Да, на своей земле воевать легче. И неудивительно, что финские раллисты имеют очень хорошую статистику выступлений на этапе чемпионата мира, проходящем в стране Суоми. Но статистика статистикой, а схватка с «иноземцами» на Neste Oil Rally Finland — 2010 была жаркой

Neste Oil Rally Finland — 2010

© Фото: 5 колесо

Neste Oil Rally Finland — 2010. Кими Райкконен

© Фото: 5 колесо

Эта гонка, отметившая в нынешнем году свой 60‑летний юбилей, всегда была культовой в календаре чемпионата мира. И одной из самых быстрых. Только семеро из «не финнов» удостаивались здесь победы, занимая при этом почетное место в мировой раллийной истории. Как известно, прогнозы — вещь неблагодарная, но мы не исключаем, что именно этот раунд нынешнего мирового чемпионата, стал решающим в борьбе за чемпионский титул. Накануне финского ралли ситуация в чемпионате выглядела так: лидер Citroen Total Себастьян Лоэб, имея 151 очко, возглавлял зачет пилотов, а вторую позицию с 100 баллами занимал его тезка, Себастьян Ожье. Нужно отметить, что Себастьян-младший, представлявший по ходу чемпионата Citroen Junior Team, на сей раз защищал цвета самой что ни на есть заводской «конюшни». А место в «юниорской команде» занял Дани Сордо. Что касается пилотов BP Ford Abu Dhabi Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы, то в личном зачете они занимали третье и четвертое места с 86 и 80 очками соответственно, а в зачете изготовителей Ford уступал Citroen 47 пунктов.

Neste Oil Rally Finland — 2010. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Neste Oil Rally Finland — 2010. Петтер Солберг

© Фото: 5 колесо

Если принять во внимание новую систему подсчета очков, благодаря которой победитель получает 25 баллов, занявший второе место 18, а третий призер — 15, то можно было ожидать по-настоящему бескомпромиссной борьбы. Во всяком случае, в начальной фазе ралли. Почему? Да потому, что при вполне конкретных целях в чемпионате задачи участников в данной гонке были разными. Было ясно, что финны бросятся в бой с открытым забралом, стараясь использовать свою козырную карту и поправить дела в турнирной таблице. После «Финляндии» в календаре чемпионата останется еще пять этапов, три из которых пройдут на асфальте, где Себастьян Лоэб признан записным фаворитом. А в том, что лидер чемпионата в Финляндии будет действовать исходя из ситуации, сомнений не было. Сам Лоэб в предстартовых интервью не раз отмечал, что финское ралли — не его вотчина, но именно он стал одним из той самой семерки «не финнов», одержав в 2008‑м победу в «битве под Ювяскюля». Себастьяну Ожье также предстояло действовать по обстановке: или молодому пилоту будет предоставлен карт-бланш, или ему предстоит в очередной раз стать заложником командной тактики. Что касается надежды на успех хозяев ралли, то она подкреплялась той самой статистикой. В прошлом году Микко Хирвонен одержал здесь победу, и это был его четвертый подряд подиум на домашнем этапе. Тогда же неплохо выступил и Яри-Матти, поднявшийся на третью ступень пьедестала. Правда, Себастьяну Лоэбу он все же уступил.

Neste Oil Rally Finland — 2010. Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

Neste Oil Rally Finland — 2010. Юха Канккунен

© Фото: 5 колесо

Но к черту прогнозы и статистические выкладки, когда речь идет о таком событии, как ралли «1000 озер» (согласитесь, прежнее название было красивее, чем нынешнее «Ралли имени масла Neste»). Сказать, что в эти дни центр ралли, город Ювяскюля живет гонкой — значит ничего не сказать. Нужно самому увидеть толпы болельщиков в сервисном парке и ряды зрителей вдоль трасс спецучастков. Даже на перегонах группы фанаты ралли ожидают своих кумиров. И к последним относятся не только экипажи заводской команды. К примеру, соотечественники по-прежнему прощают чемпиону «Формулы-1» Кими Райкконену его не слишком яркие выступления в ралли и верят, что Кими тоже войдет в славную когорту «летающих финнов». А как вам появление в составе команды Stobart M-Sport Ford 51‑летнего Юхи Канккунена? Последний раз за руль автомобиля WRC четырехкратный чемпион мира сел в 2002 году на этапе чемпионата мира в Великобритании (ралли, которое стало дебютом в WRC для Латвалы), а четыре года спустя мы встречались с Юхой в Лапландии, в его Driving Academy. И тогда на вопрос о причинах окончания карьеры Канккунен ответил: «Согласитесь, 23 года выступлений — срок вполне достаточный для одного человека. За это время только в ралли я проехал более двух миллионов километров. И это нормально, когда в один прекрасный день ты сам себе говоришь “достаточно”. Кроме раллийных автомобилей в мире существует еще масса интересных вещей». Нет, не отпускает ралли… На этой гонке Юха сам определил себе соперника, сказав, что с заводскими пилотами он вряд ли сможет потягаться, а вот с Райкконеном поборется с удовольствием.

Neste Oil Rally Finland — 2010. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Neste Oil Rally Finland — 2010

© Фото: 5 колесо

В этом году организаторы 60-го ралли «Финляндия» воспользовались соответствующим пунктом правил и изменили формат гонки. Таким образом, нынешний этап стал одним из самых коротких в истории WRC, уступив с 1973 года по этому показателю лишь одному раунду. Это было… ралли «1000 озер» 1975 года. На сей раз суммарная протяженность спец­участков составила 310 км, но, с учетом двухдневного формата гонки, экипажам легче не стало: в первый день им предстояло провести за рулем 15 часов, во второй — 14. Да и на сон оставалось часов по 6.

Первым свои амбициозные планы в юбилейной гонке продемонстрировал Петтер Солберг, победивший на первом спецучастке. Пусть это был короткий «суперспешл», но все же… Петтер представляет команду «имени себя» и время от времени об этом напоминал, говоря, что машины заводских команд — это совсем иной коленкор. Хирвонен, Латвала, П. Солберг, Лоэб — это уже второй спецучасток. Как лидер чемпионата, Лоэб стартовал первым, но роль «бульдозера» ему не слишком мешала: «Условия неплохие, и я не чувствую, что чищу дорогу». А вот Хирвонен ворчал: «Могло бы быть и лучше. Дорога становится все мягче, и возможно, лучше стартовать первым». Казалось бы, пока происходит «пристрелка», но уже два следующих спецучастка во многом определили исход всего ралли. На финиш 22‑километрового спецучастка Citroen Лоэба приезжает с повреждением переднего спойлера, а Ford Хирвонена — с разбитым лобовым стеклом. «Не знаю, где это произошло! Особенно и не атаковал… Я удивлен, насколько повреждение спойлера влияет на управляемость», — разводил руками Лоэб. Недоумевал и Хирвонен: «Вроде бы использовал старые траектории…». И оба лукавят: лично видели, как оба сшибали столбики, установленные накануне маршалами. А на следующем спецучастке Хирвонен на приземлении после трамплина совершает «крышу» в пять оборотов. Слава богу, экипаж жив и здоров.

Болельщики

© Фото: 5 колесо

Кими Райкконен и Томми Мяккинен

© Фото: 5 колесо

Пять из одиннадцати спецучастков первого дня позади, и ралли возглавляет Петтер Солберг. Чуть больше 1 секунды уступает ему Яри-Матти Латвала, 5 секунд Дани Сордо, 11,8 секунды Себастьян Ожье. Сордо полон решимости доказать молодому «выскочке» Ожье, что место в заводской команде по праву принадлежит ему, а «ссылка» в Junior Team — явление временное. Лоэб с отставанием от лидера в 19 секунд занимает пятое место, а первую десятку замыкает Юха Канккунен. В то же время было ясно, что это лишь позиции для атак, которые наверняка будут предприняты уже во второй половине дня. «Я счастлив своим утренним результатом, — радовался в сервисном парке Себастьян Ожье. — У меня прекрасный автомобиль, и я привел его в сервис-парк без единой царапины. Да, другие были быстрее, но они и рисковали больше. Я же старался выбирать скорость с учетом недостатка опыта». Латвала был под впечатлением аварии Хирвонена, а Лоэб говорил о том, насколько важна хорошая аэродинамика, и что ему стоило больших трудов удерживать машину на дороге. Самое оптимистичное настроение было у Юхи Канккунена: «Никаких проблем, одно наслаждение! Машины WRC просто фантастические и по управляемости, и по работе подвески, с поразительной эффективностью тормозов. И все же… World Rally Car — это машины для мальчиков, а для мужчин были автомобили группы B».

Малколм Уилсон и Оливье Кенель

© Фото: 5 колесо

Мойка

© Фото: 5 колесо

На первом же после сервиса спецучастке Яри-Матти «съел» Петтера, а Ожье обошел Сордо. Но ралли «Финляндия» с пугающей регулярностью предупреждало о том, что риск на этой стремительной гонке должен быть дозированным. Едва ускорился Хеннинг Солберг, надеясь обойти своего младшего брата, как тут же его Ford Focus RS WRC оказался в канаве. Латвала, Петтер Солберг (+ 9,8 с), Ожье (+21,8 с), Лоэб (+32,0 с)… Так закончился первый день ралли. «Завтра мне предстоит расчищать трассу, но с этим придется мириться, если хочешь победить. Применить тактические решения невозможно — Солберг буквально дышит мне в спину», — говорил лидер гонки Яри-Матти Латвала. Себастьян Лоэб: «Я терял время, расчищая дорогу, и теперь мне будет трудно догнать лидеров. Но завт­ра посмотрим». Но было и так ясно, что Себа вполне устраивает третье место в гонке, проходящей на территории основных соперников. А уж там как получится.

Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

Себастьян Ожье

© Фото: 5 колесо

Накануне заключительного дня ралли Яри-Матти говорил, что больше всего опасается Петтера Солберга, но и Ожье с Лоэбом со счетов не сбрасывает. И правильно, так как на 13‑м спецучастке пилоты «двойного шеврона» провели массированную атаку. Самым быстрым был Лоэб, который разом отыграл у Яри-Матти более 7 секунд, а второй результат Ожье позволил тому обойти Солберга. «Возможно, я был излишне агрессивен в некоторых поворотах», — признал Яри-Мати. Не избежал неприятностей на этом спецучастке и Кими Райкконен — второй год подряд домашнее ралли складывается для экс-пилота «Формулы-1» не лучшим образом. Citroen Райкконена свалился в канаву, в результате чего оказались пробитыми два колеса. «Здесь нелегко быть быстрым на спец­участках, которые впервые увидел лишь во время ознакомления», — сетовал Кими, но на сей раз он смог продолжить гонку. Тем временем наступил кульминационный момент ралли. Ford надеялся на победу Латвалы, а задачей Citroen было заработать максимально возможное количество очков в копилку командного зачета. При этом Лоэб вполне мог побороться с Петтером Солбергом за третье место, а Ожье — за победу. Настал своеобразный момент истины. Лоэб был прагматичен: «Задача состоит в том, чтобы заработать очки, а победа необязательна. Я сделаю все для того, чтобы подняться на подиум. Но большего сделать не смогу». Интересно, а что творилось в душе у его тезки? Но «на людях» Ожье был не по годам мудрым: «Оливье Кенель доверяет нам, и я знаю, что мы обязаны быть на финишном подиуме. Мы должны рисковать, но при этом не переусердствовать». Лоэб свою задачу-минимум выполнил, но и Ожье все ближе подбирался к Латвале.

Юха Канккунен

© Фото: 5 колесо

Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

До финиша ралли оставалось всего два спецучастка, а Яри-Матти и Себастьяна разделяли лишь 10,6 секунды… Но теперь Латвала мог перевести дух — ему уже не нужно будет выполнять функции «бульдозера», так как по новым правилам последнюю секцию ралли первая пятерка проходит в реверсивном порядке. Тем не менее Яри-Матти был предельно собран: «Я не могу излишне рисковать, но и избегать риска не могу — я еще не победил». А вот Юха Канккунен радости уже не скрывал: «Вся моя семья будет встречать меня на финише. Но я не уверен, что захочу вернуть этот автомобиль после двух оставшихся спецучастков». Юха не только справился с Кими Райкконеном, но и занимал в ралли восьмое место. Финиш. «Это невероятно! Это — осуществленная мечта! Мне это снилось, когда я был маленьким мальчиком! Я был уверен, что смогу взойти на подиум, но не предполагал, что смогу победить», — эмоции переполняли 25‑летнего Яри-Матти Латвалу, ставшего самым молодым победителем этого культового ралли. Подвел итог ралли и Себастьян Лоэб: «Я хорошо сделал свою работу, и третье место неплохо для положения в чемпионате. Я знаю, что это не мое ралли».

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий