За пять последних сезонов автомобильные компании инвестировали в «Формулу-1» более шести миллиардов долларов: в среднем по $1,2 млрд­ в год. Ради чего автопроизводители тратят такие деньги, и окупаются ли колоссальные затраты? Владимир Маккавеев фото автора, Toyota, Renault, Ferrari, Mercedes-Benz

«Формула 1». Ferrari

© Фото: Ferrari

«Формула 1». Toyota

© Фото: Toyota

За почти 60-летнюю историю «Формулы-1» покорить гоночный Олимп пытались 16 крупных автомобильных фирм. 14 из них выставляли в Большом цирке заводские команды. Еще две — Ford и Peugeot — ограничились поставками моторов. Вектор успеха у всех оказался разный. Одни, как Aston Martin, Bugatti, Lamborghini, Lancia и Jaguar, уже после нескольких сезонов, а то и гонок, покидали Ф-1 не солоно хлебавши. Другие, по примеру Porsche, Alfa Romeo и Maserati, удовлетворились несколькими громкими успехами. Третьи — Ferrari, Mercedes-Benz и Renault — продолжают свой победный марш по сей день. А кто-то, как BMW, Honda и Toyota, вот уже много лет бестолково топчется на месте. В томительном ожидании случайной улыбки фортуны автопроизводители швыряют к ногам «гоночной королевы» сотни миллионов долларов, но никакие золотые горы не гарантируют успеха. Так ради чего же автомобильные компании ежегодно вкладывают в Ф-1 огромные деньги, и окупаются ли их инвестиции? Давайте по­пробуем оценить эффективность капиталовложений.

Сегодня свои команды в Ф-1 имеют шесть автопроизводителей. Уточним, что хотя McLaren формально не является заводской командой Mercedes-Benz, контрольный пакет акций британской «конюшни» принад­лежит немцам. Лидерство по объ­емам инвестиций прочно удерживают японские компании. Капиталовложения Honda перевалили за $400 млн в год. Toyota чуть скромнее — в прошлом году фирма инвестировала в программу Ф-1 «лишь» $275 млн. Не намного отстают и нем­цы: на протяжении трех последних сезонов содержание гоночных команд обходится Mercedes и BMW в $220–240 млн. Скромнее всех инвестиции Renault и Fiat. Как это ни удивительно, но два концерна, которые с 2000 года делят между собой все титулы Большого цирка, вкладывают в свои программы намного меньше собственных средств, нежели конкуренты.

«Формула 1». Toyota

© Фото: Toyota

«Формула 1». Renault

© Фото: Renault F1 Team

После того как в 2005 году у руля Renault встал «убийца расходов» Карлос Гон, многие были уверены, что он прикроет дорогостоящую программу Ф-1. И хотя две победы в чемпионате мира спасли гоночную команду от расправы Гона, тот все равно заморозил собственные инвестиции Renault на уровне $110-130 млн. Это в 3,5 раза меньше, чем у Honda. Но и это еще не рекорд: Fiat тратит на содержание команды в два раза меньше Renault! Славная история, громкое имя и победы Ferrari как магнит притягивают деньги спонсоров. В первую очередь речь идет о Philip Morris, единственном табачном гиганте, оставшемся в Ф-1 после запрета рекламы сигарет. Гигантские 200-миллионные инвестиции Marlboro позволяют Fiat максимально сократить затраты. Да, гоночная команда полностью съедает весь доход Ferrari от производства серийных автомобилей — около $40 млн. Но при этом собственные инвестиции Fiat составляют всего $6 млн.

Столь низкие объемы капиталовложений вкупе с 350-миллионными спонсорскими вливаниями и успешными выступления- ми в гонках позволяют Fiat уверенно удерживать первое место по окупаемости вложенных средств. За два последних сезона Ferrari одержала 18 побед и завоевала 405 зачетных очков, потратив на программу Ф-1 около $92 млн собственных средств Fiat. Таким образом, каждая победа в Гран-при обошлась концерну всего в $5,1 млн, а каждое завоеванное очко — в $227 тыс. Для сравнения: у Renault эти показатели выглядят как $30/0,933 млн, у Mercedes — $57,75/1,408 млн. Пожалуй, лишь эта тройка реально окупает свои капиталовложения в Большой цирк. Что же до остальных автопроизводителей, то если результаты BMW выглядят хотя бы более или менее прилично, то показатели японских компаний просто удручают.

Стоит ли игра свеч, решать, конечно, руководству концернов. Но факт остается фактом: придя в начале тысячелетия в Ф-1, Toyota и Honda сделали себя заложниками королевы автоспорта. Уйти сейчас значит признать поражение и нанести удар по имиджу марки. Поэтому японцам не остается ничего другого, как год за годом вкладывать в гоночную программу все новые и новые миллионы долларов, а затем ждать милости Фортуны. Однако пример самураев отнюдь не заразителен. Volkswagen и Suzuki на рубеже веков также подумывали о дебюте в Ф-1, но быстро отказались от таких планов. Слишком уж дорого обходится автопроизводителям успех в королевских гонках.

По итогам двух последних сезонов завоевание каждого зачетного очка в «Формуле-1» обходится Toyota в 10,5 млн долларов. В то время как Fiat на каждую победу Ferrari тратит в два раза меньше собственных средств — лишь $5,111 млн. Очки же обходятся Scuderia всего в $227 тыс. — это абсолютный рекорд современной «Формулы-1».

 

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий