В минувшие выходные (13 октября 2013 года) в российский прокат вышел долгожданный для многих любителей автоспорта фильм Rush (у нас он получил название «Гонка») о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта на трассах Гран-при середины 70-х

В минувшие выходные (13 октября 2013 года) в российский прокат вышел долгожданный для многих любителей автоспорта фильм Rush (у нас он получил название «Гонка») о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта на  трассах Гран-при середины 70-х. Фильм ждали с огромным нетерпением, гадая, сумеет ли картина Рона Говарда встать в один ряд с культовой гоночной сагой Джона Франкенхаймера «Гран-при» 1966 г.

Надо сказать, Rush ожидания оправдал! По достоверности, а в отличии от «Гран-при», в основе его сценария лежат реальные события и гонки, Rush вполне может составить конкуренцию иным документальным лентам о Формуле-1, лучший из которых – реквием Айртону Сенне был снят в 2010 г.

Даже подбор актеров Rush, почти идеально похожих на своих персонажей впечатляет. Причем касается это не только главных героев – Джеймса Ханта, которого сыграл австралиец Крис Хемсворт и Ники Лауды в воплощении немца Даниэля Бюркля, но и персонажей второго плана: Клей Регаццони, Энцо Феррари, Тедди Майер, Алекс Хескет и т.д. В «Гран-при» этого, безусловно не было. Там, хотя персонажи и получили чуть видоизмененные фамилии гонщиков, дублировавших актеров Сарти-Сертиз, Стоддат-Стюарт, Барлини-Бандини, Эрон-Амон, реальные гонщики, игравшие, кстати самих себя, на экране присутствовали лишь эпизодически на заднем плане. Зато, в « Гран-при », не завязанном на реальной истории, была куда сильнее сценарная линия. Впрочем, так или иначе, но по общему уровню передачи духа гонок 60-70-х годов – эпохи бесстрашных романтиков автоспорта, эти фильмы схожи и достойны стоять в одном ряду – на верхней ступени подиума гоночных киношедевров!

Помимо двух этих киношедевров, попытки снять хорошее кино о гонках предпринимались во всем мире неоднократно. Но лишь единицам удавалось достоверно перенести на художественный экран атмосферу реальных соревнований, не опускаясь до комичных перегибов и глупых спецэффектов.

Лучшими, после Grand Prix и Rush фильмами о гонках, пожалуй стали снятые в Голливуде «Победитель» (‘Winning’) (в нашем прокате он шел также под более правильным, но менее эстетичным с точки зрения русского языка названием «Побеждая») и «Ле-Ман» (‘Le Mans’). Каждая из этих картин оставила яркий след не только в истории Голливуда, но и в сердцах поклонников автоспорта, ведь во всех этих фильмах большую часть ролей второго плана играют реальные гонщики, да и значительная доля гоночных сцен – также знакома болельщикам по кадрам кинохроники.

Так в «Гран-при», снимавшийся параллельно с чемпионатом мира Формулы-1 1966 года вошли кадры сразу нескольких гонок мирового первенства, включая сюрреалистичную картину висящего над пропастью в Арденнских горах Cooper Йо Боннье, словно специально нарисованную сценаристами Голливуда. «Победитель» же к радости режиссера Джеймса Голдстоуна украсили кадры самого большого стартового завала в истории Indy 500, случившегося на «старой кирпичнице» на первом круге гонки в 1968 году: тогда в аварии пострадали полтора десятка машин. Кстати, именно благодаря Голдстоуну, в 1968 году привезшему свою съемочную группу в Индианаполис, до нас дошли качественные цветные кадры той гонки.

Впрочем, это не единственное, что связывает голливудские картины с реальными гонками. Интересно, что все три актера, сыгравших главные роли в этих фильмах с той или иной степенью успеха пробовали свои силы за рулем реальных гоночных автомобилей. Но если для Джеймса Гарднера, сыгравшего в «Гран-при» чемпиона мира 1966 года Пита Эрона, продолжение «гоночной карьеры» было лишь забавой – американец не блистал даже на национальной арене и стартовав в нескольких кузовных гонках на этом и успокоился – то у двух других кинозвезд роман с автоспортом длился куда дольше.

Так сыгравшему в «Ле-Мане» Стив Маккуин был влюблен в гонки на протяжении всей своей, увы короткой, но яркой жизни. Родившийся в местечке Бич Гров, неподалеку от Индианаполиса будущий актер с детских лет попал под очарование гоночного мира. С юности он мечтал о гонках и через четыре года после того, как в 1958 году Стив начал свою карьеру в Голливуде, сыграв роль в фильме «Капля» (The Blob), все же уселся за руль спортивного автомобиля, дебютировав в составе команды Дональда Хили в 12-часовой гонке в Себринге, входившей в зачет чемпионата мира спортпрототипов.

Дебют во Флориде не принес ему гоночной славы (машина не добралась до финиша из-за поломки мотора), но еще больше разожгла в сердце актера страсть к гонкам. Когда через три года Маккуин узнаёт, что Франкенхаймер готовится на MGM к съемкам «Гран-при» , Стив бросается к Джону, чуть ли не умаляя того отдать ему роль Пита Эрона. Переговоры длятся два дня, после чего 36-летний режиссер посылает Маккуина куда подальше: у Стива свое, надо думать, куда более приближенное к реальности видение гонок и он с места в карьер начинает навязывать его Джону. Но идея фильма уже захватила Стива и вскоре уязвленный Маккуин объявляет, что в пику Франкенхаймеру он с режиссером Джоном Стерджесом начинает на Warner Brothers съемки «настоящего фильма о гонках, без всех этих идиотских голливудских любовных интрижек» под названием «День чемпиона» (Day of the Champion), который планируют выпустить еще до того, как будет закончен «Гран-при». Франкенхаймер приходит в бешенство: из-за Маккуина ему приходится отменить съемки на Гран-при Германии в Нюрбурге, а свой французский этап перенести из Реймса, где во время реальной гонки чемпионата мира-66 должна была работать съемочная группа «Дня чемпиона», на другую трассу в Клермон-Ферран. Однако Маккуину всеже не удается завершить свой фильм. В начале лета Стив тяжело заболевает, съемки в Руане срываются и Джек Уорнер закрывает проект. Но актер не отказывается от своей мечты.

В 1970 году Маккуин достигает вершины своей гоночной карьеры: в конце марта вместе с Питером Ревсоном он на Porsche 908/2 финиширует вторым в очередных «12 часах Себринга», а через месяц вместе с режиссером Ли Катцином и гоночной командой Porsche начинает работу над картиной «Ле-Ман», съемки которой проходят во время знаменитого марафона в июне того же года. Этот фильм перечеркивает все традиции Голливуда и получается таким, каким Маккуин хотел видеть свой «День чемпиона»: сюжет практически отсутствует, зато атмосфера и внутреннее напряжение гонок отражено как нельзя лучше. «Если ты гонщик, гонки – это твоя жизнь! А все что происходит до или после – просто ожидание гонок», – так озвучивает герой Стива Майкл Делейни основную идею картины».

Как и для Маккуина гонки стали жизнью и для другой звезды Голливуда Пола Ньюмана, правда, в отлиичие от Стива произошло это уже после того, как в 1968 году Пол снялся в фильме «Победитель». В отличие от «Ле-Мана», «Победитель», как и «Гран-при», не расходится с традициями голливудских сценаристов: в обоих фильмах присутствует классический любовный треугольник, но это не портит картины. Главным героем все равно остается Его Величество автоспорт.

Ньюману было уже за сорок, когда он сыграл в «Победителе» роль гонщика Фрэнка Капуа, но эта картина кардинальным образом изменила всю его дальнейшую жизнь. «Сыграв эту роль, я был просто очарован гонками. Я понял, что за рулем гоночной машины могу быть самим собой, могу дать выход своим чувствам», — признается Пол, через несколько лет решивший попробовать себя в профессиональных соревнованиях. Несмотря на солидный возраст, Ньюман довольно быстро добился высоких результатов: в 1976 и 1979 годах он дважды выигрывал в своем классе (D в 1976 и С в 1979 году) чемпионат США в гонках легковых автомобилей, в 1977 году вместе с Эллиотом Форбс-Робинсоном и Милтом Минтером актер занял пятое место в «24 часах Дайтоны», а двумя годами позже на Porsche 935 дважды финишировал вторым на этапах чемпионата мира спортпрототипов в «6 часах Уоткинс-Глена» и… «24 часах Ле-Мана». Затем в гоночной карьере Пола были два первых места в кузовных первенствах США (на этот раз в GT1) в 1985-1986 годах и победа в классе GTS-1 в «24 часах Дайтоны» 1995 года, которую Ньюман отпраздновал через 10 дней после своего 70-летия.

Лучшие фильмы об автогонках:

10

Michel Vaillant

«Мишель Вальян: Жажда скорости»

2003

***

Гран-при

Ив Монтан в роли Жана Пьера Сарти после аварии в бельгийском Спа-Франкоршам

Съемки на улицах Монако: площадь Казино

Брайана Бредфорда (Скотт Стодарт) гриммируют во время съемок в Монако

Джейс Гарднер, сыгравший в Гран При роль Пита Эрона – чемпиона мира 1966 г. по версии Джона Франкенхаймера

Winning (“Победитель”)

Winning. Пол Ньюман в роли Фрэнка Капуа

Le Mans

Съемки гоночных эпизодов

В «Ле-Ман» Стив Маккуин вложил душу и сердце!

Driven

В начале 2000-х Сильвестр Сталлоне был постоянным гостем в паддоке Формулы-1, намереваясь снять картину о чемпионате мира. (На фото – с чемпионами мира – Микой Хаккиненом и Жаком Вильневым)…

… но так и не смог договориться с Берни Экклстоуном, которому категорически не понравился сценарий Слая. И слава Богу!

В итоге, вместо фильма о Формуле-1, Сталлоне снял в Америке перегруженный глупыми спецэффектами слащавый «гоночный боевик» Driven о гонках IndyCar

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий