Туман, дождь, грязь — с такими условиями столкнулись участники третьего этапа чемпионата мира — ралли «Португалия», прошедшего в последние дни зимы.

Ралли «Португалия — 2001»

© Фото: 5 колесо

Это первое «классическое» ралли в календаре чемпионата. Специфика покрытия трассы требовала от гонщиков быстрой адаптации к каменистым участкам в центральной Португалии и к песчаному грунту в северной части страны. Неблагоприятные погодные условия создали дополнительные сложности. Именно из-за этого фактора лишь немногие команды провели тесты непосредственно в Португалии, другие ограничились испанскими трассами.

Перед ТАР Rallye de Portugal руководство Peugeot дало своим спортсменам установку на форсирование результатов: на предыдущих этапах команда не завоевала ни одного очка в зачете изготовителей. На старт вышли три автомобиля, и даже третьему пилоту Харри Рованпере ставилась задача финишировать перед экипажами других команд. Кстати, на этом ралли представительство Peugeot 206 WRC оказалось как никогда многочисленным — семь автомобилей.

Для команды Ford это было первое грунтовое ралли с шинами Pirelli. Два дня тестов в Португалии не решили каких-либо серьезных задач, тем не менее инженер проекта Гюнтер Штайнер заметил: «Мы абсолютно уверены в «непромокаемости» наших машин».

Команда Subaru впервые после ралли «Швеция» 1996 года вышла на старт четырьмя автомобилями. И также впервые японский пилот Тошихиро Араи выступил на машине заводской подготовки.

Mitsubishi продолжила усовершенствование задней подвески. Произошли и кадровые изменения: в обязанности нового инженера Эда Вуда вошла подготовка версии WRC. Интересно, что Вуд пришел из Ferrari, а рекомендовал его не кто иной, как Жан Тодт. Не исключено, что в Скудерии постарались избежать перехода инженера в другую команду «Формулы 1».

Hyundai представил свой Accent WRC второго поколения, снабженный странным индексом WRC2. Подробнее об этом автомобиле мы расскажем в следующем номере журнала.

Рkoda связывала с ралли «Португалия» особые надежды. Ее пилот Армин Шварц отметил: «Трудная трасса «Португалии» может оказаться вполне подходящей для наших автомобилей. Я не видел столь сложных условий на этом этапе на протяжении последних десяти лет!»

Моросящий дождь, сильные порывы ветра, грязь, туман — вот картина, предшествовавшая первому, 3,2-километровому суперспецучастку. Состоялся он лишь благодаря важности события для данного региона, но после прохождения сорока машин был закрыт. Самым быстрым стал Томми Мякинен. Несмотря на то, что его Mitsubishi была обута в шины с обычным протектором, он «привез» 1 секунду Маркусу Гронхольму, избравшему «грязевой» рисунок, и 3,1 секунды Харри Рованпере. И здесь же — первые проблемы и сходы: мотор Ford Focus Колина Макрея несколько раз заглох на спецучастке, а затем — и на перегоне в Санта Мария де Фейра. Из-за проблем с электрикой выбыла из борьбы Рkoda Бруно Тири.

Старт основной части ралли мало отличался от «увертюры» — те же низкие свинцовые тучи над трассой и неимоверное количество грязи. На первом же СУ сошел Армин Шварц — обе Рkoda оказались за бортом соревнований!

Для гонщиков пришло время принять решение: сохранять благоразумие и не форсировать события или рискнуть и создать запас прочности. Томми Мякинен выбрал второе. На СУ-4 протяженностью 27 км он финишировал с отрывом в 25,5 секунды от Харри Рованперы и 39 секунд — от Карлоса Сайнца. «Дилемма простая, — объяснял Томми, — или много выиграть, или много проиграть. В один момент я думал, что мы перевернемся, но автомобиль задел задней частью огромный камень, и мы остались на колесах. Кроме того, была отвратительная видимость: иногда — всего метров 20, а иногда я вообще не видел, куда еду».

Ралли «Португалия — 2001». Колин Макрей

© Фото: 5 колесо

Этот спецучасток вспоминали многие. Луис Мойя, штурман Карлоса Сайнца, отметил, что давненько не видел подобных условий. В довершение на СУ появились… коровы, отчего пострадали четыре автомобиля: Peugeot Маркуса Гронхольма, а также Subaru Петтера Солберга, Маркко Мартина и Ричарда Бернса. Не менее острой проблемой был туман. «Я только тогда понял, что прошел трамплин у Фафе, когда приземлился после прыжка», — рассказывал Жиль Паниззи.

Продолжающиеся капризы погоды вызвали отмену спецучастков. Один из них не смогли преодолеть «нулевые» экипажи, от другого отказались по соображениям безопасности: организаторы сослались на неблагоприятные условия для вертолетов и наблюдателей, но более реальной выглядит версия о застрявшем в дороге автомобиле «скорой помощи». Прогрессировали и технические проблемы: Франсуа Делекур мучался с тормозами Ford Focus, а на машине Колина Макрея по-прежнему давал сбои двигатель. Ричард Бернс жаловался на глубокую колею: «Большую часть трассы мы скребли брюхом по дороге».

Ралли «Португалия — 2001». Карлос Сайнц

© Фото: 5 колесо

К вечеру дождь прекратился, и в самом невыгодном положении оказался лидер, Томми Мякинен: «Неожиданно я обнаружил, что мне приходится разгонять лужи и разгребать грязь». Вскоре окончательно остановился Колин Макрей: мотор «затроил», при вскрытии обнаружились многочисленные повреждения турбонагнетателя. Из-за поломки подвески сошел Петтер Солберг: инженеры Prodrive пришли к выводу, что виной тому все та же колея.

На следующий день маршрут ралли повернул на юг. Тем не менее главная проблема не исчезла: трассу по-прежнему застилал густой туман. Тимо Раутиайнен, штурман Маркуса Гронхольма, признался: «Маркус плохо ориентируется в тумане, и это мешает ему сконцентрироваться. Поэтому мы едем очень осторожно». Не в восторге от условий был и Ричард Бернс: «Мы пишем в стенограмме расстояние до поворотов, но в тумане эта информация бессмысленна». Продолжались сходы: уже в сервис-парке «кончился» мотор на автомобиле Харри Рованперы, а на Mitsubishi Фредди Луикса отказала трансмиссия. В результате в полном составе осталась лишь команда Hyundai.

Технические проблемы не обошли стороной и оставшихся в гонке: Маркус Гронхольм три СУ проехал с нестабильно работающим задним дифференциалом, у Ричарда Бернса периодически «вырубался» гидроусилитель руля, а у Макрея-младшего барахлил стартер.

Несмотря на то, что лидерство Томми Мякинена не всегда выглядело безоговорочным, он постоянно опережал Карлоса Сайнца на четверть или полминуты. На финише круга Томми радовался, что этот день наконец-то кончился: «Каждый раз, когда я вырывался вперед, Карлос садился мне на хвост. Судя по всему, завтра предстоит адская борьба». А вот Дидье Ориоль был крайне недоволен своим временем. Француз во всем обвинял неверный выбор «грязевых» шин: «Они были бы хороши на старой Toyota Corolla, но никак не на Peugeot 206». Третьим по итогам двух дней ралли стал Маркус Гронхольм, проигрывавший лидеру почти две минуты.

Заключительный день ралли «Португалия» выдался пасмурным, но сухим, однако изза разбитой в предыдущий день трассы первый спецучасток пришлось отменить. Осталось лишь два СУ протяженностью 23 и 11 км. Первый сумел выиграть Карлос Сайнц, опередивший Мякинена на 0,3 секунды. Финн не поскупился на комплимент: «Я выбрал шины с открытым протектором, а Карлос просто летел». Но уже на следующем участке Томми поднажал и отыграл 8,6 секунды…

Прошло четыре года с тех пор, как Мякинен выиграл ралли «Португалия». И свое сотое выступление на этапах чемпионатов мира он отметил 22-й победой. «Это было самое трудное ралли в моей карьере, — признался победитель. — Туман, дождь и грязь добавили трудностей в эту и без того непростую гонку». Заслуживает восхищения и второе место Карлоса Сайнца: ему приходилось рисковать, догоняя Томми, к тому же — уворачиваться от камней, оставленных на трассе машиной лидера.

Группа N

1. Маркос Лигато, Рубен Гарсиа (Аргентина, Mitsubishi Lancer Evo).
2. Манфред Штоль, Петер Миллер (Австрия, Mitsubishi Lancer Evo).
3. Педро Диас да Сальва, Марио Кастро (Португалия, Mitsubishi Carisma GT).

Результаты ралли «Португалия»

1. Томми Мякинен, Ристо Маннисенмяки (Финляндия, Mitsubishi Lancer Evo)
2. Карлос Сайнц, Луис Мойя (Испания, Ford Focus RS WRC)
3. Маркус Гронхольм, Тимо Раутиайнен (Финляндия, Peugeot 206 WRC)
4. Ричард Бернс, Роберт Рейд (Великобритания, Subaru Impreza WRC)
5. Франсуа Делекур, Даниэль Граталу (Франция, Ford Focus RS WRC)
6. Алистер Макрей, Дэвид Сениор (Великобритания, Hyundai Accent WRC 2)

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий