Несмотря на то что «Дакар-2002» лишился статуса этапа Кубка мира, маршрут марафона проще не стал. И тем почетнее победа, одержанная гонщиками из Набережных Челнов

.

Ралли «Дакар»

© Фото:

Новаций в легендарной гонке хватало с избытком. Во-первых, перед тем как участникам суждено было в новогоднюю ночь переправиться на африканский берег, их ждали утомительные километры асфальтовых связок Франции и Испании. При этом на Марокко и Мавританию приходилось всего 4000 км спецучастков. Пикантности добавили два двухдневных марафона, примерно по 1500 км каждый, и пара «навигационных» СУ с ограничением на использование приборов GPS. Во-вторых, организаторы в очередной раз внесли изменения в технический регламент, благодаря чему марафон и выбыл из календаря Кубка мира. В автомобильном зачете сохранено всего две группы: Production и Superproduction. В первую категорию вошли внедорожники, относившиеся к Т1, во вторую — экс-группы Т2 и Т3. Был пересмотрен и ряд пунктов техтребований.

Нововведение, по сути, вывело из игры грузовики-прототипы с центральным расположением мотора, поставив точку в монополии «Татр» и КамАЗа. В результате, команде из Набережных Челнов пришлось спешно готовить новый гоночный грузовик, а среди соперников учитывать не только экипажи «Татр», возглавляемые чехом Карелом Лапрайсом и бразильцем Андре Де Азеведу, но и Hino Ranger японской команды Sugawara, MAN опытного австрийца Иоханна Питера Рейфа и DAF голландца Яна Де Роя.

Что касается мотозачета, то здесь, несмотря на участие 167 мотогонщиков, никто, кроме КТМ, собравшей под свои знамена практически весь внедорожный «бомонд», не мог рассчитывать на победу. К тому же, помимо таких «профи», как итальянцы Фабрицио Меони и Джованни Сала, испанцы Хуан Рома, Эстев Пухоль, Жорди Аркаронс и чилиец Карло де Гавардо, французы Ришар Сенкт, Сирил Депре, Жан Бруси, финн Кари Тианен и южноафриканец Альфи Кокс, на КТМ выступало и большинство «любителей».

В автозачете, собравшем более сотни экипажей, ставший почти ритуальным вопрос «Кто сможет обойти Шлессера?» на этот раз имел другую редакцию: «Сможет ли Шлессер выиграть?», поскольку пилот-конструктор, доверив багги с бензиновым V6 объемом 3500 см3, на котором он четырежды выигрывал Кубок мира, своему напарнику Хосе-Марии Сервия, сделал ставку на четырехцилиндровый дизель с прямым впрыском. И все три его прототипа (экипаж еще одного Dci возглавил бельгиец Стефан Энрард) облачились в стилизованный кузов Kangoo.

Если прототипы Шлессера уже дважды первенствовали на «Дакаре», то Ford пока только примеривался к бездорожью. Впрочем, победа, одержанная Бруно Саби в Тунисе, убедила американцев и, подписав трехлетний контракт с французским концессионером, они создали собственную команду Saby Sports System, подготовившую на базе Pro Truck раллийный Ford Ranger. И все же трудно было вообразить соперничество на равных с заводской мощью Mitsubishi. Японскую марку, выигравшую год назад свой шестой «Дакар», представляли «самураи» Кенджиро Шинозука и Хироши Мацуока, опытный француз Жан-Пьер Фонтене и прошлогодняя победительница Ютта Кляйншмидт.

Команда Андре Дессуда обратила на себя внимание, заявив в Superproduction два новых Nissan Pick-Up с 275-сильными 3.5 V6, X-Trail и Terrano. Полученные от южноафриканского филиала Nissan два Pick-Up нормандская команда подготовила для шестикратного победителя «Дакаров» в мотозачете Стефана Петеранселя и бельгийского раллиста Грегуара Де Мевиуса. Проверенный Terrano доверили Тьери Делаверню, но самым «звездным» стал экипаж в составе французского рок-идола Джонни Холлидея и трехкратного победителя «Дакаров» Рене Метжа.

Ни для кого не было секретом, что серьезная гонка начнется в Марокко, но и считать чистой формальностью 3400 км от Арраса до Эр-Рашидия было бы ошибкой. На коротких СУ сначала во Франции, а потом в Испании «Дакар» не выиграешь, а вот проиграть его здесь можно запросто.

Ни 35-километровый скоростной участок среди виноградников Шато-Латур, ни еще один шестикилометровый СУ вокруг стадиона Сантьяго-Бернабеу, рядом с Мадридом, решающей роли не играли, но на них успели отличиться молодой специалист по эндуро Пьер Кинонеро, Сенкт и «Нани» Рома, который и возглавил гонку, перед тем как погрузиться на паром Альхесирас — Танжер.

Непролазная грязь мини-СУ в окрестностях испанской столицы, отмененного для грузовиков, пришлась не по вкусу багги с одним ведущим мостом (Шлессер финишировал 105-м, его обошел даже Холлидей), зато здесь прекрасно чувствовал себя дизельный Seat Cordoba (точная «реплика» WRC, разве что с измененной подвеской) Жиля Фернандо и Рафаэла Торнабелла.

Наутро результаты щадящего этапа Рабат — Эр Рашидия только частично восстановили иерархию, и, несмотря на победу Мацуоки, второе место позволило сохранить лидерство Де Мевиусу. Зато экипаж камского грузовика, воздержавшись от безумной погони за DAF и уступив ему чуть больше минуты, возглавил гонку по сумме.

А дебют Kangoo явно не ладился: из борьбы выбыл Энрард — на 52-м километре отказал турбонаддув. Вряд ли это было сюрпризом для Шлессера, с которым еще до Мадрида случилась та же проблема. Последнюю запчасть решили приберечь для патрона, так как пополнить запасы Renault мог бы еще не скоро.

Но уже на следующий день после первых 40 км Шлессер, почувствовав подозрительный запах, остановился, и не успел его штурман Анри Мань приоткрыть дверцу, как салон заполнило едким дымом. Через несколько минут от Kangoo остался только обгоревший остов.

Борьбу теперь продолжал только Сервия, но он проигрывал лидеру уже 24 минуты, и это была, как с некоторых пор любят говорить французы, «berezina» — с ударением на последний слог. Надеждой на то, что гонка досрочно не превратится во внутренние разборки Mitsubishi, оставался Pick-Up удержавшегося на третьей позиции, несмотря на четырехминутный штраф, бельгийца. Впрочем, когда бы не 14 штрафных минут, вторым мог бы быть и выигравший этап Петерансель.

Щедрые штрафы «подкосили» еще 29 автомобилей. Ограничения скорости в деревнях и на дорогах общего пользования на «Дакаре» существовали и раньше, но на этот раз денежный (1000 евро) штраф был подкреплен временным. К слову сказать, после возмущений мотогонщиков им вдвое скостили наказание. Без всяких официальных объяснений, просто потому, что гонка теряла смысл.

Тем не менее, благодаря именно радару и 29-минутному штрафу, за пределами первой десятки оказался Ришар Сенкт. А возглавил гонку победитель последнего «Мастер-ралли» финн Кари Тианен.

В грузовом зачете эти 333 километра все расставили по своим местам: привыкший ездить по правилам Владимир Чагин ушел в отрыв, и даже Де Азеведу отстал от нашей машины более чем на 35 минут. Таким образом, двухдневный этап, тот самый марафонский, на котором каравану предстояло завершить гонку в Марокко, пересечь в режиме дорожной связки Западную Сахару, а финишировать уже в Мавритании, КамАЗ начинал лидером.

Несмотря на то что часовой запас Чагина казался весьма комфортным, расслабляться не приходилось. КамАЗ накануне дня отдыха упрочил свою позицию, оторвавшись от «Татр» уже на час 45 минут. Однако к этому моменту в гонке оставался еще 31 грузовик. После того как Де Мевиус пропустил три контрольных пункта времени между Зуерат и Атар, заработав 24-часовой штраф, победа одного из четырех официальных экипажей Mitsubishi не вызывала сомнений.

Плотно сомкнутые ряды КТМ начали таять на первой части марафона Уарзазат — Зуэрат. Занимавший 7-е место Депре слишком резво начал 350-километровый СУ. Но то ли заело проматывающее роад-бук устройство, то ли была ошибка в легенде, но Депре, попытавшийся слишком быстро форсировать канаву, получил вывих бедра.

Впервые после старта, пересчитывая на 117-м км спицы, не улыбался и финский гонщик: «Сначала я повредил переднее колесо, а вскоре развалилась покрышка и пришлось сбросить газ». Тианен финишировал, проиграв Де Гавардо больше часа.

А затем полностью «открыл» ручку газа Фабрицио Меони. Он сумел отыграть на 370 км 8 минут у финишировавшего вторым Рома и возглавить гонку.

На последнюю неделю пришлись две требовавшие безупречной штурманской работы петли, самый длинный СУ от Тиджикжа до Тишита и, наконец, еще один марафонский двухдневный бросок до столицы Сенегала. Кольцевой этап вокруг Атара не внес изменений в зачет, хотя Кляйншмидт и «привезла» пять с половиной минут Мацуоке. А то что Чагин, вызволяя из песчаного плена ML команды Жоржа Груана, пропустил вперед накануне одного из самых трудных и длинных спецучастков Де Азеведу и Лопрайса, напоминало скорее тонкий тактический ход, полностью оправдавший себя на следующий день. Несмотря на то что на 467 километрах «Татры» до предела взвинтили темп, КамАЗ снова показал лучшее время.

Братоубийственная дуэль Mitsubishi между Атаром и Тиджикжем могла завершиться трагически для Шинозуки. Пытаясь нагнать своего соотечественника, на сотне км/ч он посадил Pajero на замаскированную верблюжьей колючкой кочку, что потребовало замены водяного и масляного радиаторов. Надежда выиграть гонку исчезла на следующий день: Шинозука переместился на 3-ю позицию, пропустив вперед Кляйншмидт.

После этих двух сложных этапов караван сжался как шагреневая кожа, а Чагин оторвался от ближайшей «Татры» Де Азеведу уже на два часа 23 минуты.

На тринадцатый день гонки пустыня разбушевалась, взяв в осаду песчаной бури Тишит.

До первого контрольного пункта обе «Татры» держались за камским грузовиком, но в 150 км от старта на автомобиле Де Азеведу полетела трансмиссия, и хотя в Тишит Чагин и стартовавший позже Лопрайс вернулись вместе, КамАЗ опережал «Татру» чеха на два часа сорок минут.

К утру песчаную бурю сменил совсем уж нежданный нудный дождь. 467 км от Тишита до Киффа чуть было радикально не изменили расклад в автомобильном зачете: во всяком случае, записав в свой актив еще одну победу на этапе, Ютта Кляйншмидт не только снова отобрала второе место у напарника по «конюшне», но и «привезла» 33 минуты лидеру.

В грузовом зачете стартовавший первым Лопрайс тоже предпринял попытку оторваться от «сидевшего на хвосте» КамАЗа, но замена не выдержавшего тряски торсиона отодвинула «Татру» еще на час двадцать. Трудно сказать, получили ли пилоты Mitsubishi установку или их самих устраивал сложившийся к данному моменту расклад, но, несмотря на победы на двух заключительных этапах Де Мевиуса, первое место осталось за Хироши Мацуока.

Имея 4 часа преимущества, в последние два дня гонки Чагин сбросил газ и ехал наверняка. Тем не менее увеличил свой отрыв от Лопрайса еще на 20 минут. Это была третья и, пожалуй, самая убедительная с начала 90-х годов победа команды Камского автозавода. Ведь на модернизированной модели «49256» экипаж в составе Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина показал высокий результат в общем автомобильном зачете и первый среди серийных автомобилей.

Для мотогонщиков последним экзаменом на выживание должны были стать 1472 км марафонского этапа от Тишита в Мавритании до столицы Сенегала, но судьба гонки неожиданно решилась уже на первой половине этапа. К этому времени после неудачного падения, с серьезным переломом ключицы и травмой локтя, из захватывающей борьбы выбыл Кари Тианен.

Дождь не предвещал ничего хорошего для Рома, стартовавшего вслед за открывавшими трассу Сала и Меони. На сорок втором километре он потерял из виду не оставлявших за собой шлейфа пыли лидеров, сбился с курса и после безуспешных поисков прохода в скалах пытался штурмовать 45-градусный подъем. Осознав непоправимую ошибку, «Нани» повернул назад в каньон и рухнул: усталость, нервы, разочарование…

Ничего не подозревавший Меони безупречно прошел 574 км СУ, тогда как Сала и Де Гавардо проскочили мимо еще одного новшества — «скрытого контрольного пункта» — и заработали двухчасовой штраф. В результате уступивший победителю 2 минуты 45 секунд Сенкт виртуально переместился на третье место. Но уже ничто, кроме форс-мажора, не могло помешать Меони выиграть…

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий