Нет, это, конечно, не то — на грани абсурда — зазеркалье, в которое попала героиня Льюиса Кэрролла Алиса. Более того, этап чемпионата FIA Formula E, прошедший в Москве, давал возможность заглянуть в светлое будущее мирового автопрома. Тем не менее большинство из того, что происходило в самом центре столицы, выходило за рамки привычного представления об автогонках

В первую очередь, это сама трасса. Вспомните, сколь часто муссировалась тема о гонках вокруг Кремля! И чаще всего здесь (чисто гипотетически) пытались запустить участников чемпионата «Формулы-1». Идея, действительно заслуживающая пера и фантазии Льюиса Кэрролла. А вот ристалища Formula E проходят исключительно на городских трассах. И центр Москвы, по словам архитектора тех самых трасс, португальца Родриго Нуньеса, оказался вполне подходящей площадкой для этих гонок. И вот здесь нужно отдать должное организаторам: проведение гонок по улицам городов требует совершенно иного подхода, нежели тот же самый процесс на стационарных автодромах. За короткий срок потребовалось изготовить и установить 1360 бетонных блоков, каждый весом 4 тонны, опутать трассу 4,5 км защитной сетки, заварить 55  канализационных люков… Разумеется, проведение гонки на этом импровизированном 2,3-километровом кольце стало возможным только после строгой инспекции представителей Международной автомобильной федерации. И в первую очередь это касалось обеспечения безопасности зрителей и участников. К примеру, мне довелось наблюдать, как под присмотром персонала FIA наши ребята из МЧС отрабатывали процесс извлечения пилота из кокпита автомобиля после вероятной аварии. Раз за разом ложемент с  пилотом извлекался из кокпита, и «пострадавшего» гонщика укладывали на специальный матрас, но жизнеутверждающее «окей» от строгих экзаменаторов прозвучало лишь часа через полтора. Не меньше внимания уделялось и процессу эвакуации с трассы поврежденного автомобиля. И в этом Formula E ничем не отличается от тех высоких стандартов, которые предписаны FIA для других гоночных дисциплин. Всего же в подготовке мероприятия приняли участие более 2000 человек, а его безопасность обеспечивали почти 1500 сотрудников полиции и частных охранных предприятий.

Еще до начала гонки Алехандро Агаг высказал увереннность в том, что первый Moscow ePrix станет потрясающим зрелищем

Регламент гонки — отдельная глава «Зазеркалья». Во-первых, проходит она в однодневном формате. Свободные тренировки, квалификационные заезды и собственно гонка — все в один день. Пит-стопы. Они есть, но… Если у гонщика не происходит технических проблем, то в боксы он заезжает лишь однажды, для… замены автомобиля — заряда батареи мощностью 28 кВтч на 80-километровую дистанцию гонки не хватает. При этом шины с предыдущего автомобиля устанавливаются на тот, на котором пилот продолжит гонку. И это еще одна «фишка» Formula E: в течение всего гоночного дня один пилот использует один комплект шин. Это 18-дюймовые Michelin Pilot Sport EV, эксклюзивно подготовленные компанией для чемпионата Formula E. Более того, эта модель является универсальной и используется как на сухом треке, так и во время дождя. Не забывайте, что Formula E — проект, направленный  на защиту экологии, а посему и шины должны способствовать развитию этого направления. Еще одно нестандартное решение в Formula E: пилоты могут использовать опцию FanBoost. Опция заключается в том, что три пилота, отмеченные накануне гонки в голосовании болельщиков, в ходе заезда могут на 5 секунд увеличить мощность автомобиля с номинальных 200 л. с. до 240. Получается, что пилоты могут получить преимущество буквально «за красивые глаза», эдакий приз зрительских симпатий. Как считает промоутер чемпионата Formula E Алехандро Агаг, таким образом зрители вовлекаются в процесс гонки, что положительно влияет на популяризацию чемпионата. Что ж, в «Зазеркалье» свои законы.

На весь гоночный день выдается лишь один комплект универсальных шин

Зато сами пилоты и их сражения на трассах являются вполне  привычной частью этого сюрреалистического формата чемпионата Formula E. Да и как может быть иначе, если добрая половина пелетона имеет опыт выступлений в «Формуле-1», а на счету  отдельных персонажей есть и победы в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» и других гонках на выносливость. Да и в других гоночных сериях нынешние пилоты Formula E блистали не один раз. К примеру, вот что ответил пилот команды e.dams-Reanault Себастьян Буэми на мой вопрос о том, какая из гоночных серий, в которых он выступал, более всего похожа на Formula E? «Наверное, здесь мне в чем-то помог опыт выступлений буквально во всех «формулах». Разумеется, за исключением F1 — там и мощности другие, и сцепление с дорогой на совершенно ином уровне. Что касается Formula E, то выступать здесь мне интересно. Скорости здесь не такие высокие, как в других «формулах», да и за зарядом батареи все время приходится следить, но это лишь начало, дальше все будет еще лучше, и я с удовольствием продолжу выступать в этом чемпионате». А вот пилот с совершенно потрясающей и необычной спортивной биографией — Стефан Сарразан, который в чемпионате Formula E выступает за команду Venturi. Стефан выступал и в «формульных» дисциплинах (включая пусть небольшой, но опыт выступлений в «Формуле-1»), и в гонках на выносливость в категории LMP1, и даже в ралли. Кстати, сейчас Стефан успешно сочетает выступления в гонках на выносливость с тестовой работой в команде Toyota, которая с моделью Yaris возвращается в чемпионат мира по ралли. Изменила ли Formula E его взгляд на гонки вообще? «Это просто невероятно, что сейчас есть настоящие гонки на электрических болидах!  Несколько лет назад это невозможно было представить!» — улыбается Стефан. А как же звук двигателя, который заставляет трепетать сердца поклонников автогонок и который в Formula E напрочь отсутствует («Зазеркалье»!)? Тот звук, о недостатке которого продолжаются споры даже в «Формуле-1»? «Но это же гонки в городе!

Николя Прост хорошо знаком с гонками электромобилей — в этом классе он выступал на зимнем Andros Trophy

Нет звука, зато нет и выброса вредных веществ в атмосферу», — считает Сарразан. Если же обобщить все, что касается персоналий этого чемпионата, то стоит просто взять в руки список участников,  где что ни фамилия, то звезда. Или как минимум «звездочка»…

Работа с электричеством требует особой осторожности

Перед московским этапом лидером чемпионата в зачете пилотов являлся Нельсон Пике-младший (NEXTEV TCR), которого буквально по пятам преследовали Себастьян Буэми и Лукас ди Грасси (Audi Sport Abt). А вот в командном зачете отрыв пилотов e.dams-Reanault от соперников был более ощутимым. И на улицах Москвы грянул бой! Победителем из которого вышел Нельсон Пике, упрочивший свое положение в чемпионате. На втором месте финишировал Лукас ди Грасси, а третьим гонку закончил Себастьян Буэми. Но… После церемонии награждения Буэми выглядел несколько растерянным и внимательно разглядывал финишный протокол. Все дело в том, что по регламенту Formula E оговаривается минимальное время, которое пилот обязан провести в боксах при смене машины (еще одна «фишка» этого чемпионата). В команде e.dams-Reanault по ошибке превысили положенный норматив, а затем второпях выпустили Буэми из боксов, да так, что он чуть не столкнулся с ехавшим по пит-лейну автомобилем соперника. За это судьи наложили на пилота 29-секундный штраф, который отбросил Себастьяна на девятое место, а потому и приз за третье место получился переходящим — его новым обладателем стал Ник Хайдфельд из команды Venturi (помните его выступления в «Формуле-1», где он провел 183 Гран-при и 13 раз поднимался на подиумы?). Вот такое необычное действо разворачивалось у стен Кремля, где проходил первый в истории… Чуть не написал Гран-при Москвы. Но нет, у «электриков» собственная гордость, и официальное название российского этапа звучит так: Moscow ePrix. А чемпион первого сезона чемпионата FIA Fotmula E определится уже в июне, когда ePrix пройдет на улицах Лондона.

Герои гонок IndyCar Дарио Франкитти (слева) и Джастин Уилсон. Авария в Хьюстоне не позволила Дарио продолжить гоночную карьеру, но кружок по московским улицам он все же проехал

Бруно Сенна вместе с партнером Каруном Чандхоком выступает в индийской команде Mahindra Racing

Вот так в Formula E меняют батарейки

Слева направо: Лукас ди Грасси, Нельсон Пике и Себастьян Буэми. Пост-фактум Себастьяну пришлось передать приз Нику Хайдфельду

Без шума и вредных выбросов…

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий