Недавний Гран-при России стал 100-м для компании Pirelli после возвращения итальянских шинников в Формулу-1 и, пожалуй, самым неоднозначным в короткой истории сочинской трассы

Сегодня уже мало кто об этом помнит, но именно итальянские покрышки стояли на Alfa Romeo 158 Нино Фарины — победителя самого первого Гран-при в истории чемпионатов мира Формулы-1 в британском Сильверстоуне в 1950-м. С тех пор итальянские шинники дважды уходили из Больших призов и дважды возвращались. Гран-при России — 2016 в Сочи стал юбилейным — сотым с момента третьего пришествия Pirelli в Формулу-1.

На тренировках в Сочи Red Bull провел первые испытания своей вариации системы защиты головы пилота, которую FIA намеревается сделать обязательной уже со следующего сезона

Так уж распорядилась история, что обычно в Формуле-1 юбилейные гонки редко кончаются успешно для пилотов, команд и производителей. Но не в этом случае! Являясь с 2011 года монопольным поставщиком шин для «королевских гонок», Pirelli была обречена на победу в Гран-при России, равно как и в 99 предыдущих гонках. Более того, теоретически итальянским шинникам и по сути только им, под силу было спасти и интригу российского Гран-при (чего уж греха таить, ставшего в итоге самым скучным из первых четырех гонок нынешнего чемпионата мира). Однако драконовские ограничения на тесты, действовавшие в прошлом году, и консерватизм FIA не позволили этого сделать в сезоне-2016.

Третий российский Гран-при продемонстрировал, от кого главным образом зависит зрелищность современной Формулы-1. Полагаете, от пилотов и команд? В частных случаях — да. Но в глобальном смысле именно Pirelli своим выбором типов шин на ту или иную гонку определяет, насколько зрелищным окажется очередной этап чемпионата мира. От смелости итальянских шинников глобальный успех Формулы-1 зависит сегодня ничуть не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем от исхода противостояния Ferrari и Mercedes. Тем более, на таких трассах, как в России! Наглядное тому подтверждение мы и увидели в этом году в Сочи.

Когда три года назад в Олимпийском парке Адлера укладывали последний слой асфальта для трассы первого Гран-при России, в головах строителей, видимо, была только одна мысль: сделать его идеальным, как было прописано в разнарядке сверху! В России ведь, как известно, издавна две главные беды — дураки и дороги. И не дай бог, кто-то на глазах у президента упрекнул бы организаторов в скверном качестве российского асфальта! Так что от второй беды (напрочь забыв о первой) избавились, сделав асфальт «Сочи-Автодрома» самым гладким в календаре чемпионата мира. Именно эта идеализация Формулы-1 в итоге и вышла боком для нашей трассы в плане зрелищности гонок.

Случай, впрочем, не единичный. Если отлистать страницы истории на три десятиления назад — к первой гонке Формулы-1 в Восточной Европе, Гран-при Венгрии, — то можно увидеть схожую картину идеалистической перестраховки. В 1986-м, специально для проведения первого «социалистического Гран-при», венгры построили под Будапештом автодром «Хунгароринг», который на протяжении вот уже трех десятилетий с завидным постоянством дарит Формуле-1 одну из самых… скучных гонок сезона. Как-то лет десять назад я поинтересовался в венгерской федерации, почему трассу, построенную с нуля в чистом поле, сделали такой заведомо медленной и скучной, на что получил вполне откровенный ответ: по разнарядке из Москвы. «Естественно, мы не могли организовать первый для соцстран Гран-при Формулы-1 без разрешения КГБ и Политбюро СССР, — признался один из организаторов Гран-при Венгрии. — Москва разрешила нам провести гонку, но с одним условием: она должна была быть максимально безопасной. Формулу-1 тогда преподносили в СССР как капиталистические смертельно опасные гонки пилотов-гладиаторов, и если бы кто-то из гонщиков погиб или получил травмы на первом социалистическом Гран-при, это вызвало бы такой политический резонанс, что нам бы голову оторвали. Потому трассу «Хунгароринга» и сделали такой затычной, максимально медленной, зато безопасной».

Но вернемся в Сочи. Уже после первых гонок в Олимпийском парке стало понятно, что на ровном, как бильярный стол, и гладком, как зеркало, сочинском асфальте резина Формулы-1 практически не изнашивается, что напрочь убивает тактическую составляющую гонок. Единственная надежда была на дебютирующий в этом году новый сверхмягкий состав шин Ultrasoft. И останься Гран-при России на своем прежнем месте в календаре чемпионата мира, осенью мы бы наверняка увидели куда более зрелищную и итересную гонку. Однако минимизация шинных тестов в 2015-м привела к тому, что первые испытания новых сверхмягких шин в Pirelli провели лишь в конце февраля в Каталонии, через месяц после того, как был обнародован выбор шин для весеннего Гран-при России. И хотя уже там, в Барселоне, всем стало понятно, что «ультрасофт» идеально подходит для Сочи и именно этот состав способен спасти интригу и существенно разнообразить тактические схемы команд на российском этапе, менять выбор шин для Гран-при России было уже поздно. Да и настолько форсировать производство ультрамягких шин, выпуск которых изначально планировался лишь к Гран-при Монако, было уже невозможно. Как результат, в Сочи-2016 мы получили одну из самых скучных гонок сезона и надежду на то, что через год своим составом Ultrasoft Pirelli возродит интригу Гран-при России. Ведь, как мы убедились, от шинников зрелищность Формулы-1 порой зависит куда больше, нежели от пилотов и команд. По крайней мере, на российской трассе.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий