Английское приветственное «Как поживаешь?» не требует буквального ответа. Но услышав от меня «Прекрасно!», корреспондент одной из газет Макао (что-то вроде «Макавской правды») живо поинтересовался: «Выиграл?». «Выиграл где?» — переспросил я. «В казино, разумеется!»

Chevrolet Cruze WTCC

© Фото: 5 колесо

Услышав, что казино в Макао я еще не посетил, мой новый знакомый был искренне удивлен. «Игорный бизнес запрещен в Китае и Гонконге, поэтому ловцы удачи приезжают к нам, в Макао», — просвещал он неразумного иностранца. А потом недоверчиво спросил: «А ты что, и правда приехал сюда из России только гонку посмотреть?»

Кузница чемпионов

Все произошло как-то само собой. В далеком 1954-м трое друзей решили провести соревнования по поискам сокровищ, спрятанных в лабиринтах городских улиц. А в результате планы трансформировались в идею (поддержанную автоклубом Гонконга) провести по улицам Макао автомобильные гонки. И в том же 1954‑м состоялся первый Гран-при Макао, победитель которого Эдуардо де Карвальо, выступавший на автомобиле Triumph TR2, вписал свое имя в историю этой гонки наряду с людьми, ставшими впоследствии легендами мирового автоспорта. Например, здесь дважды (в 1977 и 1978 годах) побеждал Рикардо Патрезе, выступавший в Formula Pacific на гоночном автомобиле Chevron-Ford. А в 1983 году первым победителем Гран-при Formula 3 стал 23‑летний пилот британского чемпионата Айртон Сенна. Маурицио Гужельмин, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард, Михаэль и Ральф Шумахеры, Лукас ди Грасси — эти победители Гран-при Макао стали впоследствии пилотами «Формулы-1». Правда, там они выступали с разной долей успеха. А о сражении 20‑летней давности между Михаэлем Шумахером и Микой Хаккиненом болельщики со стажем до сих пор рассказывают с восторгом. Кстати, весьма показателен и подиум того Гран-при 1990 года: первое место — Михаэль Шумахер, второе — Эдди Ирвайн, третье — Мика Сало.

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

Нет, я не пытаюсь определить четкую зависимость между победой в Макао или сделать эту гонку знаковой в судьбе того или иного гонщика, но, поверьте, победа здесь дорогого стоит. Здесь нет того пафоса, какой присутствует даже в гонках поддержки во время Гран-при Монако. Но преодолеть (не говоря уже о победе) эту трассу не проще, чем промчаться по узким улочкам Монте-Карло. Архитектура улиц Макао четко делит 6,2‑километровую трассу на два участка: длинные прямые, две из которых заканчиваются быстрыми, а три — 90‑градусными поворотами, а затем сплошной серпантин в рельсах безопасности, заканчивающийся знаменитой «шпилькой». И вновь скоростная часть. Экзотику этой гонки дополняет тот факт, что в гоночный уик-энд здесь стартуют не только автогонщики, но и мотоциклисты. А с 2005 года Макао принимает чемпионат мира, кузовной, World Touring Car Championship.

 

 

Дела сегодняшние

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

Гонка в Макао уже традиционно венчает чемпионат мирового туринга, и если к месту проведения добавить интригу в турнирном положении участников, то коктейль может получиться просто убойным. Увы, после предпоследнего этапа чемпионата, проходившего в японской Окаяме, судьба чемпионских титулов была решена. Вернее, Chevrolet однозначно стал победителем командного зачета, а вот обладатель титула в зачете пилотов определился уже после японского этапа, в ходе судебного разбирательства. Нет, это ни в коей мере не умоляет заслуги Ивана Мюллера — даже без вмешательства технических комиссаров его отрыв после гонки в Японии от единственного реального преследователя Энди Приоля составлял 37 очков. При условии, что максимальное число баллов, которые можно получить в двух заездах заключительного этапа, — 50, то шансы на титул у пилота BMW были достаточно призрачными. Но в очередной раз проявилось несовершенство технического регламента чемпионата мира. Дело в том, что накануне японского этапа на автомобилях BMW 320 si Энди Приоля и Аугушту Фарфуша была произведена замена коробок передач: вместо обычных были установлены 6‑ступенчатые секвентальные. По регламенту машины, оборудованные данным узлом, могут быть легче на 60 кг, но за замену агрегата им положены «штрафные» 30 кг. Таким образом, после всех проведенных операций автомобили BMW все равно «похудели» на 30 килограммов. Представители Chevrolet обратились в апелляционный суд FIA с просьбой подтвердить или опровергнуть законность действий в команде BMW. Решением суда очки, заработанные Приолем и Фарфушем, были аннулированы… Тем не менее мы знаем немало случаев, когда закон в автоспорте имел «обратную силу», и было ясно, что Иван Мюллер в Макао не намерен просто «докатиться» до титула. Во-первых, он наверняка собирался завершить сезон по-чемпионски, во-вторых, интрига в чемпионате все же сохранялась: на титул вице-чемпиона перед решающей дуэлью претендовали Роб Хафф (Chevrolet) и Габриэле Тарквини (Seat).

Болельщицы

© Фото: 5 колесо

Габриэле Тарквини

© Фото: 5 колесо

Что это была за гонка! Завалы, аварии, бескомпромиссная борьба, сражения до самого финишного флага… В первой гонке победу одержал обладатель поула Роб Хафф, в чем ему здорово помог Иван Мюллер, отбивавший позади Роба атаки Тьягу Монтейру. Тем не менее Габриэле Тарквини финишировал на второй позиции, и вопрос о том, кто станет вице-чемпионом остался открытым. Второй заезд возглавил дебютант WTCC венгерский пилот Норберт Михелис на Seat Leon TDi, который сумел завершить эту гонку на первой позиции. В то же время Хаффу необходимо было финишировать впереди Тарквини, но прошлогодний чемпион мира, в Японии сложивший свои полномочия, сумел финишировать на втором месте. Роберт Хафф, занявший третье место в этой безумной гонке, сравнялся по очкам с Габриэле, но пилот Seat в этом сезоне одержал больше побед. Это и решило судьбу вице-чемпионства.

Возле боксов Chevrolet проходило народное гуляние: на автомобиль Мюллера был возложен лавровый венок, руководитель команды Эрик Неве не переставал принимать поздравления, механики, инженеры, пилоты, болельщики демонстрировали картину всеобщего братания, звучала песня «Мы — чемпионы». Среди фотографов, спешащих запечатлеть детали этого триумфа, я вновь встретил своего знакомого. На вопрос о впечатлениях он ответил: «Гонка была потрясающей! И, наверное, стоило приехать издалека, для того чтобы все это увидеть. Но в казино советую заглянуть».

Эрик Нэве, директор команды Chevrolet

Маршалы

© Фото: 5 колесо

Энди Приоль

© Фото: 5 колесо

Поздравляю с отличным сезоном. Но мои вопросы о сезоне будущем. Когда состоится презентация новой машины?

По сути, уже все готово. Мы продолжаем тесты нового автомобиля, и презентация может произойти на любой из тестовых серий. Мы расскажем много интересных подробностей и о двигателе, и о других новых агрегатах. Но уже сейчас могу сказать, что новый двигатель с турбонаддувом мощнее предыдущего на 80 л.с., а крутящий момент выше на 70%. Из-за такой высокой мощности двигателя нам пришлось готовить и новую КП. Роб Хафф провел за рулем новинки уже девять тестовых дней, и первое, что он сказал: «Все будет очень быстро!».

 

Девушки на Гран-при Макао

© Фото: 5 колесо

Потребовалась ли серьезная адаптация шасси?

Иван Мюллер

© Фото: 5 колесо

Размеры нового мотора меньше, но есть много дополнительных узлов, таких как турбина, интеркулер и т. п. Их наличие сказалась на развесовке машины, и вот здесь нам пришлось поработать.

Технический регламент серьезно поменялся. Но есть изменения и в правилах проведения соревнований. Например, много споров вызывает новое правило старта во второй гонке. Если раньше это был реверсивный старт по результатам первого заезда, то в следующем сезоне за основу будут браться результаты первого сегмента квалификации, и первая десятка будет размещаться в реверсивном порядке. Ваше мнение?

Я считаю это правило серьезным улучшением. Если гонщик хорошо квалифицировался, но в первой гонке попал в аварию, то по старому правилу старта во второй гонке он терял все свои позиции. А сейчас у него будут неплохие шансы поправить свое положение.

В «Формуле-1» большинство скандалов происходило в начале сезона, а в WTCC — в конце. Я имею в виду историю с коробкой передач BMW. Как сделать технический регламент более совершенным?

На следующий год FIA в качестве базового варианта вводит 6-ступенчатую секвентальную КП. Это говорит о том, что технические комиссары оперативно реагируют на возникающие проблемы. Что касается нас, то мы предпочитаем побеждать соперников на трассе, а не в результате подачи протестов.

 

Роб Хафф

© Фото: 5 колесо

Роб Хафф

Эрик Нэве

© Фото: 5 колесо

Сегодня первый заезд Вы начали с поул-позишн и безупречно провели гонку, добившись победы. А во второй гонке было просто потрясающее сражение…

Мне во что бы то ни стало предстояло побить Тарквини, и события гонки разворачивались вокруг этой интриги. Это был худший старт BMW, что позволило Михелису и Габриэле выйти вперед. Большую помощь оказал Иван, который сдерживал машины позади, и когда мне удалось обойти Фарфуша, я старался ехать как можно быстрее. Возможно, из-за излишнего усердия я в начале гонки допустил несколько ошибок, но затем трижды показал лучшее время круга. Наверное, это была лучшая гонка в моей жизни!

А подходит ли трасса в Макао для решения столь важной задачи, которая Вам сегодня предстояла?

Макао — это всегда лотерея! С одной стороны, это не лучшая трасса для завершения чемпионата — здесь слишком много нюансов, которые могут повлиять на результат. С другой стороны, ты понимаешь, что чемпионат вот-вот закончится, и от этого испытываешь невероятное возбуждение, все события происходят с немыслимой скоростью. И тем не менее это один из самых интересных треков в мире.

 


Иван Мюллер, двукратный чемпион мира

Энди Приоль

© Фото: 5 колесо

В первую очередь, поздравления! Создалось впечатление, что Вам все равно, на каком автомобиле выступать: Seat с турбодизелем, Chevrolet с атмосферным бензиновым мотором…

Да, я единственный в этом чемпионате, кто сумел завоевать титул для двух разных производителей. Мой опыт дает возможность быстро адаптироваться и побеждать в любой команде. Но если честно, сейчас я бы больше хотел говорить о моей победе, о титуле, завоеванном с Chevrolet.

Что вызывает больше эмоций: первый титул или его защита?

Абсолютно одинаково. Это чемпионат мира, и победа в нем — здорово для меня. Через несколько дней я уже буду в Испании, где проведу второй тест нового автомобиля. И планы на следующий сезон у меня такие же, как и в этом году.

Как и в любой гоночной серии, в Туринге нужно быть быстрым пилотом. А насколько здесь нужно быть жестким?

Если ты агрессивен, это не очень хорошо. В первую очередь ты должен работать над собой, над настройками своей машины. Тем более такой подход важен на трассе в Макао — здесь кругом стены, и вероятность аварии очень высока.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий