«Цель — вернуться к старым традициям африканской гонки: большая протяженность спецучастков, много песка, сложное ориентирование. И комфортные бивуаки», — Так, по мнению директора проекта Семена Якубова, должна была выглядеть пятая редакция ралли-рейда «Шелковый путь»<p style=»text-align: justify;»>. И те, кто прошел через горнило сражения на маршруте Москва — Астрахань, могли в этом убедиться.

Подводить итоги просто — достаточно поделить любое событие на «до» и «после». А к тому, что происходило в этом промежутке, интерес постепенно угасает. Факт неоспоримый, но он подчас мешает объективной оценке всего, что произошло. Возле финишного подиума в Астрахани звучало немало речей во славу тех, кто сумел пройти весь этот нелегкий, более чем 4000‑километровый маршрут, 2500 километров из которого участникам гонки пришлось мчаться на максимально возможной скорости. А я в первую очередь поздравил бы всех тех, кто нашел в себе смелость выйти на старт ралли-рейда «Шелковый путь — 2013». И таких нашлось немало — порядка сотни экипажей.

Прогнозы — самое неблагодарное занятие, но без них спортивные результаты смотрелись бы весьма пресно. Перед стартом гонки многие, оценивая шансы участников в зачете джипов, предрекали сражение за победу прошлогоднего победителя «Шелкового пути» Бориса Гадасина и опытнейшего «Лиса пустыни» Жан-Луи Шлессера. И на предстартовой пресс-конференции журналисты живо интересовались, действительно ли у этих двух замечательных спортсменов здесь нет соперников? Борис отвечал, что его новый прототип готов пока процентов на 70, что главная цель — это «Дакар», но если и в этом году удача ему улыбнется, он возражать не станет. «А если серьезно, — добавил Гадасин, — то пять-семь человек из списка участников вполне могут рассчитывать на победу». Шлессер же ограничился признанием в любви к России, поздравил Семена Якубова с тем, что удалось сделать команде организаторов… А что касается борьбы за подиум, то предсказал интригу как в сражении джипов, так и в грузовом зачете. И интрига действительно присутствовала, причем с самой неожиданной развязкой.

Наверное, первый этап сколько-либо протяженного ралли-рейда вряд ли стоит считать отправной точкой успеха в гонке, но определенные тенденции наметились уже на спецучастке маршрута Тамбов — Волгоград. В «легковом» зачете первым финишный створ пересек Филипп Гаш на новом варианте своего багги SMG. Вторым — партнер Бориса Гадасина по команде G-Force Владимир Васильев. Не менее интересным был и расклад в грузовом зачете: самым быстрым был экипаж Антона Шибалова из команды «КамАЗ-мастер», за ним — его товарищи из экипажа Айрата Мардеева, а следом — экипаж Алеса Лопрайса, который на этой гонке испытывал новый прототип Tatra. Следом финишировал еще один «тест-пилот» — представитель «синей армады» Эдуард Николаев, испытывающий новую версию КамАЗа, оснащенного двигателем Liebherr. «Красивый и несложный участок в центральной части России. Он будет вполне дружелюбен к участникам, и позволит даже новичкам комфортно вкатиться в гонку», — это строки из презентации маршрута ралли. А вот что говорили сами участники. Айрат Мардеев: «Первые двести километров напоминали трассу классического ралли. Но покрытие достаточно жесткое — на финише мы удивились, насколько изношены шины. Вторая часть — рыхлый песок, в котором застряло немало внедорожников. Буквально со старта началась настоящая гонка». Антон Шибалов: «Спецучасток уж точно не для вкатывания. И жара!» Вот таким было начало.

100 процентов экстрима! Так можно было охарактеризовать кольцевой маршрут второго этапа «Волгоград — Волгоград» с минимальной дистанцией лиазона и двумя скоростными отрезками протяженностью 333 и 145 км. Броды, рыхлый песок, сложнейшая навигация… И все та же жара: температура в кабинах автомобилей превышала 50 градусов. В зачете джипов те же лидеры: Васильев, Гаш, Шлессер, но на сей раз к ним присоединился и Борис Гадасин, финишировавший на этом спецучастке третьим. В грузовом зачете этап сложился не слишком удачно для экипажей Лопрайса и Николаева, но и Эдуард и Алес на финише в очередной раз говорили о том, что технические проблемы на новых автомобилях — дело обычное, и важно, чтобы вся работа над ошибками была завершена к «Дакару».

Бивуаки — неотъемлемая часть жизни ралли-рейда. Это, если хотите, коммуна, способная существовать в автономном режиме. Здесь есть все, начиная с, простите, «удобств во дворе» и душа и заканчивая хорошо оборудованным медицинским центром. О пресс-центре, оснащенном интернетом, я уже и не говорю. Кроме того, бивуак — это место, где организаторы ралли могут показать «товар лицом» во всей красе. Визитеров не счесть: от официальных делегаций глав городов, областей, краев и республик до жителей близлежащих населенных пунктов. А еще дети. На каждом бивуаке проводились экскурсии для детей из местных школ и детских домов. Нужно было видеть, с каким восхищением они рассматривали грозные гоночные КамАЗы и экзотические прототипы, с каким интересом наблюдали за работой механиков, ощущая свою сопричастность к этому грандиозному проекту. И каждый вечер выступления творческих коллективов — от этнических групп до рок-музыкантов. Но даже в эти часы звуки музыки не могли заглушить рокот генераторов и рычание настраиваемых моторов гоночных автомобилей. А утром вместо звона будильника вой турбин самолетов — лагерь перемещается на следующий бивуак.

Быстрая степная дорога обрывается, вокруг, насколько хватает глаз, пески. А затем снова степь. Почти 500 километров гонки, заканчивающейся бивуаком в Астрахани. И все та же изматывающая жара, о которой говорили все участники гонки. Четырехкратный чемпион мира по прыжкам на лыжах с трамплина (и уже весьма неплохой автогонщик) Адам Малыш говорил, что не мог даже поставить ногу на раскаленный пол кабины, а на машине Владимира Васильева из-за перегрева топлива начались сбои в работе бензонасоса (и это стоило экипажу более чем получасового отставания от лидера). Самым быстрым на этом спецучастке был Жан-Луи Шлессер, но финишировавший вторым Филипп Гаш вновь возглавил таблицу зачета, опережая «Лиса пустыни» на девять минут. А вот в зачете грузовиков турнирная таблица после трех этапов выглядела необычно. Этап выиграл Эдуард Николаев, вторым финишировал Айрат Мардеев (в 150 км от финиша на его автомобиле взорвалось колесо), а третьим — белорусский экипаж Сергея Вязовича, выступающий на МАЗе. Этот успех позволил Вязовичу выйти на вторую позицию в грузовом зачете. На этом же этапе отметился сходом экипаж Андрея Каргинова — на КамАЗе вышел из строя мотор. Да, «Шелковый путь» отнюдь не легкая прогулка. Как для людей, так и для техники.

Для тех, кто привык следить за баталиями на трассах кольцевых гонок или за борьбой в классическом ралли, таблица результатов ралли-рейда может выглядеть диковато. Судите сами: накануне «экваториальной» части гонки Гаш опережал Шлессера почти на 9 минут, Васильева — более чем на 23 минуты, Малыша — почти на час. Еще сюрреалистичнее картина грузового зачета: Вязович проигрывает Мардееву больше часа, но Сотников, чех Ярослав Валтр, выступающий на LIAZ, и Шибалов отстают от белорусского экипажа соответственно на 10, 20 и 21 минуту. Лопрайс, просто утонувший в технических проблемах своего нового грузовика, отстает от Айрата Мардеева более чем на два с половиной часа, а отставание из-за поломки в начале гонки экипажа Эдуарда Николаева составило… более ста часов. Можно сражаться с соперником за секунды, но стоит ошибиться в ориентировании или пропустить контрольную точку (о технических неисправностях я и не говорю), как единицей измерения становятся часы.

Часть интриги зачета джипов была разрушена на пятый день ралли, маршрут которого пролегал от побережья Каспийского моря к столице Калмыкии — Элисте. На этом спецучастке не выдержала коробка передач на багги SMG Филиппа Гаша. А вскоре сходом отметился и Ронан Шабо, также выступавший на багги SMG. В генеральной классификации вновь смена лидера, коим стал Владимир Васильев, но «Лис пустыни» проигрывал экипажу G-Force всего 19 секунд! Притом что занимающий третью строчку протокола Адам Малыш отставал от Владимира уже на 46 минут, а переместившийся на четвертую позицию Евгений Фирсов, выступающий на Toyota «от Overdrive», проигрывал больше часа. Вот и «не думай о секундах свысока»… Но даже при таком, в чем-то очевидном раскладе вряд ли нашелся бы смельчак, сделавший крупную ставку на то, как будет выглядеть финишный подиум. И желание делать столь необдуманные поступки наверняка окончательно отбил бы спецучасток на маршруте Элиста — Астрахань. Как хороши здесь были Жан-Луи Шлессер со штурманом Константином Жильцовым! И как не повезло экипажу Владимира Васильева! «Около 20 минут мы потратили на поиск контрольной точки, а затем, стараясь наверстать потерянное время, разбили подвеску», — рассказывал Васильев на бивуаке в Астрахани. Всего один день, 500‑километровый микс из степных каменистых дорожек, пересекающих устья высохших речушек, и почти африканских песчаных дюн — и серьезные перемены в протоколах многодневной гонки. Теперь экипаж Васильева уступает своему главному сопернику 26 с половиной минут. А еще накопилась усталость. У всех: и у гонщиков, и у механиков. Шеф-механик команды G-Force Анатолий Смирнов рассказывал: «Сейчас нам проще — в гонке осталось меньше машин, которые мы обслуживаем.

Представляешь, механики только на пятый день гонки поинтересовались, где у нас лежат палатки и спальные мешки — основательно располагаться на ночлег до этого просто времени не было».

Впереди 400‑километровое кольцо спецучастка «Астрахань — Астрахань», на котором еще что-то можно изменить, так как венчать ралли-рейд «Шелковый путь — 2013» будет короткий, в большей степени презентационный спецучасток. В зачете грузовиков дуэльная пара, вернее трио, было достаточно очевидным. Если говорить о лидере, то что может помешать экипажу Айрата Мардеева, имеющему 2,5‑часовое превосходство, второй год подряд победить в этой труднейшей гонке? А вот Вязовичу, Сотникову и Шибалову еще предстояло «разыграть» оставшиеся на подиуме места. И в очередной раз поговорка, гласящая, что прогнозы в спорте — штука неблагодарная, оказалась справедливее очевидных, казалось бы, фактов. Для Жан-Луи Шлессера этот спецучасток не обошелся без проблем: ошибка в навигации, блуждание по степи и проигрыш экипажу Владимира Васильева. Правда, экипажу G-Force удалось отыграть у «Лиса пустыни» всего 8 минут. И в этой части турнирной таблицы прогнозы оказались небезосновательными. А вот у грузовиков… На финише в Астрахани — КамАЗы Шибалова, Сотникова, Николаева… За ними МАЗы Вязовича и Василевского… А вот и Tatra Лопрайса. Алес категорично подводит итог тестовой работы: «В этом автомобиле нужно менять абсолютно все!» Финиширует еще одна Tatra под управлением Артура Ардавичуса, а экипажа, еще вчера возглавлявшего грузовой зачет, все нет. Но вот финиширует и КамАЗ под 300‑м стартовым номером.

«Сначала у нас отцепилось запасное колесо, а затем из-за песка, попавшего в вентилятор, началась сильная вибрация. Заглушили двигатель, а завести не смогли — разрядился аккумулятор. Только решили эту проблему, как возникла новая — за 150 км до финиша начал дымить двигатель, вышел из строя привод топливного насоса высокого давления. Чтобы справиться с этой неисправностью и завершить этап, нам потребовалось еще часа полтора», — рассказывал Айрат Мардеев. И тем не менее запаса, созданного экипажем ранее, должно было хватить, чтобы сохранить первую позицию в зачете. Увы, в Астрахань ребята приехали с 2‑часовым штрафом за попущенную контрольную точку! Самое обидное состоит в том, что и на точку-то они вышли без ошибки, вот только не зафиксировали ее. «Виной» тому новая функция в настройках прибора, предлагавшая «прыжок через точку», которую в горячке гонки активировал штурман Айдар Беляев. «Да бог с ним, с прибором, это моя ошибка, — по-мужски признавался Айдар. — Представляешь, это первая точка, которую я не взял за 18 лет выступлений в ралли-рейдах!» А самый дурацкий вопрос, который могли задать охочие до сенсаций журналисты Айрату Мардееву, — расстроился ли он?.

И вот финиш заключительного 87‑километрового спецучастка ралли-рейда «Шелковый путь — 2013». Здесь Жан-Луи Шлессер уступил экипажу Владимира Васильева и Виталия Евтехова всего 36 секунд и в канун своего юбилея (в сентябре «Лис пустыни» отпразднует 65‑летие) стал победителем пятой редакции этой гонки. Второе место у Владимира Васильева, а третье — у экипажа Евгений Фирсов — Вадим Филотов. Кстати, очень хорош на этой гонке был пилот, к которому я отношусь с особым уважением. Это Александр Никоненко, выступавший здесь в цветах команды Яровит-ё-Моторспорт на автомобиле с загадочным именем Crossover. За два дня до финиша Александр занимал четвертую позицию в зачете джипов, но поломка турбины на предпоследнем этапе не позволила экипажу эту позицию удержать… Позади выжженная солнцем степь, раскаленные пески, коварные броды… А что до медных труб, то в грузовом зачете они прозвучали для экипажа команды «КамАЗ-мастер» в составе Дмитрия Сотникова, Вячеслава Мизюкаева и Андрея Аферина. Экипажу, которому на этом ралли отводилась роль быстрой технички! И эту роль они весьма профессионально выполняли на протяжении всей гонки. Теперь им предстоит выдержать еще одно испытание — теми самыми медными трубами. На втором месте еще один экипаж «синей армады»: Антон Шибалов — Роберт Аматыч — Алмаз Хисамиев, а на третьем — Сергей Вязов, Александр Полищук и Дмитрий Вихренко из Белоруссии. Экипаж МАЗа достоин отдельных поздравлений!

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий