобным образом нам бы не хотелось».

Болельщики

© Фото: 5 колесо

Г. Моро, Б. Трелуйе, Т. Монтейру

© Фото: 5 колесо

Идет второй час гонки. Это гонки на выносливость? Да нет, они больше напоминают спринт: пелетон возглавляют два Audi, но лучший из Peugeot уступает лидеру чуть больше пяти секунд! И полное фиаско терпит Aston Martin: первый экипаж сошел из-за проблем с мотором еще на первом часу гонки, и те же проблемы наблюдаются у второго. После четвертого часа следует официальное объявление о сходе и второго Aston Martin. В десятом часу вечера Дэвид Ричардс, шеф компании Prodrive, подготовившей эти машины, принес извинения всем поклонникам марки и объявил, что отправляется в бар, чтобы заглушить разочарование. А через час второе знаковое событие в истории «Ле-Мана-2011» — авария второго Audi R18 под управлением Майка Роккенфеллера. Ситуация почти под копирку с аварией Макниша: попытка обгона Ferrari 458 Italia, пилот которой Роберт Кауфман, не заметив стремительно приближающегося прототипа, смещается к апексу поворота. Следует удар в заднее колесо R18, и тот на всем ходу врезается в рельс безопасности. Марк самостоятельно покинул автомобиль, но медицинская помощь ему все же понадобилась. Во всяком случае, ровно через неделю по состоянию здоровья он так и не смог принять участие в этапе DTM, и Вольфгангу Ульриху пришлось срочно призывать под знамена Audi Тома Кристенса, пару лет назад закончившего выступления в этом чемпионате. Вообще, обгоны круговых на «Ле-Мане» — отдельная статья. Происходит это подчас весьма жестко, и нередко недовольны и обгоняющие, и обгоняемые. Новичок «Ле-Мана» Николас Арминдо, стартовавший в категории GTE Pro на Porsche 911 RSR, был искренне удивлен нравами гонщиков, выступающих в высших категориях: «Иногда кажется, что они нас просто не замечают, буквально выдавливая при обгоне с трассы! Они ведут себя так, будто нас не существует!».

Звездные войны

© Фото: 5 колесо

Колесо обозрения

© Фото: 5 колесо

Единственному оставшемуся в строю R18 с экипажем, состоящим из Марселя Фасслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе, предстоит сражение с тремя заводскими Peugeot 908 и прошлогодним Peugeot HDI-FAP частной Team Oreca Matmut. Драматизм ситуации достигает верхней точки, а ведь гонка еще не перевалила экватор. Казалось бы, главные события должны были произойти ночью, но виртуальный режиссер этой пьесы распорядился весьма грамотно, ибо ночь на кольце Сартэ — время особое. Пути «Ле-Мана» вновь расходятся, вернее, превращаются в параллельные прямые, каждая из которых живет собственной жизнью. Редкие зрители на трибунах кутаются в пледы (температура воздуха ночью упала до +5°С), а кое-кто примостился прямо на бетонных ступенях, зажав в руке не допитую бутылочку пива. По подземному переходу в обе стороны следуют стройные (и не очень) колонны — кто-то отправляется в город поспать часок-другой, а кто-то с новыми силами возвращается на кольцо. Но не для того чтобы насладиться зрелищем огней фар, всполохами пламени из выхлопных труд или мистическим видом раскаленных тормозных дисков, рисующих в кромешной тьме бордовые кольца. Колесо обозрения, карусели, аттракционы, палатки с напитками и снедью, сувенирные лавочки… В палаточных городках мерцающий свет огоньков барбекю. Кажется, что даже доносящийся с трассы рев моторов стал тише и уже не мешает этому параллельному миру за бокальчиком пива или вина решать проблемы, очень далекие от автомобильного спорта.

Параллельные миры…

© Фото: 5 колесо

Королева красоты «Ле-Ман-2»

© Фото: 5 колесо

Три часа ночи, ровно половина гонки. В нижней части кассового чека магазина, торгующего «ле-мановской» атрибутикой, — результаты на этот час: Audi Sport Team Joest №2 — пройдено 167 кругов, время: 12 часов 00 мин. 23, 762 сек., Team Peugeot Sport № 9 + 58,610 сек., Team Peugeot Sport № 7 +1 мин. 04, 571 сек., Team Peugeot Sport № 8 + 2 мин. 25,595 сек. На пятой позиции, с отставанием в пять кругов, автомобиль Pescarolo Judd из команды харизматичного француза. В категории LMP2 лидирует автомобиль Zytek Nissan команды Greaves Motorsport, в LM GTE Pro впереди Chevrolet Corvette C6 ZR1 из американской Corvette Racing, а такой же автомобиль из французской команды Larbre Competition возглавляет зачет LM GTE Am.

Из ангаров, где трудятся шинники, к боксам команд доставляется очередная партия шин. Ночь — самая трудная пора и для инженеров шинных компаний. Температура воздуха резко понижается, и трек достаточно быстро остывает. В то же время на трассе уже очень много острых карбоновых обломков и гравия, и пока шины не прогреются и давление в них не станет оптимальным, они весьма уязвимы для проколов. И проколов ночью было действительно очень много. Если же говорить о масштабах работы, то, к примеру, компания Dunlop для 17 автомобилей привезла в Ле-Ман 4500 шин. Это десять 40‑футовых прицепов. И на трассе работают 36 специалистов Dunlop. А теперь представьте себе масштабы компании Michelin, на шинах которой едут 38 автомобилей!

Потрясающая ночь, настоящая бойня! Бескомпромиссная борьба, локальные поединки, аварии, выезды автомобилей безопасности… К семи часам утра пелетон потерял 23 экипажа из 56 стартовавших. Сходит надежда гоночных гибридных технологий — автомобиль Oreca Swiss Hy Tech-Hybrid команды Hope Racing. Едва не выбыл из гонки и один из заводских Peugeot под управлением Алекса Вурца, который, вылетев в повороте Porsche, ударился о барьер из покрышек. «Похоже, я исчерпал свой талант, — сокрушался Алекс, которому все же удалось вернуться в гонку на четвертой позиции. — Я допустил глупую ошибку, на полметра съехав с идеальной траектории. Это моя первая с 2008 года авария».

Джонни Херберт

© Фото: 5 колесо

Джеки Стюарт

© Фото: 5 колесо

Дважды, из-за длинных пит-стопов со сменой водителей, шин и проведением дозаправок, единственный оставшийся в строю Audi R18 уступал лидерство, но после 18 часов гонки опережал ближайший из Peugeot на 13 секунд. «Ле-Ман» вновь воссоединяется! Трибуны переполнены, разноцветье флагов, из репродукторов звучит пулеметная очередь французских комментаторов, перекрывающая шум моторов. Наступает момент истины — вопрос о победителе гонки еще не решен. Но для многих болельщиков последние часы гонки принесли разочарование: Эммануэль Коллард разбил Pescarolo Jadd. Крупный план на экранах: слезы на глазах у всех, кто стоял в боксах команды Пескароло… А на трассе продолжается нешуточное сражение! Бенуа Трелуйе за рулем R18 пытается обойти отстающий уже на четыре круга Peugeot под номером семь, за рулем которого Энтони Дэвидсон. Это не борьба за победу, но Энтони может помочь своим коллегам из экипажа №9. Интригу дополняет дождь, который пошел после полудня. Потребуются ли дождевые шины? Удастся ли сохранить драгоценные секунды, продолжив гонку на сликах? Дождь не усилился, но интрига сохранилась буквально до конца гонки. Заключительный отрезок, когда за рулем Audi находился Андре Лоттерер, а Peugeot вел Симон Пажено, выиграл «ингольштадский экспресс». И что это была за победа! После 355 кругов общей протяженностью 4839 километров первое и второе места разделили 775 метров! 13,854 секунды! Впечатляет? Правда, в истории «24 часов Ле-Мана» есть и более удивительные факты. Например, в 1969 году Жаки Икс и Джеки Оливер на Ford GT 40 опередили экипаж Ханса Херрмана и Жерара Лярусса, выступавший на Porsche 908, всего на 120 метров! Но это уже дела минувших дней, а на нынешнем «Ле-Мане» Audi отпраздновала уже десятую победу в суточном марафоне, опередив по этому показателю Ferrari. Теперь впереди лишь Porcshe c 16‑ю победами, последняя из которых была завоевана в 1998 году. Победу в классе LMP2 праздновал экипаж на Zitec Nissan команды Greaves Motorsport в составе Карима Отджея, Тома Кимбер-Смита и Оливье Ломбара. Это трио сумело обойти полузаводской экипаж Signatech Nissan, выступавший на шасси Oreca 03. Достойно отметить 100‑летний юбилей марки Chevrolet смогли экипажи команд Chevrolet Racing и Larbre Competition, выступающие в категориях GTE Pro и GTE Am соответственно. Лидируя большую часть гонки, Оливер Берета, Томми Мильнер, Антонио Гарсиа и Патрик Борнхаузер, Жюльен Каналь, Габриэле Гардель привели свои Chevrolet Corvette C6 ZR1 к победе.

Девушки

© Фото: 5 колесо

Ванина Икс.jpg

© Фото: 5 колесо

Мгновение между прошлым и будущим. В начале прямой перед главными трибунами еще развевается финишный флаг, два дуэлянта, Андре Лоттерер и Симон Пажено еще находятся на круге возвращения, а на подиуме пока сиротливо стоят бутылки шампанского — чествование победителей впереди. А трибуны все еще живут в ритме гонки, городок аттракционов пуст, болельщики пока не ощущают той пустоты, которая накатывает, когда заканчивается нечто великое! Но 79‑я гонка «24 часа Ле-Мана уже становится историей…

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий