Нынешний чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула 1», как и предыдущий, прошел под знаком абсолютного превосходства двух лидеров — Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes

.

Отрыв этих команд от остальных был столь значителен, что чемпионат, казалось, разделился на две лиги. Команда BMW Williams F1 (3-е место) на 116 очков отстала от West McLaren Mercedes (2-е место). За последние двадцать лет в Кубке конструкторов «Формулы 1» лишь однажды разрыв между командами был больше: в 1988 году лидером чемпионата была Williams, набравшая за сезон 199 очков, тогда как на счету Ferrari, занявшей 2-е место, их было всего 65.

Подобное превосходство в чемпионате одной команды над остальными было характерно для «Формулы 1» восьмидесятых — начала девяностых. В последний раз такое можно было наблюдать в 1996-м, когда Williams на 105 очков опередила ближайшего соперника — Ferrari.

Scuderia Ferrari Marlboro

В 2000 году возродившаяся итальянская команда выиграла оба чемпионата — пилотов и конструкторов. Сбылись мечты миллионов поклонников Scuderia Ferrari Marlboro, ждавших этого 21 год. Последним гонщиком, завоевавшим чемпионский титул за рулем Ferrari, был южноафриканец Джоди Шектер. Случилось это в 1979 году.

Мечта стала реальностью благодаря одному человеку, а также тому коллективу, который он сплотил вокруг себя. Этот человек — французский менеджер Жан Тодт, приглашенный в Ferrari в 1993 году. Он начал с того, что обогатил команду ценными кадрами. Сначала подписал контракт с Михаэлем Шумахером, а на следующий год — с Россом Брауном, чей стратегический талант способен превратить плохо начатую гонку в победную. Само собой, Жан Тодт пользовался всемерной поддержкой Луки ди Монтеземоло, владельца команды.

Впечатляет среднее количество очков, набранных за одну гонку первым пилотом Ferrari Михаэлем Шумахером — 6,4 (а если не учитывать Гран-при, в которых он не финишировал, — 8,3). Всего команда набрала 170 очков — это 3-й результат за последние 20 лет.

West McLaren Mercedes

Для команды West McLaren Mercedes 2000 год, возможно, запомнится как сезон обманутых надежд. После проигрыша Кубка  конструкторов в 1999-м на сей раз команда упустила победу и в чемпионате среди пилотов. Впрочем, все не так уж плохо. По сравнению с остальными командами, у McLaren Mercedes самый низкий коэффициент сходов. Ее пилоты 22 раза поднимались на подиум, а гонщики Ferrari — 21.

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард останутся в McLaren Mercedes на следующий год и войдут в историю «Формулы 1» как пилоты, дольше всех остающиеся партнерами по команде. Место тест-пилота займет выступавший за Benetton Александр Вурц.

Сохраняется некоторая неопределенность в отношении двигателя Mercedes. Вплоть до этого сезона в нем применялся бериллий, но FIA запретила использование этого металла, поэтому инженерам из Ilmor придется найти ему замену. Бериллий использовался, главным образом, для покрытия «зеркала» цилиндров и для изготовления клапанов.

BMW Williams F1

BMW Williams F1 стала главным сюрпризом 2000 года. Предполагалось, что с новым мотором и пилотом-дебютантом нынешний сезон для команды станет переходным. Ведь Дженсон Баттон пришел в гонки Гран-при сразу из британской «Формулы 3», ни разу не выступив в «Формуле 3000». Что касается двигателя, то BMW нельзя назвать новичком в «Формуле 1», но со времени последнего участия баварского мотора в гонках «Большого цирка» прошло тринадцать лет, так что двигатель можно считать абсолютно новым.

Тем не менее уже в первой гонке сезона, в Мельбурне, Ральф Шумахер поднялся на подиум, финишировав 3-м. И это был не единственный его подиум в сезоне. Юный напарник Ральфа Баттон набрал 12 очков, заняв 8-е место в дебютном чемпионате.

Заработав в общей сложности 36 очков, команда оказалась на 3-м месте в Кубке конструкторов, что является великолепным результатом для первого сезона с новым мотором.

По надежности машин Williams заняла 8-е место. Коэффициент сходов — 47.

Следующий чемпионат наверняка станет еще более напряженным, так как результаты 2000 года создали соответствующие мотивации. Добавим, что из команды временно ушел Баттон, которого заменит колумбийский гонщик Хуан Пабло Монтойя. Раньше он уже работал в Williams в должности тест-пилота, а теперь возвращается из гоночной серии CART, где в прошлом году стал чемпионом.

Впрочем, в команде остается Ральф Шумахер. А как сказал его старший брат Михаэль, в ближайшем будущем одним из самых серьезных соперников на трассах «Формулы 1» для него может стать именно Ральф — наравне с опытнейшим и знаменитым Микой Хаккиненом.

Mild Seven Benetton Playlife

Позади очередной неудачный сезон для команды, которая так и не оправилась после ухода Михаэля Шумахера и некоторых членов руководящего состава по окончании сезона-95, когда Benetton второй раз подряд выиграла чемпионат.

Повторилась история двух предыдущих лет: многообещающее начало, а затем — полный провал.

В Австралии Джанкарло Физикелла финишировал 5-м, а в Бразилии — 2-м, так что по прошествии двух гонок Mild Seven Benetton Playlife занимала 2-е место позади Scuderia Ferrari Marlboro. В Монако и Монреале Физикелла вновь поднялся на подиум, и после 9-го этапа сезона во Франции команда удерживала 3-е место в общем зачете. Но на этом успехи кончились. Для Вурца сезон сложился совсем плохо. Он лишь однажды финишировал в первой шестерке, набрав 2 очка в Монце.

Таким образом, команда имеет всего 20 очков, как и Lucky Strike Reynard BAR Honda. Однако, благодаря второму месту в Интерлагосе, Benetton опередила ближайшего соперника и заняла в чемпионате 4-е место. Заметим, что 18 из 20 очков были набраны до Гран-при Франции.

Вскоре после начала сезона было объявлено о том, что фирма Renault купила команду у семьи Бенеттон. Согласно договоренности между сторонами, Benetton останется титульным спонсором до 2002 г., а затем команда будет называться Renault. Уже в следующем сезоне «Рено» увеличит инвестиции в команду, что должно укрепить ее позиции. Место Вурца займет Дженсон Баттон — открытие сезона 2000 г.

Lucky Strike Reynard BAR Honda

Это был второй сезон команды Lucky Strike Reynard BAR Honda. Первый сложился очень неудачно — в 1999 г. BAR не набрала ни одного очка. Поговаривали даже о том, что Жак Вильнев думает об уходе, а технический директор Эдриан Рейнард пытается сместить Крейга Поллока с поста руководителя команды.

В 2000 году на машинах BAR вместо мотора Supertec (бывший Renault) появился двигатель Honda. В «Формулу 1» вернулся японский автогигант, добившийся больших успехов в чемпионатах 1986-1992 гг. Дела команды пошли на поправку. Lucky Strike Reynard BAR Honda набрала 20 очков и заняла 5-е место в чемпионате. 17 из 20 очков, полученных командой, заработал Жак Вильнев, четыре раза финишировавший 4-м, когда сходили машины Scuderia Ferrari Marlboro или West McLaren Mercedes.

У команды довольно низкий коэффициент сходов — 35% (средний в сезоне — 40%). В начале года мотору не хватало мощности, но затем он стал работать лучше.

В 2001 году за «конюшню» BAR Honda по-прежнему будет выступать Жак Вильнев, а место Рикардо Зонты займет Оливье Панис. Зонта не прижился в BAR. Как объяснил Вильнев, у молодой команды нет времени и средств обучать незрелого пилота.

Benson & Hedges Jordan Mugen Honda

Для команды B & H Jordan Mugen Honda сезон сложился плохо, учитывая, что в прошлом году она заняла третье место в чемпионате и уже мечтала свести на нет преимущество Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes. Машины по-прежнему ехали довольно быстро. По крайней мере один из автомобилей Jordan не добирался до финиша на каждом Гран-при.

Помимо этого сыграло роль и обычное невезение. Когда Хайнц-Харальд Френтцен почувствовал конкуренцию со стороны Ярно Трулли, который в середине сезона стал немного опережать партнера в «квалификациях», то сразу допустил несколько ошибок, одна из которых, на трассе в Монце, закончилась большой аварией. К Трулли невезение явилось в лице Дженсона Баттона, вынудившего итальянца сойти с дистанции в Бельгии, когда он занимал 3-е место в гонке после старта со 2-й позиции.

По окончании сезона Эдди Джордан объяснил, что усовершенствованию машины не уделялось должного внимания, поскольку очень быстро началась работа над болидом следующего сезона. В 2001 г. вместо двигателей  Mugen/Honda команда получит моторы Honda (такие же, как у Lucky Strike Reynard BAR Honda). «У нас невероятные надежды на следующий год, — признался Эдди Джордан. — Сделку с фирмой Honda я считаю для себя крупнейшей за те 30 лет, что работаю в автоспорте. Думаю, мы начнем играть на равных с Ferrari и McLaren».

В 2001 году за команду будут выступать те же пилоты — Хайнц-Харальд Френтцен и Ярно Трулли.

Orange Arrows Supertec

Команда заметно продвинулась вперед. Сочетание нового, хорошо сконструированного шасси и мотора Supertec сделало машины быстрее, но надежность все же осталась их уязвимым местом. Впрочем, Orange Arrows Supertec набрала нынче семь очков, а в 1999 году всего одно.

Во всех 17-ти «квалификациях» Педро де ла Роса выступал лучше, чем Йос Ферстаппен. Однако в гонках голландский пилот опережал напарника и заработал 5 из 7 очков.

Главная перемена в Arrows 2001 г. — появление нового мотора, разработанного азиатской компанией АМТ на базе старой версии двигателя Peugeot (как известно, АМТ стала владельцем отдела Peugeot, в чьем ведении находится «Формула 1»). Одновременно команда вложила средства в кадры и оборудование, чтобы наладить собственное производство комплектующих.

На момент подготовки материала пилоты команды еще не были объявлены, однако предполагается, что они останутся прежними.

Red Bull Sauber Petronas

Швейцарская команда, возглавляемая Петером Заубером, провела очередной тусклый сезон.

Машины команды показали себя довольно надежными. Коробка передач стала работать значительно лучше, чем в предыдущем сезоне, когда она доставляла много проблем. Однако, несмотря на то, что машины полегчали и на них появились моторы Ferrari (прошлогодней модели), быстрее они не стали.

В следующем сезоне Sauber лишится своего первого пилота Мики Сало, который приступит к тестам нового автомобиля Toyota, а в 2002 г. станет одним из основных пилотов японской команды-дебютанта. Вместо него в Sauber придет Ник Хайдфельд, проведший неудачный сезон в команде Prost. Имя второго пилота неизвестно. Команда рассчитывала пригласить молодого финского гонщика Кими Райкконена, но он должен сначала получить от FIA суперлицензию, дающую право выступать в гонках Гран-при. Учитывая неопытность финна, шансы его невелики.

Немаловажная деталь: у Sauber Petronas довольно маленький бюджет, и она, к сожалению, не может позволить себе иметь собственную аэродинамическую трубу.

Jaguar Racing

Это был первый сезон для команды Stewart Racing под новым названием. В конце 1999 года трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт продал «конюшню» компании Ford, которая долгое время была его работодателем. Новый владелец дал команде имя Jaguar в честь одной из своих марок, хорошо известной в автоспорте.

В 2000 году с руководящего поста ушел в отставку по состоянию здоровья Пол Стюарт, и его заменил Нил Ресслер.

Результаты команды оказались значительно хуже, чем ожидалось после сезона-99, блестяще проведенного ее предшественницей.

Проблемы возникали главным образом с общей системой подачи масла для коробки передач и двигателя. Конструкция сцепления также имела недостатки, которые приводили к плохим стартам. Кроме того, были недоработки в аэродинамике задней части машины.

В 2001 году за Jaguar будут выступать Эдди Ирвайн и Лучано Бурти, тест-пилот  этой команды в нынешнем году, заменивший Ирвайна на Гран-при Австрии.

Gauloises Prost Peugeot

Четвертый год управления собственной командой стал для четырехкратного чемпиона Алена Проста настоящим кошмаром. Машины шли медленно и страдали отсутствием надежности. Возможно, в следующем сезоне команда откажется от общей системы подачи масла для коробки передач и двигателя.

До предельно низкой точки в сезоне Prost Peugeot опустилась на Гран-при Австрии, когда нервничавший Жан Алези напоролся на машину Ника Хайдфельда, в результате чего тот и другой вылетели с трассы. Оба автомобиля не закончили восемь гонок из семнадцати.

Тем не менее команда возлагает надежды на будущий год. Ален Прост подписал договор о поставке моторов Ferrari (аналогичный контракту команды Sauber). Команда получит «чемпионские» двигатели нынешнего года, а также коробки передач, выхлопную систему и часть задней подвески.

Кроме того, в команду приглашены два опытных специалиста, долгое время работавшие в топ-командах: Жоан Вилладельпрат — на должность управляющего директора, Анри Дюран — технического директора.

По окончании чемпионата стало известно, что Жан Алези останется в команде. Имя второго пилота названо не было.

Telefonica Minardi Fondmetal

Telefonica Minardi Fondmetal не набрала ни одного очка, но сезон сложился для нее не так уж плохо. На результаты команды отрицательно повлиял маломощный мотор Cosworth двухлетней давности. Впрочем, хотя обе машины почти всегда стартовали с последнего ряда, они шесть раз оказывалась в первой десятке финишировавших.

В конце сезона глава Fondmetal Габриэле Руми продал часть акций команды американской телекомпании PSN. Возможно, это поможет Minardi, у которой самый маленький бюджет в «Формуле 1».

У команды все еще нет договора о поставке моторов на следующий год. Cosworth будет снабжать двигателями только команду Jaguar. Проблема достаточно серьезная, если учесть, что фирма Mugen ушла из «Формулы 1», а компания Renault намерена сконцентрироваться на команде Benetton, владельцем которой она теперь является.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий