Сообщение о том, что я отправляюсь в заполярный городок Ивало на курс Porsche Driving School, зависти у моих знакомых не вызвало

. Сложился стереотип, что удовольствие от управления культовыми немецкими спорткарами можно получать только на асфальтовых серпантинах. А зря 

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Тест на алкоголь

© Фото: 5 колесо

В том, что мнение большинства отнюдь не всегда является справедливым, я убедился уже в аэропорту Хельсинки — добрая половина пассажиров рейса в Ивало направлялись в ту самую школу на мероприятие Ice-Force. Молодежь из Германии, две супружеские пары из Австрии, развеселая компания из Голландии… Был даже один мультимиллионер, владелец известного часового бренда. Наша немногочисленная группа российских журналистов была принята на курс Ice-Force благодаря гарантиям директора по маркетингу и связям с общественностью ООО «Порше Руссланд» Оксаны Хартонюк, убедившей приглашающую сторону в том, что все ее протеже имеют устойчивую психику и уверенно чувствуют себя за рулем.

Дело в том, что Ice-Force — это третий курс Porsche Driving School, и попасть на него можно лишь имея свидетельство об окончании одного из предшествующих курсов: Camp 4 или Camp 4S. Первый предусматривает введение в теорию и практику управления автомобилем на снегу и льду, освоение подготовительных упражнений. Второй знакомит с упражнениями более сложными и позволяет развить уже имеющиеся навыки. Ice-Force относится к категории Masters и предполагает повышенную сложность упражнений, выполняемых на разных моделях Porsche с различными вариантами приводов. Стоимость обучения на Ice-Force с полным пансионом составляет 5500 евро, а дабы у вас не сложилось впечатление о вседозволенности в обращении с дорогими автомобилями, у вас вежливо попросят сообщить номер вашей кредитной карты. Нашим гарантом вновь стала Оксана, которая не просила быть предельно осторожными, но заметила, что сумма, имеющаяся на ее кредитке, ограничена.

Инструкторы Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Короткий утренний брифинг проводит шеф-инструктор Патрик Хюннигер. Все предельно лаконично с наглядными схемами. Недостаточная и избыточная поворачиваемость, причины их возникновения, приемы коррекции, принцип работы Porsche Traction Management на полноприводных версиях. И одна из главных заповедей спортивного вождения: смотреть туда, где вы хотели бы оказаться. А затем последовало чуточку волшебства: отворились вороты ангара, а там… полсотни Porsche разных моделей! И не выставочных экземпляров, а тех, за рулем которых нам предстоит провести целых три дня! Эффектный 911 Carrera S, среднемоторный Boxster Spyder, полноприводные 911 Turbo и 911 Carrera 4S.

Наш инструктор Ян Калмер представляет автомобиль, на котором нам предстоит начать курс Ice-Force. Это… 500‑сильный Porsche 911 Turbo. Да, кстати, во время занятий система стабилизации должна быть отключена. Добавьте к этому то, что все автомобили обуты в Nokian Hakkapeliitta 7 с 4‑миллиметровыми шипами. Вот так начало! А задача всех упражнений — проходить трассы в постоянном скольжении.
Никаких дополнительных инструктажей (время дорого), просто сели и поехали.

Ознакомительный проезд «змейки», а дальше шлифовка упражнения. Но не в «свободном плавании», а под чутким наблюдением и «радиоуправлением» Яна. При этом 911 Turbo на льду оказался совсем не страшным, а вполне послушным зверем. Тем не менее моим выполнением змейки Ян недоволен и просит занять меня место справа в своем автомобиле. «У тебя много лишних движений рулем. Вождение Porsche на скользком покрытии требует деликатного обращения со всеми органами управления», — комментирует Ян, демонстрируя филигранное мастерство.

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Коль скоро  наше движение к познанию науки «от Порше» началось с 911 Turbo, то упражнения, которые предстояло выполнять на версии Carrera 4S дались легче. Тем более что на полноприводных версиях есть электронный помощник в лице Porsche Traction Management, оптимально распределяющий крутящий момент по осям. Причем PTM может направить на каждую из осей от 0 до 100% тяги. Алгоритм вырабатывается быстро: под сброс газа занос задней оси, движение в скольжении поддерживается газом, а угол регулируется «деликатной» (!) коррекцией рулем. Увы, все это несколько притупило бдительность. Поэтому выезд на лед на 911 Carrera S стал ушатом холодной воды. Даже постоянно помня о необходимости деликатного обращения с педалью акселератора, езды задом наперед я не избежал. Причем проделывал это с пугающим постоянством. А мой очередной полет в сугроб происходил под аккомпанемент Яна, пытающегося на расстоянии спасти ситуацию: «Газ! Газ! Держи газ! Нет! Нет! Г-а-з! О-о-о, нет…». В стекло бьет фонтан снега, машина повисает на бруствере. Теперь моя очередь браться за рацию и произносить заклинание, которое за эти три дня очень часто звучало в эфире зоны под названием Porsche Driving Experience: «Нужен “Кайен”». Именно Porsche Cayenne было вменено в обязанность освобождать из снежного плена машины «двоечников».

Едва удалось усмирить крутой нрав 911 Carrera S, как происходит очередная смена — занятия продолжаем на Boxster Spyder, машине еще более нервной и коварной — при малейшем нажатии на акселератор машина со среднемоторной компоновкой пытается развернуться вокруг оси. И работа газом и рулем требует особенной координации. Занятия идут своим чередом, и хочу отметить четкость организации процесса: ни минуты простоя (если не считать регулярных вызовов «скорой технической помощи» в лице Porsche Cayenne). Обед строго по расписанию, короткий кофе-брейк при смене автомобилей… Даже топливозаправочная станция здесь собственная. Но, несмотря на то, что первый же рабочий день был весьма насыщенный, прошел он в какой-то эйфории, без всякого следа усталости, и сил для дальнейшего освоения основ гоночного мастерства осталось предостаточно. Особенно у голландцев, которые сразу после возвращения в отель принялись опустошать местный бар…

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

А утром следующего дня на площадке перед ангаром рядом с обязательным автомобилем скорой помощи стоял полицейский фургончик. И пара симпатичных, но строгих полицейских проводила тест на алкоголь. В Лапландии! За Полярным кругом! При условии, что мы не выезжали на дороги общего пользования! Процедуре подвергся каждый, кто утвердительно ответил на вопрос: «Driver?» Лично мне было весьма любопытно, уложатся ли в положенное число промилле голландцы, гулявшие полночи. Удивительно, но к вождению их допустили.

Этот день был самым продолжительным из трех. Мы шлифовали элементы, основы которых были заложены в день предыдущий, но уже на реальных трассах. А самое удивительное было заготовлено на вечер. В программе курса это действо называлось «вождением в ночных условиях», но традиционный утренний брифинг Патрик Хюннигер начал со знакомства с основами записи раллийной скоростной стенограммы. Стенограммы предполагалось записать днем, а проехать эти трассы в «боевом режиме» нам было суждено уже в темноте. При этом от проезда к проезду совершенствуя результаты. Не скажу, что езда ночью и в снегопад была сложнее, чем днем, но зрелище было поистине феерическим.

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Заключительный день Ice-Force был посвящен только езде по трассам разных конфигураций. И по-прежнему инструкторы внимательно следили за каждым движением своих подопечных, корректируя ошибки и не скупясь на заслуженные похвалы. И лучшей наградой было, когда в рации слышался радостный голос Яна: «Полный контроль! Очень красиво!». День на ледяных трассах за рулем Porsche в режиме нон-стоп! Жаль, что здесь не было оппонентов, утверждавших, что Porsche и зима — вещи несовместимые. А в заключение, на десерт, нам было предложено «прохватить» на 911 Carrera S, обутом в шины с 7‑миллиметровыми шипами, по ледяному овалу. Кстати, на таких шипах проходят занятия самого продвинутого курса — Ice-Force S. Ян занимает место справа. Разгон на длинной прямой, заканчивающейся короткой шиканой, а затем дуга поворота. Вновь прямая… «Быстрее! Быстрее!» — командует Ян. Стремительно приближается шикана, пора тормозить, но Ян призывает продолжать разгон. Увы, не выдерживаю и давлю на педаль тормоза. Как по рельсам машина проезжает шикану и оказывается на входе в поворот. «Газ! Газ! Газ!», — не унимается Ян. На этот раз я ему верю. «Держак» на льду просто потрясающий! И тут же вспоминаю слова Яна о необходимости деликатного обращения с рулем — на выходе из поворота начинаю разгон, не успев стабилизировать автомобиль. Цепляясь длиннющими «гвоздями» машина тут же выстреливает в сторону от нужной траектории. Едва успеваю исправить ошибку, как слышу знакомое: «Газ! Газ! Газ!»… Заключительный круг, уже не отмеченный борьбой с автомобилем, а позволяющий получить истинное удовольствие от управления. К сожалению, заключительный.

Hakkapeliitta 7 с 4-миллиметровыми шипами

© Фото: 5 колесо

Помнится, в первый вечер по прибыти в Ивало кто-то из инструкторов сказал: «После курса Ice-Force вы будете жалеть, что зима подходит к концу». Да и черт с ней, пусть заканчивается. Что жалеть об уходящей зиме, если Porsche у меня все равно нет…


Патрик Хюннигер, шеф-инструктор Porsche Driving School

В чем заключается философия курса Ice-Force?

Это курс для повышения мастерства уже опытных водителей. У них есть возможность почувствовать, как обычный Porsche, который можно приобрести у любого дилера, а не специально адаптированный автомобиль, управляется на льду и снегу. Специальными здесь являются только шины, позволяющие выполнять упражнения на высокой скорости.

 

Porsche Driving Experience — своеобразный закрытый клуб? Я имею в виду владельцев других марок автомобилей…

Конечно, нет — мы рады видеть почитателей и других брендов. Но они могут испытать автомобили Porsche в зимних условиях и убедиться, что от вождения этих машин по снегу и льду можно получать огромное удовольствие. Надеюсь, среди них окажутся и потенциальные покупатели Porsche.

Патрик Хюннигер, шеф-инструктор Porsche Driving School

© Фото: 5 колесо

Кто автор методики занятий?

Это была моя идея. Я спроектировал конфигурацию трасс, придумал, на какой машине целесообразно выполнять те или иные упражнения, определил последовательность курсов. В общем, это мое дитя. Но мы работаем командой, а потому эта методика очень гибкая. Когда мы определяем, какие упражнения использовать для той или иной группы, то я, в первую очередь, опираюсь на обратную связь с инструкторами — именно они определяют уровень подготовки конкретной группы. А в последовательности упражнений мы не очень строги.

Когда стартовал проект?

Мы начали в 2008‑м на полигоне в Ивало, но уже через год стали проводить занятия на озере, на природном льду. Это озеро мы арендуем, и нынешний контракт заключен на пять лет. Так что здесь мы уже третий год, но почти наверняка будем продлевать контракт. Эта площадка очень удобная, она дает массу возможностей для вариаций. Кстати, на это обратила внимание и горячая финская молодежь, и первое время по ночам они приезжали сюда тренироваться. Но мы провели разъяснительную беседу, и теперь эксклюзивно занимаемся на этом озере.

Коль скоро мы заговорили о местном населении, то не было ли у Вас желания пригласить в ряды своих инструкторов финских звезд автоспорта?

На нашу базу в Рованиеми мы приглашали Тино Аалтонена. А недавно я пытался привлечь местную звезду Кристиана Солберга, но я обратился к нему поздно, и занятия в нашей школе не укладывались в график Кристиана. Но Солберг и сейчас первый в моем списке, и в следующем году я возобновлю переговоры с ним. Но, если честно, приглашенная звезда — это хорошо, но ежедневная работа — совсем другое.
 

Сколько всего инструкторов работает в школах Porsche? И какие требования к ним предъявляются?

Схема довольно сложная. Это примерно 120 сотрудников, половина из которых в штате Porsche AG в Лейпциге, а половина — приглашенные работники. И отдельная команда — это те, которые работают на зимних тренингах в Рованиеми и в Ивало. В плане качества работы нам оптимально иметь отдельные команды для Camp 4, Camp 4S и Ice-Force. У всех наших инструкторов есть опыт выступлений в автогонках, а когда заканчивается гоночный сезон, они с удовольствием работают в наших школах. И всегда рады передать свой спортивный опыт нашим клиентам.

 

 

Сколько автомобилей задействовано в зимних программах?

Машины распределены на четыре группы: для Ивало, Рованиеми, а так же для школ в Австрии и Канаде. В Ивало и Рованиеми 150 машин. Здесь у нас обслуживанием автомобилей занимаются два механика, в Рованиеми — три. Есть склад с большим количеством запчастей, но поломок крайне мало — иногда ломается лишь пластиковый обвес.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий