Сначала западных журналистов удивляла девственная белизна его спортивных автомобилей, свидетельство полного отсутствия спонсоров. Позже — целеустремленность российского пилота. Логично предположить, что следующим поводом для удивления будут его результаты

.

В прошлом году, готовя материал о Станиславе Грязине (см. № 5, 2001), я не предполагал, что вскоре вновь найдется повод для встречи с ним, а лейтмотивом беседы станет цепь внешне нелогичных решений, принятых Станиславом. Согласитесь, весьма сомнительный способ приобретать опыт выступлений, «разбирая» один Lancer за другим на раллийных трассах, набивая шишки в прямом и переносном смысле. Хотя, в результате, на смену «званию» «раллист бизнес-класса» пришел официальный титул абсолютного чемпиона России.

Да и первый раз на этап чемпионата мира, в 99-м, он отправлялся не просто «на людей посмотреть». «Мне важно было самому понять, смогу ли я достойно бороться в компании сильнейших раллистов мира», — объяснял Станислав. (Позже тезис «понять самому» стал гоночным кредо Грязина.) Довольно быстро понял, что сможет, а на прошлогоднем ралли Tour de Corse финишировал третьим в группе N.

Казалось, теперь все войдет в логическое русло, и в нынешнем сезоне Грязин сконцентрируется на «стандартной» группе. А он покупает в Toyota Team Europe… Corolla WRC.

Пытаюсь разгадать логику его поступка: «В чемпионате семь заводских команд с колоссальными бюджетами и опытнейшими пилотами. Объективно, в “табели о рангах” ты окажешься ниже их!..» Ответ обескураживает: «Неужели ты до сих пор не понял, что я езжу не из-за титулов и мест? Если бы все упиралось лишь в победы, выбрал бы этап чемпионата Европы с коэффициентом “два” и постарался там победить. Я хочу понять, смогу ли ехать так же быстро, как заводские гонщики». Чуть позже Стас добавляет: «Правда, строя планы на этот сезон, я хотел попытаться стать чемпионом мира в группе N. Но, думаю, FIA постепенно свернет эту группу, а быть лидером умирающего класса мне неинтересно».

Решение диктовали, конечно, не эмоции, тем более что был выбор: попробовать свои силы в классе WRC или выступать в новой категории «Супер 1600». Все определял бюджет. «Сезон в “суперах” я бы осилил, — размышляет Грязин. — А вот “уорлд ралли кар” требует совершенно иных затрат. Но этот класс мне интересен, я должен был понять, смогу ли управлять WRC. Тогда и переговоры со спонсорами можно вести». Обратите внимание — и здесь Станиславу важно было «понять самому».

Пожалуй, можно назвать логичным выбор автомобиля. Заводской раллийной программы у Toyota нет, поэтому все ее технические разработки — в распоряжении клиентов. Год рождения машины Грязина — 1998-й. Две гонки на ней проехал Карлос Сайнц, затем Corolla попала в Польшу, где была серьезно разбита. В Toyota Team Europe ее практически собрали заново, установили мотор последней спецификации. В результате был подготовлен достаточно современный, конкурентоспособный автомобиль с двумя активными дифференциалами и гидроэлектронным переключением передач. «Оказалось, что управлять этой машиной легче, чем Mitsubishi группы N. А уж про настройки и говорить нечего — за полдня можно провести такую тестовую работу, для которой в группе N и недели бы не хватило, — делится впечатлениями Стас. — Сложнее было в плане психологическом. Нужно заставить себя входить в поворот значительно быстрее, да еще и боком — именно в таком режиме автомобиль хорошо управляется. “Вкатывание” не проходит — при необходимости уже не удастся довернуть».

В нынешнем сезоне решено проехать все асфальтовые этапы чемпионата мира — этот тип покрытия больше импонирует Грязину, чем грунт. Дебют состоялся на ралли Tour de Corse и закончился неожиданным сходом. Неожиданным, потому что французскому ралли предшествовали тесты в Испании, а там вся тренировочная неделя прошла в сухую погоду и попробовать «дождевые» настройки не удалось. На Корсике же дождь начался уже в первый день гонки. «Я люблю дождь, и езда по мокрому асфальту у меня получается хорошо. Но здесь я с ужасом обнаружил, что не могу понять поведение автомобиля на мокром покрытии. Полная рассогласованность действий!» — рассказывает Станислав. В конце концов попытки обуздать WRC закончились улетом с трассы. К счастью, машина не пострадала, и через неделю экипаж Станислав Грязин — Дмитрий Еремеев уже стартовал на ралли Сatalunya-Costa Brava.

В Испании все прошло достаточно гладко. Технических проблем, если не считать перегрева тормозов из-за того, что Стас при торможении пользуется левой ногой, практически не было. Неплохо адаптировались и к переработанной форме записи стенограммы. На финише были семнадцатыми в абсолютном зачете!

…Застать Станислава Грязина в Москве — дело сложное. Еще сложнее «выцарапать» у него «окно» для беседы в расписанном по часам деловом графике. Не менее плотен и календарь выступлений: в мае экипаж отправится в Турцию на этап чемпионата Европы с коэффициентом «20», еще один европейский этап ребята проедут на Мадейре, но основной акцент — на Германию и Италию, этапы чемпионата мира.

В планах и гонки гравийные, но это уже на Mitsubishi, подготовленном по группе А — две спецификации WRC, асфальтовая и гравийная, пока роскошь непозволительная. Да и «география» гравийных ралли более компактна: Финляндия, Латвия и Эстония.

«Все сверстанные планы реальны до первой серьезной аварии, — прагматично замечает Станислав. — Машина жесткая, очень надежная и “слегка” разбить ее невозможно. А серьезный ремонт потребует и серьезных денег. Пробовал договориться со страховыми компаниями, но те — видимо, учитывая высокую стоимость автомобиля — считают наступление страхового случая весьма реальным».

Ну, а пока же девственно белая Toyota Corolla WRC с российскими флагами на стеклах продолжает удивлять западных журналистов, давая им пищу для размышлений о загадочном русском характере.

Источник: 5koleso.ru