Первая после длительного перерыва победа Карлоса Сайнца, сокрушительный провал Seat и Skoda, блестящее выступление «не заводского» пилота Маркко Мартина… И не только этими событиями был отмечен дебют в «высшей лиге» ралли «Кипр», до предела обострившего ситуацию в чемпионате мира.

Десятый этап прошел в стране, где прежде не проводились ралли столь высокого уровня. «Кипр» был выбран FIA в качестве замены ралли «Китай», о чем стало известно всего за четыре месяца до старта. Последние 15 лет эта гонка входила в число этапов европейского чемпионата, причем имела наивысший коэффициент трудности. Теперь Кипр является 23-й страной, принявшей у себя этап мирового первенства.

Но не для всех представителей мировой раллийной элиты Кипр стал «терра инкогнита» — здесь уже бывал пилот команды Skoda Армин Шварц, выступавший тогда со штурманом Дени Жираде, нынешним напарником Дидье Ориоля.

Не только опыт Армина настраивал руководство Skoda на оптимистический лад — к ралли «Кипр» была подготовлена новая версия Octavia WRC. Основным средством повышения мощности двигателя стал новый турбонагнетатель. Да и статистика давала определенные надежды — на предыдущих этапах, в которых Skoda принимала участие, команда финишировала хотя бы одной машиной.

Еще одной отличительной чертой предыдущих ралли на Кипре была весьма низкая средняя скорость на спецучастках. На этот раз СУ подверглись некоторым изменениям. Заметим также, что для этой гонки характерны большие расстояния между сервисными пунктами. При серьезном износе шин это становится важным фактором.

Всего 52 экипажа съехали со стартового подиума в Лимассолле, причем среди них было лишь 5 автомобилей с приводом на одну ось. Из команд, заявленных в зачете производителей, отсутствовала Hyundai.

Открыл гонку Маркус Гронхольм, а лидирующую позицию сразу же захватил Карлос Сайнц, выигравший три из четырех спецучастков. Ричард Бернс, преследовавший лидера, шел неплохо, пока на его Subaru не возникли технические проблемы. Поначалу инженеры команды посчитали, что отказала турбина, но затем выяснилось, что все дело в электронном дросселе, открывавшемся лишь на четверть. В результате Ричард переместился на третье место, пропустив вперед Колина Макрея.

В Mitsubishi Томми Мякинен жаловался на слишком мягкие настройки подвески, а Фредди Луикса донимали проблемы с дифференциалом. Не лучшим образом настроили подвески и в Seat — Дидье Ориоль отмечал странное поведение амортизаторов, а автомобиль Тони Гардемайстера просто как мячик скакал по ухабистым частям спецучастков.

Но что эти мелочи по сравнению с неприятностями в Skoda! Уже на втором СУ Армин Шварц не вписался в поворот и перевернул свою «Октавию». А Луи Климент так саданулся о камни, что пробил и защиту, и картер двигателя. В результате вытекло масло, и мотор «стуканул».

Трасса привела участников в район Трудосских гор. Колин Макрей так прокомментировал эту часть гонки: «Какие-либо тактические заготовки бессмысленны — теперь начинается настоящее ралли».

Именно здесь не повезло Маркусу Гронхольму — контрольная лампа указала на отсутствие зарядки, а на следующем СУ батарея приказала долго жить. К этому моменту Маркус занимал четвертую позицию.

Проблема износа шин становилась все более острой. Макрей мчался на почти «лысых» шинах, одно из колес постепенно превращалось в лохмотья. К тому же на «Фокусе» шотландца внезапно отказали задние тормоза.

Штурман Мякинена, Ристо Маннисенмяки, неверно рассчитал время, необходимое для замены колеса, и на старт шестого спецучастка экипаж прибыл с минутным опозданием. Юха Канккунен, который тестировал шины Pirelli KC, жаловался на их излишнюю жесткость. То же самое о своих покрышках говорил Ричард Бернс.

Тем не менее на СУ протяженностью 31 километр Ричард показал лучшее время. (В качестве иллюстрации особенностей ралли «Кипр» можно отметить, что средняя скорость Бернса составила всего 52 км/ч!) На том же участке отличился Фредди Луикс — после регулировки баланса дифференциала показал третье время. Похоже, к Фредди возвращается былая скорость.

После схода двух «Шкод» злой рок переметнулся на команду Seat. На автомобиле Ориоля отказал гидроусилитель руля, причем на самом длинном и извилистом СУ. Дидье сражался героически, но время от времени ему приходилось прижиматься к обочине и пропускать следующие за ним автомобили (учтем, что стартовый интервал составлял 3 минуты!). Усилия пилота по достоинству оценил его штурман Дени Жироде: «90 процентов известных мне гонщиков в подобной ситуации предпочли бы сойти». Не лучше шли дела и у Тони Гардемайстера: «Машина не хотела вписываться в острые повороты, и мне приходилось часто пользоваться ручным тормозом. В результате заглох двигатель, и я потратил около 30 секунд на его запуск».

Проблемы были у Юхи Канккунена, но отнюдь не технического характера. Перед въездом в сервисную зону экипаж запутался в последовательности прохождения двух пунктов контроля времени и схлопотал пять минут штрафа. В результате Юха с 8-го места переместился на 19-е. А к этому моменту лучший из «не заводских» гонщиков Маркко Мартин занимал 7-е место в «абсолюте»!

Ну, а Карлос Сайнц все дальше уезжал от соперников. И если после шестого спецучастка его преимущество ограничивалось 15-ю секундами, то к концу дня оно составляло уже 1 мин 20 с. Какой ценой это далось Матадору? Карлос признался: «У меня в этом сезоне был последний реальный шанс побороться за чемпионское звание. Ради этого пришлось рисковать».

А вот Ричард Бернс сомневался в том, что подобный риск оправдан: «На таких узких дорогах надо быть крайне осторожным. Но мне кажется, машина Сайнца очень хорошо подготовлена, и если Карлос продолжит в том же духе, нам будет очень сложно его догнать».

Для Seat проблемы «догнать Сайнца» не существовало — доехать бы. Едва покинув сервис-парк, Ориоль почувствовал, что на его автомобиле плохо отрегулированы тормоза. На самом деле неисправность оказалась более серьезной и заключалась в разрушении ступицы заднего колеса. Дидье связался по радио с механиками, те посоветовали остановиться и не испытывать судьбу.

Макрей в одном из поворотов зацепил насыпь, радиатор забился гравием, и мотор начал греться. В результате Колин откатился на четвертое место. На Mitsubishi Луикса «закусило» газ, автомобиль вылетел с дороги, совершил кувырок через крышу, но тем не менее остался в гонке. Томми Мякинен боролся с дифференциалом.

В результате этих драматических событий на вторую позицию вышел Франсуа Делекур, но произошло это благодаря изрядной доле везения. «Двигатель оказался более «прожорливым», чем мы предполагали, — сказал Франсуа, — и когда мы финишировали на СУ-9, то обнаружили, что в баке всего два литра топлива. Причем из 23-х оставшихся до сервиса километров 7 были в гору. После подъема у нас остался всего литр бензина, и остальную часть трассы мы преодолели, просто скатываясь вниз».

Юха Канккунен закончил день девятым, но команда подала протест по поводу штрафа, аргументируя тем, что места расположения пунктов контроля времени отличались от указанных в «дорожной книге». В результате Subaru удалось «отыграть» две минуты и одну строчку в протоколе. А Маркко Мартин занимал уже пятое место…

Трасса второго дня ралли пролегала в горном районе, где температура воздуха была градусов на шесть ниже, чем на побережье. Что касается дорог, положительным моментом явилось отсутствие на них гравия, и очередность стартов большой роли не играла. В то же время дороги стали сложнее и жестче.

День начался с сюрприза — первые два СУ выиграли Mitsubishi, причем одна победа оказалась на счету Фредди Луикса. Это первый спецучасток, выигранный бельгийцем за время его выступлений в составе команды.

Лидер ралли был настроен весьма решительно: «Я буду ехать так же, как вчера, и не расслаблюсь, пока все это не кончится». Ричард Бернс смотрел на ситуацию вполне реалистично: «Я не надеюсь догнать Карлоса, но постараюсь не допустить большего отрыва».

Делекура больше всего беспокоил расход топлива, а Тони Гардемайстер пытался решить загадку электронной связи ручного тормоза с дросселем: «Когда я использую ручник, обороты двигателя не снижаются, а возрастают», — удивлялся Тони.

Желанию Бернса не отстать от Сайнца не суждено было сбыться. Не выдержала одна из стоек, и колесо оказалось зажатым в арке. Ричард уступил второе место Макрею, и так же, как в Греции, два Ford Focus возглавили ралли.

Фредди Луикс был явно в ударе. Наплевав на всякую тактику, он в агрессивном стиле выиграл СУ-13, но поплатился за активную езду уже на следующем спецучастке — заключительные пять километров пришлось ехать на спущенном колесе.

А Ричарду Бернсу не везло все больше. Сначала возникли проблемы с дифференциалом, затем КП заклинило на второй передаче, после чего Ричард откатился на четвертую позицию.

Накануне заключительного дня ралли многими обсуждался вопрос командной тактики в Ford. Директор M-Sport Малколм Уилсон успокаивал: «Решающим моментом будет середина заключительного дня. И если не произойдет ничего непредвиденного, Сайнц победит. У Карлоса весьма сильные мотивации».

Другой заботой было восстановление конкурентоспособности Mitsubishi. Менеджер команды Фил Шорт отметил: «Думаю, мы должны быть благодарны Луиксу. Мы много сделали для того, чтобы подбодрить Фредди, восстановить его уверенность после месяцев проблем. Это в свою очередь дало мотивацию и Томми Мякинену».

Матадор довел ралли до победного конца и был необычайно счастлив: «Это одна из самых запоминающихся побед в моей карьере». Всего же в активе Карлоса Сайнца 23 победы на этапах чемпионата мира, и по этому показателю он делит первое место с Юхой Канккуненом. Юха же отметил рекордный юбилей — 150 гонок в рамках чемпионатов мира.

Группа N

За время ралли здесь сменилось три лидера. Сначала гонку возглавлял Манфред Штоль, затем его сменили Габриэль Поццо и Густаво Треллес. Никто из них не избежал проблем. Штоля донимали неисправность рулевого управления и капризы двигателя. У Поццо кончился бензин, пришлось использовать НЗ, чтобы добраться до сервисного парка. Треллес на чем свет клял жару: «Когда охлаждающая жидкость нагревается до 108 °С, мы вынуждены включать печку. Может, для финнов это приятно, но я не люблю сауну!»

И все же первым в группе N на Кипре был Треллес. Поццо финишировал вторым, даже несмотря на то, что в одном из эпизодов уложил свой Mitsubishi на крышу. Пришедший третьим Штоль сохранил лидерство в чемпионате.

Положение после десяти этапов: Штоль — 48 очков, Треллес — 42, Поццо — 22, Паасонен — 21, Менци — 16, Кампос — 13, Пукалисто — 12, Санчес, Ниттель и Феррейрос — по 10.

Командный кубок FIA

Здесь потери начались еще в самом начале гонки. На СУ-2 на автомобиле Абдуллы Бахашаба заклинило трансмиссию, а на следующем спецучастке выбыл из борьбы Джон Пападимитру — не выдержал дифференциал. К ним чуть было не присоединился Гжиштов Холовчик, уложивший Subaru на крышу, причем случайный камень удержал автомобиль от дальнейшего соскальзывания в глубокую канаву. И все же Холовчику не удалось финишировать — в конце первого дня ралли сломалась КП.

Лидера, Тошихиро Араи, судьба тоже не миловала — сначала перегрелся двигатель, затем автомобиль вылетел с трассы и пробил колесо. Спецучасток Араи закончил не только на спущенной шине, но и на разбитом диске.

Из-за повреждения выпускного тракта вспыхнула Subaru Фредерика Дора. К этому моменту Араи на полчаса опережал соперников, но и это не гарантировало успешный финиш — мотор продолжал перегреваться. Та же неприятность была у Симона Жан-Жозефа, вдобавок на его Subaru барахлила КП, а позже отказали тормоза. «Теперь я просто путешествую по спецучасткам, проводя разведку для ралли будущего года», — успокаивал себя Симон.

Тошихиро Араи одержал заслуженную победу, финишировав девятым в «абсолюте».

Положение после десяти этапов: Spike Subaru — 36 очков, Toyota Team Saudi Arаbia — 32, F. Dor R.T. — 26, Atakan Team — 13, Wizja TV Turning Point и Arab World Rally Team — 10.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий