Происходят иногда события, суть которых хрестоматийна, понятна с первого взгляда. К таковым, по мнению нашего корреспондента, можно отнести и некогда почти легендарный Trophee Andros

Здесь, в заснеженных французских горах, каждому присутствующему на ледяных гонках отведена своя четко просматривающаяся роль. Каждый преследует свои цели.

Организаторы и организация

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Основная цель организаторов — если не вдохнуть новую жизнь, то хотя бы сохранить красивую, в принципе, серию ледяных кольцевых гонок. Из Шамони и других фешенебельных горных курортов «Трофей» попросили, приходится искать новые места. О нынешнем составе участников поговорим отдельно, пока отметим, что, несмотря на присутствие нескольких «титулованных особ», нового «ледяного короля» Ивана Мюллера среди них нет. Не прибавляет зрелищности и ограничение мощности двигателей автомобилей участников.

В течение сезона проводится несколько этапов. Каждый в новом месте. Задействованы и Французские Альпы, и Пиренеи. Каждый этап состоит из серии заездов разных классов и типов «транспортных средств». Начинающие гонщики «катаются» на спринт-карах, своеобразной помеси багги и карта. «Общественно-полезно», но, как и любая юниорская гонка, зрелище это особо впечатляющим не назовешь. Дабы успокоить гневающихся «зеленых», придумали заезды электромобилей. Дань времени. Едут машинки относительно быстро, но звучат как пылесосы. Для увеличения числа разогревающих заездов на лед выпускают даже мотоциклистов. Кроссовые по сути машины на льду у любого человека, хоть раз побывавшего на спидвее, вызывают ощущение нелепости происходящего. Зато основные заезды специально подготовленных для Trophee Andros (и только для него) автомобилей — зрелище, доставляющее удовольствие и знатоку автоспорта, и случайному зрителю.

Короткая, менее 1 км, и очень вертлявая трасса располагается у подножия горы, служащей трибуной для зрителей. В Клермон-Сюпербесс их собралось около десяти тысяч. При цене входных билетов 29 евро и заунывности разогрева можно предположить, что многих жителей окрестных деревень привлекла не столько гонка, сколько дискотека, проходившая в перерыве и почти до утра по окончании соревнований. «Зажигал» на ней какой-то знаменитый парижский диджей.

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Впрочем, для местных жителей Trophee Andros это не только возможность потратить деньги, но и заработать. Неудивительно, что они активно (и многие безвозмездно) принимали участие в подготовке трассы и необходимой инфраструктуры. Одни пожарные чего стоят. Мало того, что они обеспечивали безопасность на самой гонке. Задолго до ее старта они каждое утро поливали будущую трассу водой, сантиметр за сантиметром наращивая лед до необходимой, как минимум, 30‑сантиметровой толщины. Провинция во многом живет за счет туризма. Чем больше людей приедет, тем богаче будут жить все. А приехавший посмотреть гонку может обратить внимание и на гостиницы, и на горнолыжные склоны.

С горы видна почти вся дистанция. Из-за обилия поворотов и некоторого перепада высот скорости машин невелики. Но вылетающие из-под шипованных шин шлейфы ледяной крошки и снега превращали проезд каждого поворота в зрелище почти фантастическое. Проходившие в темное время под светом мощных прожекторов финальные заезды просто ослепляли. Причем не только зрителей, но и следующих вслед за лидером. Как в «кромешном зареве» они находили дорогу, остается загадкой. Эффектно смотрелся и стиль прохождения поворотов. Машины «ставились в поворот» еще в конце прямой и боком, если не задом описывали его. Помогала осуществить управляемый занос одна маленькая хитрость: все машины были не только полноприводными, но и «полноуправляемыми». Их задние колеса поворачивались синхронно с передними, но в противоположную сторону. Но о технике отдельный разговор.

 

Участники

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Стартующие в Trophee Androsделятся в основном на «дедушек» и «девушек». Эта серия сегодня — начало и конец спортивного пути. Пенсионеры «Формулы-1» Ален Прост и Оливье Панис (далеко не самые старые среди участников) стартуют вместе с белокурой 19‑летней Бере Демустье, ставшей третьей в женском зачете «Трофея» еще в 2008 году. Большинству участников за 40, есть даже один 63‑летний. И их послужной список в основном ограничивается участием в Trophee Andros и других местных гонках. Среди них еще один экс-пилот F1 — 46‑летний Поль Бельмондо, известный больше как сын знаменитого отца. Правда, другой «сынок» — 28‑летний Нико Прост может хотя бы похвастать 3‑м местом в испанском чемпионате F3 в 2007 году и чемпионством в Euro F3000 годом позже. Видно, приехал провести выходные с Профессором.

Зрители

Французские слова Liberte, Egalite, Fraternite труднопереводимые, а потому никак не приживающиеся в России, точно характеризуют отношение к зрителям. У нас участники и организаторы самой захудалой, дворовой гонки переполнены пафосом и считают себя небожителями. Хоть сейчас в Сильверстоун отправляй помогать. За действиями наших механиков в лучшем случае можно понаблюдать при наличии бинокля.

На «Трофее» нет ни закрытого парка, ни «проходной» в лагерь команд. Только попытки прорваться в техническую зону (пресс-центр, клуб пилотов, комиссариат) строго пресекаются. Зато любой любопытствующий может посмотреть, как готовится техника (вход в отапливаемые палатки разрешен, запрещается лишь заходить за ленточное ограждение) или спросить «Как дела?» у самого Алена Проста. Временами кажется, что позволено зрителям слишком много: на старт, например, машинам приходилось буквально пробиваться сквозь толпу. Хорошо хоть в гостевые палатки всех желающих не пускали.

Команды

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Как и во многих других автоспортивных дисциплинах, команды-участницы представляют либо заводы, либо поддерживаемые спонсорами группы энтузиастов. Одни преследуют далеко идущие рекламные цели, другие просто получают удовольствие.

Выигрывают, как правило, «заводские». За ними стоят не просто автопроизводители, а целые команды партнеров. Так, Ален Прост стартовал за рулем «нелегального» до официальной премьеры в Женеве Dacia Duster. Понятно, что, несмотря на румынское название команды, выставлял ее Renault. Который вложил в машину немало денег. Судите сами. Пространственная трубчатая рама и кевларовая «скорлупа» изготавливались явно не на заводском конвейере. Двигатель, гоночную («заднюю») коробку передач с пристыкованной сзади раздаткой, усилитель рулевого механизма и ряд других узлов и агрегатов изготавливали специализированные фирмы. На долю самого Renault приходятся разве что лобовое стекло и светотехника.

Надо признать, что и «энтузиасты» собирали с миру по нитке. Названия большинства команд мало что скажут российскому читателю. Ограничимся перечислением марок автомобилей: Skoda Fabia, Dacia Duster, Renault Clio III, BMW 1 Series, Toyota Auris, KIA Rio, Fiat Stilo, Fiat Grande Punto и Citroen C4. Всего 17 машин, 32 гонщика.

Continental

Место немецкого концерна в Trophee Andros особенное: он монопольный поставщик шин для всех классов участвующих в гонке автомобилей. Поддержку финального этапа в Клермон-Сюпербесс можно вообще рассматривать как «вооруженный десант»: в часе-полутора езды отсюда, в городе Клермон-Ферран располагается штаб-квартира Michelin.

Положение технического спонсора самое выгодное в плане маркетинга. Мало того, что твое имя присутствует повсюду (от программы до арки над трассой) в связке с логотипом гонки. На твоих шинах всегда едет победитель. И где как не в гонке доказывается исключительность твоих изделий?

Не будем сбрасывать со счетов и технологический аспект. Какие-то «спортивные» решения будут со временем использованы и в серийной продукции. По сути, Trophee Andros для Conti — дополнительный полигон, на котором десятки высококвалифицированных водителей бесплатно и с энтузиазмом испытывают зимние шины.
Хотя и сам концерн не остается в стороне. Помимо шин сюда везут даже свой шиномонтажный участок со всем необходимым оборудованием. Непривычным на нем в первый момент показалось лишь наличие… камер. Но таковы условия жанра: бескамерная шина при ударе может потерять давление. За действиями рабочих, механиков и гонщиков следят «лазутчики» из числа инженеров исследовательского центра концерна.

Гонка

Специально ехать на Trophee Andros я бы не посоветовал. Во многом это местечковое событие. Та же «Гонка звезд» в Раменском или на Беговой, которую, к слову, также спонсирует Continental AG, доставит не меньшее удовольствие. Тем более что 1600‑литровый овал позволяет развить куда более высокую скорость. Стало быть, и «куражу» здесь больше. Andros ближе к былому питерскому «мототреку».

Но если вы любите горные лыжи и не взрываетесь из-за чванливого, демонстративного незнания французами иностранных языков (особенно английского и немецкого), можно совместить приятное с полезным. В конце концов, и горные склоны надоедают.

Кстати, в нынешнем сезоне первой была Skoda Fabia. Победителем сезона Trophee Andros стал Жан-Филипп Дейро. Ален Прост на Dacia Duster — второй. Третье место в общем зачете занял Оливье Панис на Skoda Fabia. С подробными результатами можно ознакомиться на сайте www.tropheeandros.com.

Trophee Andros

Проводимая FFSA (Федерацией автомобильного спорта Франции) гоночная серия в 2010 году отмечает свое двадцатилетие. Этапы «Трофея Андроса» проводятся в горной местности на высоте от 350 до 2200 м над уровнем моря в Альпах и Пиренеях, привлекая дополнительных туристов на горнолыжные курорты. Ровно половина «Трофеев» (с 1996 по 2002 и с 2004 по 2006 гг.) досталась Ивану Мюллеру, выступавшему на BMW, затем Opel и KIA. В 2007‑2008 гг. превенствовал 4‑кратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост на Toyota. В нынешнем сезоне он выступал на Dacia Duster, официальная премьера которого состоялась уже по окончании гоночного сезона.

Обычная длина трассы составляет 600–960 км. На каждом этапе проводятся квалификационные заезды и полуфиналы, в которых участвуют по 4 автомобиля, что позволяет выступить в них поочередно двум участникам на одной машине. К финалу допускаются 10 автомобилей. Дистанция финала — 10 кругов. Очки начисляются как в полуфиналах, так и финальных заездах. По их сумме определяется обладатель «Трофея».

Приз и серия гонок названы в честь титульного спонсора — французской компании Andros, специализирующейся на производстве продуктов питания из фруктов и молока. Continental AG, являющийся техническим партнером «Трофея», поставляет шины для всех участников, кроме мотоциклистов (по 8 шин на каждый этап).
В основной гонке участвуют прототипы («силуэты») на базе серийных автомобилей, точнее, внешне их напоминающие. В разогревающих заездах стартуют электромобили, кроссовые мотоциклы и т. п. А также спринт-кары с мотоциклетными моторами без коробок передач и дифференциалов. Для усиления спортивной конкуренции применяется весовой гандикап. Победителю этапа устанавливается балласт весом 60 кг, второму призеру — 40 кг, третьему — 20 кг. Максимально разрешенная мощность «силуэта» — 350 л. с.

Шины и шипы для Trophee Andros

На спринт-карах используются серийные асимметричные зимние шины ContiWinterViking 2 со спортивной ошиповкой. Состав резиновой смеси протектора содержит силику, улучшающую характеристики шины на льду, в т. ч. мокром и в сильные морозы. Расстановка шипов отрабатывалась с помощью компьютерного моделирования. Помимо стандартных (серийных) мест шипы располагаются и в каждой шашке по центральной окружности беговой дорожки. Используемые типоразмеры: 185/65R15 и 205/50R17. В шинах устанавливается по 174 или 195 шипов соответственно. Длина шипа — 14 мм, выступ — 3,5 мм.

Большая мощность «силуэтов» требует специальных спортивных шин. Шины Continental IceRacingContact 3, разработанные специально для Trophee Andros и впервые появившиеся в сезонах 2007‑2009 годов, были доработаны к сезону нынешнему.

Поскольку значительную часть трассы ледовых гонок пилоты проезжают «боком», инженеры исследовательского центра Continental разработали специальные мостики, соединяющие блоки протектора друг с другом, обеспечивая их жесткость в поперечном направлении. Жестким (примерно 80 SH (A)) сделан и состав резиновой смеси. Таким образом не только улучшили управляемость, но и повысили износостойкость. Ведь за гоночный уик-энд можно израсходовать только восемь полноразмерных и тщательно «отслеживаемых» шин.

Сделать шипы слишком «агрессивными» нельзя: 30‑сантиметрового слоя льда может не хватить на все заезды. В результате блоки с шипами сделали несколько более высокими. В начале движения шипы выступают из резины незначительно, но по мере износа протектора «зубастость» шин возрастает. Оптимальным для условий гонки оказалось расположение шипов в пятне контакта в виде буквы V. Количество шипов в каждой шине размером 10/65‑16 увеличили со 174 до 232, зато их высоту уменьшили с 16 до 14 мм, а диаметр — с 2,6 до 2,2 мм. Для прочности посадки шипов их вклеивают в гнезде специальным клеем, разработанным производителем шипов. Cкорее вырвется «шашка» протектора, чем шип из нее. Применяется только один размер шин Continental IceRacingContact — 10/65‑16. Ширина обода — 4,5’’-5,5’’. Количество шипов на 1 колесо — 232 шт. Длина шипа — 14 мм.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий