Редкий случай, когда мое мнение о стране во многом формировалось под давлением эмоциональной составляющей. Зато я укрепилась во мнении, что автоспортом должны заниматься люди, увлеченные идеей и болеющие за свое дело. И никак иначе

Даже не так. По моим впечатлениям, это два полюса: локальная территория Грейт Нойда в штате Уттар-Прадешь, там, где построен Buddh International Circuit, и страна Индия. Да и это определение не совсем точное, так как даже этот оазис «Формулы-1» наполнен местным колоритом. Мы, люди, в той или иной степени имеющие отношение к «Большим призам», привыкли к определенным стандартам. А специфика индийского Гран-при добавила к этим гласным и негласным правилам сильную эмоциональную составляющую. И у меня, как у женщины, она, вероятно, преобладала. А посему я и заставила себя все увиденное поделить на две части: первая — это впечатление от Индии, страны, от знакомства с которой я ждала многого, и вторая — восприятие непосредственно Гран-при.

Виталий Петров
© Фото: Lotus Renault GP

Есть слоган: incredible India (невероятная Индия), который полностью соответствует тому, что я увидела. Страна невероятно бедная. Это притом, что проживает здесь немало миллионеров. Лачуги, которые с трудом можно назвать жилищем, гниющие кучи мусора, на которых гордо возлежат «священные» коровы, голые, простите, попы вдоль дорог, так как туалеты в домах обычных жителей отсутствуют. Мои рассказы о крысах, бегавших по паддоку и кузнечиках величиной с ладошку, процитировали, пожалуй, все заинтересованные российские средства массовой информации. Дорожное движение в Индии — это особая «песня». Представьте себе старый автобус ЛиАЗ, увешанный грязной мишурой и с развевающимися из раскрытых окон выцветшими занавесками, несущийся на предельной скорости. Салон полностью заполнен, позади автобуса площадка, на которой стоят шесть-восемь колоритных загорелых мужчин, а еще человек 40 разместились на крыше. Причем, если водитель сбился с маршрута, ему ничего не стоит здесь же развернуться и по встречке отправиться в обратный путь. «Мотопарк» здесь такой, что Италия отдыхает. Картины также весьма живописные. Вот классический выезд индийской семьи: за рулем мопеда восседает в шлеме (ведь он водитель!) папа, перед ним ребенок, позади мама. Между папой и мамой ребенок поменьше, а сзади за маму держится мартышка. И все это в бешено мчащемся, гудящем клаксонами потоке. Светофоры еще как-то уважают, но если водителю очень нужно, то он, нажав на клаксон, без сомнений едет на красный свет. Все просто помешаны на скорости. В общем, здесь каждый водитель… Нет, конечно же, не Шумахер. Он либо Нараин Картикиян, либо Карун Чандхок. Кстати, еще один популярный в Индии персонаж —  Дженсон Баттон. Но связано это с тем, что Дженсон стал в Индии лицом бренда Johnnie Walker, одного из спонсоров команды McLaren. А с алкоголем у индийцев особые отношения.

Совладелец Lotus Renault GP Жерар Лопес результатом Гран-при Индии разочарован
© Фото: Lotus Renault GP

Нужен ли Индии Гран-при?

Теперь, по моему глубокому убеждению, это вопрос праздный. Индия — весьма позитивный пример того, как люди, имеющие огромное желание и, разумеется, финансовые возможности, смогли реализовать грандиозный проект. Можно говорить о том, какие индийцы плохие организаторы и насколько им мешает природная лень, можно перечислить массу недоделок и посетовать на менталитет, затрудняющий общение, сослаться на различие стандартов… Но при всем при том гонку посетили 100 000 зрителей, было продано 80 000 билетов (причем проданы они были за два месяца до гонки, а еще за две недели до Гран-при было неизвестно, состоится ли он). И вопрос может заключаться лишь в том, есть ли у организаторов Гран-при Индии желание прислушаться к критике и исправить те самые недоделки. Если так, то, по моему мнению, у этой гонки большие перспективы.

Виталий Петров
© Фото: Lotus Renault GP

Квалификационные заезды я смотрела вместе с автором проекта трассы Германом Тильке, и было интересно наблюдать, как он переживал во время заездов. И когда после квалификации к нам пришел Виталий Петров, я попросила Германа открыть секрет и дать Виталию совет, где на этой трассе наиболее подходящие места для обгонов. На это Тильке ответил: «Никаких секретов — эта трасса почти на всем ее протяжении приспособлена для обгонов!» Возможно, это не очень корректно, но я сравнивала гонку на Buddh International Circuit с дебютом годичной давности — Гран-при Кореи. И отметила безусловное превосходство первой. Правда, была и доля везения в том, что гонка не пришлась на сезон дождей, и выезжавшие на траву автомобили не утопали в грязи, как это было в Корее. Промоутор гонки, компания Jaypee Group, арендуя земельный участок под трассу и занимаясь строительством, не ставила задачу заработать непосредственно на Гран-при. Доход будет приносить созданная вокруг трассы инфраструктура, включающая гостиничные и развлекательные комплексы. И я могу подтвердить, что вся страна жила этой гонкой. Мне удалось достаточно много поездить по Индии, и везде попадались плакаты с изображением болида Force India и надписью: «Одна страна, одна команда». Согласитесь, достойный пример сильной национальной идеи. Трибуны и даже трава зон безопасности были покрашены в мотивах государственного флага. О том, что Нараин Картикиян и Карун Чандхок здесь просто национальные герои, я уже говорила выше. Даже кассир, продававший билеты для входа в Таджмахал, живо поинтересовался, почему в гонке не поедет Чандхок. А когда я, уезжая из Индии, опоздала к регистрации на мой рейс, то виза, подтверждавшая причастность к «Формуле-1», послужила своеобразной индульгенцией. И еще один момент, который меня сильно тронул. Ни на одной трассе я не слышала, в какой тишине люди слушали национальный гимн. От этой тишины просто звенело в ушах.

Виталий Петров: «В боксах я совершил ошибку в работе со сцеплением,
что привело к потере времени».
© Фото: Lotus Renault GP

Гонка

Я думаю, что команда недовольна результатами Гран-при (Виталий Петров — 11-й, Бруно Сенна — 12-й). На этот раз у автомобилей была необходимая скорость, была использована верная тактика, и от пилотов можно было ждать более высоких результатов. К сожалению, Бруно столкнулся с техническими проблемами: на его машине KERS не работал на протяжении почти всей гонки. Что касается Виталия, то, возможно, на него как-то повлияли особенности климата, которые не позволили ему выложиться на сто процентов. Кроме того, была и его ошибка при работе со сцеплением на пит-стопе. Сам Виталий очень разочарован результатом. Любому пилоту тяжело признавать, что он допустил ошибку. Не скрою, атмосфера в команде сейчас достаточно напряженная. Когда выйдет в свет этот номер журнала, позади уже будет Гран-при Абу-Даби, и ситуация наверняка «разрулится». Но на момент окончания Гран-при Индии борьба за пятое место в Кубке конструкторов приобрела особую остроту. И это не просто чисто спортивный результат. Понятно, что чем выше команда расположена в итоговой таблице, тем больше будет объем финансирования со стороны менеджмента «Формулы-1». И любая помарка в гонке обретает все большую цену. Чем ближе финиш сезона, тем больше давление и меньше права на ошибку.

Нет сомнения, что в Индии «Формула-1» пришлась ко двору…
© Фото: Lotus Renault GP

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий