Испытав разочарование на ралли «Акрополис», команда BP Ford Abu Dhabi в Турции разработала и блестяще реализовала коварный план, обеспечивший ей победный дубль

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

В Грецию Ford отправлялась в неплохом настроении — два предыдущих сезона команда доминировала на «Акро­по­ли­се», да и начало гонки было за пилотом «Го­лу­бого овала» Яри-Матти Латвалой. А вот Микко Хирвонен, при всем благоприятствовании исторических фактов, априори не мог быть довольным началом ралли — он стартовал первым. «Мы очень старались, но не могли ехать быстрее соперников» — констатировал Микко. Стартовавший вторым Себасть­ян­ Лоэб события не торопил и победил на втором спецучастке лишь потому, что Яри-Матти Латвала чуть сбросил темп. «В прошлом году нас развернуло на СУ2 и мы ед­ва не оказались в канаве, а Лоэб показал тогда лучшее время. В этом году я был осто­рожнее, но мы опять едва не вылетели с дороги, а Себ опять меня обошел!» — рассказывал Яри-Матти. Тем не менее, после первых трех спецучастков молодой финн опережал Лоэба! Сейчас уже сложно поверить в то, что 23‑летний Латвала впервые сел за руль автомобиля WRC всего пять лет назад. И произошло это в Греции.

К этому моменту в гонке уже были потери: повредил о камень подвеску своего Ford Джанлуиджи Галли, а на Suzuki Тони Гардемайстера отказал двигатель. Зато Петтер Солберг сверкал «фирменной» улыбкой, за которую и получил прозвище «Голливуд»: «Новая Impreza далеко не идеал, но, несомненно, у машины есть большой потенциал». Дела и впрямь шли неплохо — экипажи Subaru занимали пятое и восьмое места и, что самое главное, не имели технических проблем.

«Камнем преткновения» для экипажей Ford стал шестой спецучасток — машины Латвалы, Хирвонена и Халида Аль Кассими финишировали с поврежденными подвесками. В результате Латвала откатился на шестое место, а Хирвонен — на седьмое. Для любителей статистики к итогам дня можно добавить тот факт, что последний, «суперспециальный» участок выиграл эстонец Урмо Аава на частном Citroen C4 WRC. В его карьере это первое лучшее время на спецучастке WRC.

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Было ясно, что второй день гонки будет самым тяжелым в ралли «Акрополис-2008», а возможно, и в сезо­не чемпионата мира. И драматиче­ские события не заставили себя ждать. Рыхлый гравий заставил Себастьяна Лоэба снизить темп, а затем чемпион мира пробил колесо. До финиша Себастьян добрался, но лидером ралли стал его коллега по команде Даниель Сордо. Правда, ненадолго: на дорожной секции на Citroen взорвалось колесо, а затем, уже на спецучастке, испанец потерял четыре минуты и оказался лишь седьмым. В лидеры вновь вышел Лоэб.

Надежды Ford на успешное выступление на земле Эллады таяли. Показав лучшее время на 8‑м спецучастке, Хирвонен уже на следующем налетел на груду гравия и серьезно повредил тормозной диск. А затем на его машине начались проблемы с задней подвеской — неисправность, похожая на ту, что была у Латвалы в Иордании. Еще хуже шли дела у Латвалы. В тот момент, когда Яри-Матти добрался до четвертой позиции и отставал от лидера на 47,4 секунды, на Ford сломался турбонаддув. На финише последнего спецучастка дня Латвала занимал восьмое место, проигрывая Себастьяну 3 минуты 17,7 секунды. Перед заключительным днем ралли Петтер Солберг был вторым, его брат Хеннинг — третьим, а на четвертую позицию поднялся Микко Хирвонен.

Тактических изысков в послед­ний день не ожидалось — экипажи старались не потерять достигнутого накануне. И здесь не повезло Крису Аткинсону — он разбивает подвеску Suba­ru и выбывает из гонки. А на финише его готовился встретить с поздравлениями сам исполнительный директор Fuji Heavy In­dustries Икуо Мори… Ну, а Себастьян Лоэб одержал свою 41-ю победу на этапах WRC.

К середине сезона в зачетах чемпионата мира сложилась сложная ситуация. Перед ралли «Турция» Себастьян Лоэб на одно очко опережал Микко Хирвонена, а его команда отставала от BP Ford Abu Dhabi на два очка. Разумеется, фордовцы хотели бы иметь более значительное превосходство, так как три из оставшихся семи гонок пройдут на асфальте, где гонщики Citroen традиционно сильны. Над обеими машинами Ford была проведена серьезная работа: повреждения подвесок на «Акрополисе» стали для инженеров серьезным поводом для волнений. В Великобритании были срочно изготовлены более прочные детали. Для машин Suzuki SX4 WRC турецкий этап стал их последним появлением в нынешних спецификациях. Уже перед ралли «Финляндия» будет готова новая омологация автомобилей. Тем временем в команде Ford ожидают разрешения FIA на доработки машин для асфальтовых ралли и надеются, что омологация изменений пройдет до ралли «Германия».

WRC. Хеннинг Солберг

© Фото: 5 колесо

Первый классический спецучасток прошел на максимальной для этого ралли высоте — 1800 метров над уровнем моря, а расчищать усеянную камнями трассу предстояло Лоэбу. Лучшее время здесь показал Урмо Аава, стартовавший 11‑м, второе время пока­зал Джиджи Галли (7‑я позиция на старте) и третье — Миккельсен, который стартовал 13-м. Латвала уверенно стартовал с четвертой позиции, но вскоре пробил колесо, не стал останавливаться для его замены, потерял много времени и оказался на 14‑м месте. Далее ситуация начала стремительно меняться. Везение Аавы было недолгим — уже на следующем спецучастке он разбил подвеску своего Citroen, у Галли неожиданно загорелся автомобиль, а вот Латвала поднялся на четвертое, а затем и на третье место. По прибытию на полуденный сервис молодой финн был уже вторым, а экипажи на машинах Ford занимали первые четыре места. И настоящее «шоу» устроили пилоты Suzuki! Тони Гардемайстер из-за проколотого колеса потерял контроль над машиной и врезался в измерительное оборудование судейского поста, а на машине Пер-Гуннара Андерссона «взбесилась» система пожаротушения, самопроизвольно залившая пеной весь кокпит машины.

Чемпион мира был осторожен и во многом благодаря этому удерживал третью позицию. Латвала трижды за этот день пробивал колеса, но признавался, что и до прокола он сильно уступал Лоэбу. Тем не менее, Яри-Матти по-прежнему занимал второе место, проигрывая Хирвонену 9,8 секунды.

Когда до финиша дня участникам оставалось преодолеть два спецучастка, развернулись самые интересные события. Аналитики Ford разработали коварный план, следуя которому, пилоты команды получают в субботу выгодные стартовые поции, а Лоэбу предстоит расчищать трассу (см. врезку «Турецкий гамбит»). Лоэб, естественно, разгадал этот план, но вот руководство Citroen как-то медленно реагировало на атакующие действия своего главного соперника. Хирвонен выигрывал участок за участком, а Себастьян постепенно скатился на четвертую позицию. Правда, вскоре и в лидирующей фордовской армаде произошли потери: на машине Джиджи Галли отказал турбонаддув, и итальянец опустился с 3‑го на 8‑е место. Его позицию занял чемпион мира, но от лидера ралли Себастьян отставал на 34,8 секунды. А Хирвонен мчался во весь опор: «Машина действительно позволяет ехать очень быстро. Надеюсь, она настолько же надежна…». В десятке лидеров было шесть машин Ford, экипажи Citroen занимали 3, 6 и 9 позиции, а Петтер Солберг уверенно держался на пятом месте. Но Citroen сдаваться не собирался: в конце дня Дани Сордо провел результативную атаку на позицию Петтера Солберга. Пассив дня: из ралли выбыли оба экипажа Suzuki.

WRC. Себастьян Лоэб, Даниель Элена

© Фото: 5 колесо

До финиша ралли оставалось три спецучастка, и ситуация была крайне напряженной. Лоэб теперь стартовал с выгодной позиции и готовился к настоящей битве. На старте первого же спецучастка автомобиль Хирвонена заглох и экипаж потерял девять секунд, но Лоэб все равно проигрывал еще 26,4 секунды. Не помогла и победа Себастьяна на следующем спецучастке, где он сумел отыграть всего 0,9 секунды. А вот Дани Сордо удалось обойти Хеннинга Солберга и выйти на четвертое место. В результате, экипажам Ford удалось удержаться на первом и на втором местах ралли «Турция», а Лоэбу оставалось лишь констатировать тот факт, что нынешние правила проведения чемпионата мира далеки от идеала.

Турецкий гамбит

Вряд ли кому-либо в точности удастся повторить тактические маневры BP Ford Abu Dhabi WRT! По нынешним правилам, утром второго и третьего дня ралли экипажи стартуют в соответствии с позициями на финише предыдущего дня. За исключением результатов, показанных на участках «super special». О специфике трасс второго дня ралли говорили все без исключения, и особенно это касалось повторного прохождения спецучастков. Даниель Элена, штурман Себастьяна Лоэба: «При повторном прохождении дороги спецучастков оказались еще более сколзкими…». Фил Милсс, штурман Петтера Солберга: «По дорогам повторяющихся спецучастков успели проехать и автомобили группы N, и моноприводные машины частных экипажей. С учетом различных траекторий движения неудивительно, что дороги были сплошь усеяны рыхлым гравием». Яри-Матти Латвала: «Подчас трассы спецучастков при втором их прохождении оказываются намного сложнее, чем при первом. И экипаж, которому приходится стартовать первым, теряет очень много времени, занимаясь их расчисткой». В пятницу вечером экипажи команды Ford занимали первые три места, а Себастьян Лоэб был четвертым.

PCWRC. Андриас Айгнер

© Фото: 5 колесо

Задумка аналитиков Ford состояла в том, чтобы пропустить Лоэба вперед, обеспечив ему на следующий день крайне не выгодную роль «бульдозера». При этом гонщикам Ford и особенно лидеру команды Микко Хирвонену во второй день было необходимо показать результат максимально близкий к лидеру. Команда четко разработала стратегию реализации этого коварного плана. По решению «штаба Ford», порядок финиша в конце дня должен быть таким: Себастьян Лоэб, Яри-Матти Латвала, Джиджи Галли и лишь потом Микко Хирвонен. Это обеспечивало Микко наиболее выгодную стартовую позицию на следующий день. Но и Хеннингу Солбергу нашлась роль в этом спектакле. Неожиданно для всех он завершил день на втором месте, что в результате очень помогло команде Ford. Все было разыграно как по нотам! Экипаж Латвалы не отклонился ни на секунду от указанного командой времени, Хирвонен «выбился из расписания» на две секунды, но это не повлияло на реализацию тактического плана. В конце дня Хеннинг Солберг был на секунду впереди Лоэба, Латвала отставал от Хеннинга на 0,1 секунды, Галли был в 1,1 секунде от Яри-Матти и, наконец, Хирвонен был пятый, отставая от Галли на 4,6 секунды. Четкость реализации плана достойна восхищения! Понятно, что смелая и безупречно проведенная партия не гарантировала победы команды «Голубого овала», но она сделала это ралли невыносимо сложным для Себастьяна Лоэба и команды Citroen.

Латвала о ралли

WRC. Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

Пять лет назад я впервые приехал на рал­ли «Акрополис». Мне было 18 лет, и я был счастлив выступить на этой легендарной гонке. А еще это было мое первое ралли в составе заводской команды, первое ралли на машине WRC и всего второе ралли чемпионата мира. Тогда все было внове, но в результате сло­жи­лось отлично — мы финишировали 10-ми в «абсолюте». Я все пытался понять, как лучшим гонщикам чемпионата удается ехать так быстро: они выигрывали ­у меня до двух секунд с километра! Теперь я еду почти так же быстро, но до сих пор не понимаю, как можно поддерживать столь высокую скорость на протяжении всей гонки.

После удачного дебюта на «Акрополисе» мне не удавалось показывать здесь хорошие результаты. Поэтому перед нынешней гонкой, в надежде на успешное выступление, мы держали пальцы скрещенными. И стартовали мы очень успешно, лидируя на протяжении трех первых спецучастков. Но это было лишь начало, а затем последовал прокол колеса, повреждение подвески… Финишировали мы седьмыми, и это пока мой лучший результат на ралли «Акрополис».

Если у меня было не много опыта выступлений в Греции, то на турецком этапе я выступал еще меньше. Я и представить не мог, что увлекательная борьба на этом ралли продлится до самого финиша. Воскресная битва за победу была во многом обусловлена тактическим планом команды Ford. В пятницу вечером мы должны были пропустить Себа вперед для того, чтобы он стартовал первым в субботу. План был столь же великолепный, сколь и рискованный в том случае, если бы что-то пошло не так, как задумывалось. Ошибка одного из гонщиков всего на две секунды на финише могла бы свести на нет усилия всех экипажей Ford. При этом нам нужно было поддерживать определенную среднюю скорость на протяжении всего спецучастка.

Из новостей Греции

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Перед ралли «Акрополис» было немало новостей, но особый интерес вызывала новая машина Subaru Impreza S14. И неудивительно. Это последняя дебютантка на ралли чемпионата мира с нынешним техническим регламентом — с 2011 года в силу должны вступить новые правила. А еще на этом ралли был учрежден новый приз — награда имени Колина Макрея, предназначенный для гонщика, который покажет лучшее время на спецучастках ралли «Акрополис». Напомним, что Колин побеждал на этом ралли пять раз и является самым успешным пилотом греческой гонки за всю ее 55-летнюю историю. И первым претендентом на награду стал Крис Аткинсон, заработавший для новой Subaru первое лучшее время на спецучастке и показавший наивысшую среднюю скорость — 99,17 км/час. Но на финише ралли его результат превысил пилот Ford Джиджи Галли — его средняя скорость на спецучастке составила 100,77 км/час. Галли и стал обладателем почетного приза.

Результаты 55-го BP Ultimate Acropolis Rally

1. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)    3 ч. 54 мин. 54,7 с.
2. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)    3 ч. 56 мин. 04,2 с.
3. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)    3 ч. 56 мин. 50,8 с.
4. Урмо Аава, Кулдар Сикк
(Эстония, Citroen C4 WRC)    3 ч. 59 мин. 14,4 с.
5. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)    3 ч. 59 мин. 44,1 с.
6. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 01 мин. 06,0 с.
7. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 01 мин. 42,2 с.
8. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)4 ч. 04 мин. 08,7 с.

Результаты 8‑го Rally of Turkey

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

1. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 42 мин. 07,1 с.
2. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 42 мин. 15,0 с.
3. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)    4 ч. 42 мин. 32,8 с.
4. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)    4 ч. 44 мин. 32,7 с.
5. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 44 мин. 40,8 с.
6. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)    4 ч. 44 мин. 55,3 с.
7. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)    4 ч. 46 мин. 31,3 с.
8. Конрад Раутенбах, Дэвид Сениор
(Зимбабве, Великобритания, Citroen C4 WRC)    4 ч. 49 мин. 53,8 с.

PCWRC

WRC. Даниель Сордо

© Фото: 5 колесо

В Греции крайне неудачно выступили экипажи Subaru на новой версии N14: до финиша добралась лишь одна из пяти машин. Победу в гонке одержал австриец Андриас Айгнер на Mitsubishi Lancer Evo IX. Свой успех Айгнер повторил и в Турции (это его третья победа подряд). И в турецком ралли также не блистали представители Subaru: четыре из пяти первых позиций заняли экипажи на машинах Mitsubishi.

Положение в чемпионате после 4-х этапов

Айгнер — 30 очков, Кетомяя и Санделл — по 14, Ханнинен и Араджо — по 12, Нутахара — 10

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий