38-е ралли Catalunya-Costa Brava — второй подряд асфальтовый этап чемпионата мира по ралли. И второй раз подряд в гонках отсутствуют их прошлогодние победители

: «Корсику» пропустил Хесус Пурас, а «Каталонию» — Дидье Ориоль.

Спецучастки испанского ралли — одни из самых длинных в чемпионате. Неудивительно, что обнародованное накануне старта решение комиссаров FIA ограничить период ознакомления с трассой двумя днями вызвало недовольство спортсменов. Правда, было разрешено проехать каждый СУ трижды.

Планируемый фаворит, команда Peugeot, выставила три автомобиля прошлогодней спецификации с настройками, аналогичными корсиканским. Машины Ричарда Бернса и Жиля Паниззи имели гидравлические системы стабилизации, а на автомобиле Маркуса Гронхольма подобная система отсутствовала.

Ford подготовила новые Focus RS WRC 02 для Колина Макрея и Карлоса Сайнца, а Маркко Мартин стартовал на «монте-карловской» машине Колина. Еще один автомобиль был разбит на тестах Сайнцем. В аварии пострадал штурман Луис Мойя, с которым Карлос ездит уже 14 лет, поэтому свою 155-ю гонку Матадору пришлось проводить с новым «ко-драйвером» Марком Марти.

Добавила работы инженерам команды и корсиканская авария Макрея. Из-за сломанного пальца Колина им пришлось продублировать механизм переключения передач с левой стороны рулевой колонки. Работы по балансировке и снижению центра тяжести машины Макрея привели к тому, что штурман Ники Грист сидит почти на полу.

Варианты Mitsubishi для Франсуа Делекура и Алистера Макрея изменений, по сравнению с «Корсикой», практически не претерпели. Зато в Subaru пришлось срочно готовить, причем с учетом спецификаций нынешнего года, «монте-карловскую» версию машины для Томми Мякинена взамен разбитой на третьем этапе. Что касается выздоравливающего после операции на позвоночнике Ристо Маннисенмяки, то он пропустит и ралли «Кипр». Петтер Солберг стартовал на том же автомобиле, что и в прошлый раз.

«Корсиканские» версии Accent WRC 4 для Армина Шварца, Фредди Луикса и Томаша Кучера заявила Hyundai. Инженерам так и не удалось установить причины неисправности дросселя на машине Кучера и гидроусилителя руля на машине Шварца, отказавших на предыдущем этапе.

В лагере Рkoda главные усилия предпринимались для спасения программы выступлений прошлогоднего чемпиона мира в группе N Габриэля Поццо, неожиданно лишившегося государственной поддержки Аргентины.

Пилоты Рkoda Кеннет Эрикссон, Тони Гардемайстер и Стиг Бломквист выступали в Испании на Octavia WRC 2000 года.

Automobiles Citroen успела омологировать обновленные (в основном по части силового агрегата) версии Xsara WRC 2002 года еще до корсиканского ралли. Эти автомобили были подготовлены для Томаса Радстрема, Себастьяна Лоэба и Филиппа Бугальски. Команда Citroen Sport подготовила абсолютно новую машину по спецификации 2001 года для Хесуса Пураса.

К сожалению, неприятность, произошедшая с Сайнцем накануне ралли, оказалась не единственной. Едва в Hyundai поправился Фредди Луикс, как из состава команды выбыл Томаш Кучер. Во время ознакомления с трассой прямо перед автомобилями Шварца и Кучера начал разворачиваться встречный грузовик. Армин сумел увернуться, а Томаш избежать столкновения не успел.

Начало ралли тоже прошло не очень гладко: из-за большого скопления зрителей пришлось отменить первый спецучасток. Кроме того, многие экипажи сразу столкнулись с неполадками. В середине самого длинного СУ у Гронхольма отказали тормоза, на Subaru Мякинена пропало давление в гидравлике трансмиссии, Эрикссон мучился с гидроусилителем руля, а Солберг так активно тормозил, что погнул педаль. С автомобилем Паниззи все было нормально, однако сам он, по его утверждению, «не мог проснуться». Зато экипажи Ford достаточно быстро «вкатились» в гонку: Колин Макрей приспособился к новой «переключалке» передач, да и заменивший Мойю Марк Марти на удивление хорошо справлялся со своими обязанностями.

При повторном прохождении спецучастков ситуация несколько стабилизировалась, но проблем по-прежнему хватало: на машине Солберга в открытом положении заклинило дроссельную заслонку, Алистер Макрей на одном из СУ финишировал на спущенном колесе. Проколол шину и Маркус Гронхольм.

Первый сход в ралли записал на свой счет Томас Радстрем, вылетевший с дороги и «разодравший» подвеску Citroen. Побывал в кювете и Гардемайстер, а Мякинен в результате «прогулки» на обочину повредил радиатор и перегрел мотор.

Все 5 спецучастков первого дня выиграл «проснувшийся» Паниззи. 26,1 секунды уступил ему Бернс. Далее: Бугальски (+44,7), Лоэб (+1.10,4), Гронхольм (+1.20,7). Основательно отстали от лидера Солберг, Колин Макрей и Сайнц.

Парадокс, но немало хлопот гонщикам и организаторам доставила изумительная солнечная погода: несметное число экспансивных испанских болельщиков, приехавших понаблюдать за гонкой, умудрились облепить машинами всю трассу и даже вывести ситуацию с безопасностью из-под контроля. Это грозило отменой нескольких спецучастков. А, согласно правилам, в случае отмены 2/3 запланированных СУ экипажам начисляется лишь половина заработанных очков.

Во второй день автомобили стартовали в обратном порядке, и заниматься «организацией» зрителей пришлось Алистеру Макрею. «Проблема заключалась не столько в количестве болельщиков, сколько в том, где им разрешили парковать машины», — сетовал пилот Mitsubishi.

В команде Subaru достаточно быстро оправдались опасения механиков, связанные с произошедшей накануне аварией Мякинена: на перегоне между спецучастками не выдержал перегретый накануне двигатель. А вот Маркко Мартину организационные неувязки пришлись как нельзя кстати. «На моем Focus периодически блокировались колеса — из-за падения давления в гидравлике дифференциалов. К счастью, происходило это по дороге к седьмому СУ, отмененному вместе со следующим».

После отмены двух спецучастков прошли ожесточенные дебаты — стоит ли вторично проводить злополучную серию из трех СУ. Лишь когда полиция удалила с трассы 236 автомобилей зрителей, ралли решили продолжать.

Пилотам подобный вердикт радости не доставил, а для кумира местной публики Сайнца дело вообще кончилось аварией. «Я шел на высокой скорости, готовясь резать поворот, и вдруг обнаружил прямо на траектории массу стоящих машин. Все, что я мог сделать, это “поставить” Ford боком и попытаться проскочить в узкую щель. Увы, мою машину развернуло и ударило задним колесом о камень на обочине», — рассказывал расстроенный Матадор.

На десятом спецучастке гегемонию Паниззи сумел нарушить Солберг, но победа обошлась ему недешево: уже на СУ-12 шины Subaru практически перестали держать дорогу. Что касается Паниззи, то он, по его словам, решил сбавить темп, поскольку уже выигрывал полминуты.

Гронхольма продолжали донимать проблемы с тормозами — однажды они просто загорелись. Директор команды Peugeot так прокомментировал этот эпизод: «Существует прямая связь между торможением левой ногой и выходом системы из строя. Паниззи редко использует для этого левую ногу, поэтому у него меньше трудностей». Бернс, также тормозящий левой, добавил: «На каждом спецучастке происходит одно и то же — примерно через 12 км тормоза полностью “пропадают”».

В конце дня Паниззи, уступивший лишь один СУ Солбергу, довел отрыв от Ричарда Бернса до 44,4 секунды. Следом: Бугальски (+1.01,7), Лоэб (+1.27,2), Гронхольм (+1.44,2), Солберг (+2.01,7).

В заключительный день основной задачей команд стало приобретение зачетных очков. С учетом того, что ни Citroen, ни Гронхольм, ни Рованпера на Peugeot 206 WRC ничего в зачет изготовителей не приносили, борьба за последнее очко в командную копилку шла между Гардемайстером, Луиксом и Делекуром. Девятое и одиннадцатое места, занимаемые ими, разделяло менее 19 секунд. После первого скоростного участка разница сократилась до семи, после второго — до пяти и после третьего составила 7,9 секунды.

Главной новостью дня стала авария Себастьяна Лоэба: слетев с дороги и перевернувшись, он потерял четыре минуты и переместился на двенадцатое место, а затем, из-за повреждения подвески, выбыл из гонки.

Победа Паниззи в ралли была столь очевидной, что он позволил себе исполнить «вертушку» у знаменитого моста, где собираются тысячи зрителей. Остальные члены команды «серебряных львов» также ориентировались на доезд, и это позволило Маркко Мартину впервые выиграть асфальтовый спецучасток за рулем Ford. А заветное командное очко завоевал Франсуа Делекур, причем разрыв с 11-м местом составил всего 6,6 с.

Несмотря на то что вопрос с победителем этапа был практически решен, неожиданности продолжались. В частности, Тони Гардемайстеру и его штурману пришлось больше километра толкать «Шкоду» с отказавшим двигателем до подиума. Пилотом, вздохнувшим на финише с явным облегчением, был Хесус Пурас: испанец впервые сумел финишировать в «своем» ралли на этапе чемпионата мира.

Была также отмечена интересная закономерность: в четырех этапах сезона Ричард Бернс финишировал восьмым, четвертым, третьим и теперь — вторым. На вопрос, не станет ли «Кипр» первой победой Ричарда в нынешнем году, в команде дипломатично ответили: «Ралли на гравийной трассе всем дает примерно равные шансы на выигрыш».

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий