Именно так можно было оценить важность результата в каждом из трех заключительных этапов чемпионата мира по ралли. А каким был драматизм и накал страстей на финише сезона!

WRC. Себастьян Леб и Даниель Элена

© Фото: 5 колесо

WRC. Команда BP-Ford

© Фото: 5 колесо

Ситуация перед ралли «Япония» сложилась напряженная: Маркусу Гронхольму в этой гонке было просто необходимо победить Себастьяна Леба. Понимал это и Себастьян, отметивший, что если он проиграет Маркусу в Японии, то может распрощаться с надеждами на чемпионский титул в личном зачете. При этом пилот Citroen вряд ли рассчитывал на то, что шанс у него появится уже в первый день гонки. Ралли возглавил Яри-Матти Латвала из команды Stobart, но едва Маркус Гронхольм перехватил у него пальму первенства, как все и случилось… «Во время ознакомления мы несколько изменили прошлогоднюю стенограмму спецучастка: до этого я не проходил тот злополучный поворот на высокой скорости, — рассказывал Маркус. — Я ошибся, задел соломенные брикеты на краю дороги, и машину выбросило в кювет на какие-то пни». Потеряв около минуты, экипаж сумел вернуться на трассу, но на Ford оказался поврежденным каркас безопасности, и судьи запретили дальнейшее выступление. И это было лишь началом целой череды сходов.

Атмосфера отчаяния царила в Subaru: Крис Аткинсон говорил о том, что его автомобиль не управляем, и с ним соглашался «незачетный» Ксавье Понс. Единственным, кто проявил «политкорректность», был Петтер Солберг, заявивший, что счастлив выступать в Японии на японской машине. Настоящий профессионал во всем! Но буквально после этого заявления Петтер вылетел с дороги и выбыл из гонки. А чуть позже его «подвиг» повторил и Крис Аткинсон.
В ралли лидировал Микко Хирвонен, второе место занимал Леб. На финише первого дня Себастьян заметил, что это хорошая позиция и, с учетом схода Гронхольма, восемь очков его вполне устроят. Но трехкратный чемпион мира явно нервничал. «Мы ехали сразу позади Леба, и всегда могли четко контролировать ситуацию, — рассказывал штурман Хирвонена. — Он ехал в непривычной для него манере и в непонятном ритме. А потом, в одном из поворотов, мы увидели его машину, застрявшую в кювете». Штурман Себастьяна, Даниель Элена признал: «Это была моя ошибка. Первый раз в карьере я ошибся при чтении стенограммы. Во время ознакомления мы определили этот поворот как отрицательный, а после аварии Себастьян сказал, что я продиктовал «100 — плюс». Я признаю, что прочитал неправильно». В двух километрах от Леба в кювете оказался Латвала. Теперь в ралли»Япония» бал правили «экипажи №2»: лидировал Хирвонен, далее — Дани Сордо и Хеннинг Солберг.

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

WRC. Хеннинг Солберг на ралли «Япония»

© Фото: 5 колесо

Казалось, заключительный день будет вполне предсказуем. Леб и Латвала стартовали по системе SupeRally, Хирвонен лидировал, удерживая Сордо на безопасном расстоянии. Но вновь «отличился» Леб: двигатель его Citroen отказал на финише предпоследнего спецучастка. А Микко Хирвонен отпраздновал в Японии свою вторую победу в сезоне.
«На этом ралли важна уверенность гонщика в своей машине и ничего более. И неважно, какая трасса — сухая или мокрая», — так сказал о ралли «Ирландия» Крис Аткинсон, единственный из заводских пилотов, имевший здесь опыт выступлений. И еще Крис отметил, что «в любом случае будет интересно».

Действительно, начало было неожиданным: по дороге на первый спецучасток на машине Леба потек резервуар амортизатора. «Мы со штурманом шутили, что, возможно, вечером нам придется отправляться домой», — рассказывал Себастьян. Тем не менее, на СУ-2 он был самым быстрым, а на следующем участке возглавил ралли. Что касается Гронхольма… Не знаю, как относится Маркус к магии чисел, но с цифрой 4 у него точно не все в порядке. В Японии он попал в аварию на четвертом спецучастке, и вот СУ-4 ралли «Ирландия», широкий длинный «прямик» заканчивающийся поворотом. В зоне торможения Гронхольм теряет контроль над машиной, она летит боком метров 20 и врезается в отбойник. Спецучасток остановлен, автомобиль скорой помощи доставляет экипаж в госпиталь.

После аварии Гронхольма Микко Хирвонен снова оказался в роли единственного защитника интересов команды. Шестое место на ралли «Ирландия» досрочно приносило BP-Ford чемпионский титул в Зачете изготовителей. В общем, «конфликт интересов» исключался: Леб признался, что думает лишь о финише на этом ралли, а Хирвонен заметил, что ситуация, в которой ему нужно добраться до финиша шестым, противоречит его характеру, но командные интересы превыше всего. Пока же Микко занимал четвертое место.

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

WRC. Ford Focus RS WRC норвежца Андреаса Миккельсена

© Фото: 5 колесо

Если Ford и Citroen решали тактические задачи, то остальные сражались не на жизнь, а на смерть. Петтер Солберг ориентировался на результаты Хирвонена, но пятое место его не устраивало. В то же время Петтера преследовал Хеннинг Солберг, но соперничество братьев завершилось на седьмом спецучастке, когда Хеннинг не попал в поворот и его Ford, вылетев с дороги, застрял между деревьями.
Смирив гордыню Хеннинга, судьба проявила благосклонность к лидерам: несмотря на атаку ограждения и потерю времени, вторую позицию сохранил Даниель Сордо, а затем то же самое сотворил Яри-Матти Латвала, но также не потерял своего третьего места, на котором гонку и завершил. С первым подиумом, Яри-Матти! На ралли «Ирландия» команда BP-Ford досрочно завоевала чемпионский титул, а вопрос о личном чемпионстве остался открытым до гонки в Великобритании. Но теперь уже Леб на шесть очков опережал Гронхольма.
Почти все, что происходило в финальном раунде, было ожидаемым. И дождливая погода, и грязная, глинистая трасса, и туман, и тактические задачи главных действующих лиц. Микко Хирвонен, которому терять было нечего, начал атаку, а Себастьян, не особо расстраиваясь, вскоре уступил вторую позицию Маркусу Гронхольму. «Это то, что нам нужно, если допустить, что Себ может ошибиться и не финишировать», — надеялся на чудо Маркус.

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Последний спецучасток первого дня проходил в полной темноте, и коктейль из ночной гонки, сильного дождя и тумана напомнил мне старые добрые времена RAC Rally. Но к приступу ностальгии примешивалось некоторое удивление: современные, дорогие и супертехнологичные гоночные машины проявили такие неожиданные «слабости», как неработающие фары и отказавшие стеклоочистители, а системы обогрева и вентиляции кокпитов не справлялись с образованием конденсата. На Ford Хеннинга Солберга лобовое стекло запотевало настолько сильно, что он предпочел прекратить гонку, а Яри-Матти Латвала, из-за сломавшихся «дворников» угодил в канаву. После этого инцидента Яри-Матти бросился в погоню, став одним из героев ралли: он победил на 9 из 17 спецучастков. А Себастьян Леб спокойно и уверенно финишировал на третьем месте, которое позволило ему в четвертый раз подряд стать чемпионом мира. Так же, как Томми Мякинену, побеждавшему четырежды пордряд, и Юхе Канккунену, завершившего карьеру с таким же числом побед.

PCWRC

WRC. Микко Хирвонен и Яармо Лехтинен

© Фото: 5 колесо

Победу в категории на ралли «Япония» завоевал Габриэль Поззо, и после этой гонки на чемпионский титул претендовали Габриэль Поззо, Марк Хиггинс и Тоши Араи, причем Араи не должен был выступать на двух последних этапах. Чемпион вполне мог определиться в Ирландии: лидировал Нил Макши, второе место занимал Арминдо Ароджо, а Поззо был только третьим — расклад в пользу Араи. Но в конце гонки Ароджо переворачивает автомобиль, и Габриэль получает еще один шанс — для завоевания чемпионского титула ему была необходима победа на заключительном этапе. Увы, этот шанс он не использовал, вылетев с дороги в первый же день ралли «Великобритания». Таким образом, Кубок Production Car World Championship вновь уехал в Японию.

Последний раз

WRC. Сход Гронхольма в Ирландии

© Фото: 5 колесо

Это словосочетание часто повторялось на ралли «Великобритания». Завершающий раунд чемпионата мира по ралли-2007 стал последним для компании BF-Goodrich в WRC — с 2008 по 2010 годы эксклюзивным поставщиком шин для полноприводных машин станет компания Pirelli. Со следующего года будет так же запрещено использование антипрокольных муссов EMI и, скорее всего, ручная нарезка протекторов. В последний раз на этапе чемпионата мира стартовал Маркус Гронхольм и его штурман Тимо Раутиайнен, и в последний раз на капитанском мостике команды Citroen Sport руководил Ги Фрекелен. Приемником Фрекелена в следующем сезоне станет Оливье Кеснель, а вот кто станет напарником Микко Хирвонена BP-Ford, пока не ясно. Во всяком случае, шеф команды Малколм Уилсон был не многословен: «Сейчас мы подбираем достойную кандидатуру. лебов и Гронхольмов в магазинах не покупают…». Не будет участвовать в следующем сезоне и команда OMV Kronos Citroen WRT. Что касается самого чемпионата мира, то в следующем сезоне он пройдет в 15 этапов, и стартует 24 января в Монте-Карло.

Гронхольм о ралли

WRC. Маркус Гронхольм

© Фото: 5 колесо

Мы никогда не забудем нашу досадную аварию на ралли «Ирландия»! Дорога выглядела идеально, и я не оценил, насколько она скользская. Это был просто лед — я с трудом сумел повернуть, и мы врезались в ограждение бортом. Я вышел из машины, но сразу почувствовал себя очень плохо. При этом психологической травмы я не получил — каждый раллист может попасть в такую ситуацию. И до определенного момента меня не очень волновал тот факт, что «Великобритания» — последнее ралли в моей карьере. Не волновал лишь до официального приема, устроенного командой перед последним этапом чемпионата. Лишь здесь я отчетливо понял, что моя карьера пришла к завершению. Конечно, я никогда не забуду те 12 побед, которых я и мой штурман Тимо добились за два года сотрудничества с командой Ford. Вместе с тем, я все больше прихожу к выводу, что мои аварии на ралли «Япония» и «Ирландия» были не маленькими неприятностями, а весьма серьезными ошибками. И я должен извиниться перед командой за то, что не сумел занести в ее актив и чемпионский титул в зачете пилотов.

Будет ли мне не хватать атмосферы ралли? Тимо сказал, что почувствовал облегчение от того, что в его жизни не будет больше ралли, подобных «Великобритании», — с туманом, дождем и грязью. Ему не нужно будет тщательно составлять и безошибочно читать стенограмму и проверять промежуточные результаты на спецучастках. Пожалуй, я с ним согласен.

Результаты 7-го Rally Japan

Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 23 мин. 57,6 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 24 мин. 35,0 с.
Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 28 мин. 31,3 с.
Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 35,5 с.
Луис Перес Компанк, Хосе Мария Волта
(Аргентина, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 35,5 с.
Манфред Штоль, Илка Минор
(Австрия, Citroen Xsara WRC)
3 ч. 31 мин. 01,9 с.
Федерико Виллагра, Хосе Луис Диаз
(Аргентина, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 35 мин. 12,9 с.

Катсухико Тагучи, Марк Стеси
(Япония, Австралия, Mitsubishi Lancer Evo IX)
3 ч. 44 мин. 37,7 с

Результаты 3-го Rally Ireland

Себастьян Леб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)
3 ч. 01 мин. 39,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 02 мин. 32,6 с.
Яри-Матти Латвала, Микка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 03 мин. 27,4 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 03 мин. 56,9 с.
Петтер Солберг, Филип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 04 мин. 35,0 с.
Гай Уилкс, Фил Паг
(Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 07 мин. 37,1 с.
Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 11 мин. 44,1 с.

Гарет Макхейл, Алан Херриман
(Ирландия, Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 12 мин. 47,5 c.

Результаты 75-го Wales Rally

Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 22 мин. 50,9 с.
Маркус Гронхольм, Тимо Раутиайнен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 23 мин. 06,1 с.
Себастьян Леб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)
3 ч. 24 мин. 23,9 с.
Петтер Солберг, Филип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 25 мин. 48,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 26 мин. 05,2 с.

Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 23,8 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 31 мин. 20,4 c.

Манфред Штоль, Илка Минор
(Австрия, Citroen Xsara WRC)
3 ч. 31 мин. 45,5 с.

Результаты чемпионата мира

Зачет пилотов

Зачет изготовителей

Источник: 5koleso.ru