Гоночная реформа происходит в американских гонках NASCAR. Попытка снизить расходы и повысить безопасность

Автоспорт – дитя технического прогресса. А посему, для того чтобы идти в ногу со временем, в гоночном хозяйстве необходимо проводить регулярные ревизии. И, как ни парадоксально это звучит для спорта высоких скоростей, стараясь… время не опережать

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

Очередная гоночная реформа происходит за океаном, в американских гонках
NASCAR. Сегодняшний автомобиль, выступающий в серии Nexstel Cup, не имеет ничего
общего с серийными сородичами. Основой кузова является пространственная трубчатая
рама, а детали обвеса изготавливаются вручную из металлического листа. Соответствие
кузова техническому регламенту определяется с помощью специальных шаблонов,
которым должны соответствовать профили отдельных частей кузова. Атмосферные
5,87-литровые карбюраторные моторы имеют мощность около 800 л. с., но в гонках
на длинных треках объем воздуха, попадающего в двигатель, ограничен рестриктором,
вполовину снижающим мощность мотора. На коротких овалах — шорттреках, характеризуемых относительно невысокими скоростями, рестрикторы не устанавливаются, но особое внимание уделяется аэродинамике, способной обеспечить высокую прижимную силу, а на длинных прямых super-speedway, важно снизить площадь лобового сопротивления.

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

Почти 30-летняя успешная история гонок NASCAR сегодня переживает революцию — на гоночные треки выходит Car of Tomorrow (COT). Руководство Ассоциации главным пунктом новой программы считает повышение безопасности гонок — гибель в 2001-м на Daytona-500 великого Дэйла Энхарда по-прежнему заставляет возвращаться к этой проблеме. Второй важной задачей программы «Автомобиль будущего» стала попытка снизить расходы, а значит, частично нивелировать возможности маленьких и больших команд.

Основные агрегаты и их расположение в новом автомобиле остались прежними, а вот размеры кузова увеличились по всем параметрам. Это позволило сделать кокпит более просторным и в боковой части усилить защиту пилота пластинами из энергопоглощающего пенопласта. В передний бампер интегрирован регулируемый сплиттер, создающий прижимную силу на передней оси, а вместо привычного заднего спойлера появилось антикрыло. Угол атаки антикрыла может меняться в небольшом диапазоне, а его вертикальные кромки различной конфигурации позволяют оптимизировать аэродинамическую составляющую в поворотах. Такой аэродинамический пакет, по мнению конструкторов, должен сделать гонки более интересными для зрителей — разрежение воздуха,
созданное за впереди идущей машиной, позволяет совершать обгоны слипстримом.

С другой стороны, диапазоны регулировок и переднего сплиттера, и заднего антикрыла невелики, и автомобилю без сколь-либо серьезных аэродинамических настроек придется выступать и на шорт-треках, и на супер-спидвеях, и на дорожных трассах. Таким образом, сравнение аэродинамических качеств «традиционных» машин и «автомобилей будущего» явно не в пользу последних.

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

Проект Car of Tomorrow дебютировал в конце мая нынешнего года на трассе в Бристоле, а всего в этом сезоне «автомобилям будущего» предстоит принять участие в 16 гонках. В 2008-м планируется их выступление во всех гонках Nextel Cup. Оправдываются ли ожидания? Комментировать пока рано — в командах жалуются, что организаторы с опозданием предоставили технический регламент COT, и в ходе гоночного сезона, пришлось работать над двумя версиями автомобилей. «Нам это уже стоило порядка 1,5 млн долларов на один автомобиль, — сетует владелец команды Чип Ганасси. — Новый проект должен развиваться постепенно, позволяя командам адаптироваться к новым технологиям и оптимизировать затраты. Быстрое введение нового регламента по требует затратить на одну машину 3–4 миллиона дол ларов, а это далеко не всем по карману». С Чипом согласен и шеф команды Richard Childress Racing Джил Мартин, но в будущее он смотрит с оптимизмом: «С точки зрения долгосрочных инвестиций, проект COT — весьма эффективное денежное вложение.

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

Уже в 2008-м, когда программа начнет работать в полную силу, мы должны почувствовать снижение финансовых затрат. Важно, что эта программа разрабатывалась с учетом увеличения безопасности гонщиков. Сейчас считается, что новый автомобиль управляется несколь ко хуже традиционной версии, но работы в этой области ведутся, а результаты, показанные новинкой, совсем не плохие».

И еще балл в пользу проекта Car of To morrow: число производителей, участвующих в Nexstel Cup, увеличилось. Кроме Chev rolet, Ford и Dodge, шанс для органичного входа в се рию получила Toyota. «Программа Car of Tomorrow — великолепная возможность для новичков войти в эти гонки, — говорит шеф проекта из Toyota Ra cing Ли Уайт. — Нам нет смысла заниматься разработкой существовавшей версии, и мы целиком фокусировались на проекте COT. Убежден, что эта программа способна во многом уравнять шансы соперников». Маркетинговую выгоду из новой программы стараются извлечь и другие производители: у Chevrolet к модели Monte-Carlo добавилась Impala, а Dodge меняет Charger на Avenger. Что ж, автомобили нужно продавать, а гонки NASCAR как нельзя лучше способствуют этому бизнесу. И еще. Новые гоночные машины NASCAR гораздо больше похожи на серийные версии. А это то, чего так не хватает гонкам «сток-каров».

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

NASCAR вчера и сегодня

По легенде, которая со временем стала официальной версией рождения соревнования «сток-каров», идею гонок на овалах подкинули плохие парни. Во времена действия сухого закона контрабандисты, в свободное от «гонок» с полицией время, соревновались между собой в мастерстве вождения на овалах, размеченных прямо в полях.

Путь «из грязи в князи» для ныне популярнейшего в Новом свете зрелища начался в 1948 году, когда по инициативе Билла Франса была создана National Association for Stock Car Auto Racing (NASCAR), а в 1959-м в строй вступило поистине культовое сооружение — 2,5-мильная овальная трасса Daytona International Speedway. Соревнования, проходящие под эгидой Ассоциации, быстро обрели популярность, стали пополняться влиятельными спонсорами, получили прямые телетрансляции.

Вместе с ростом популярности возникала необходимость перманентного реформирования правил и самой тенденции развития гонок NASCAR. Поменялся титульный спонсор главной серии NASCAR, которая теперь носит название Nexstel Cup Series, менялась система начисления очков, но наиболее серьезные изменения претерпели технические требования. Да и бюджеты, необходимые для успешного выступления на овалах автодромов и на городских трассах, росли как на дрожжах. Неслучайно каждая из топ-команд кроме титульного спонсора сегодня имеет еще с десяток партнеров.

JACK DANIEL`S RACING TEAM

© Фото: JACK DANIELS RACING TEAM

Директор команды Richard Childress Racing Джил Мартин говорит о том, что, к примеру, автомобиль Chevrolet Monte Carlo, выступающий в Nexstel Cup, стоит порядка $325 000. И это без учета инженерных исследований, работы на перспективу, испытаний в аэродинамической трубе — истинные затраты на то, чтобы сделать автомобиль NASCAR по настоящему конкурентоспособным, подсчитать трудно.

Что касается стоимости всего сезона, то для ведущих команд эта сумма составляет пятнадцать–двадцать миллионов долларов. Да что там говорить, если комплект из четырех шин Goodyear стоит 1900 долларов…

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий