Изгибы и скоростные участки TTCA мы изучали с помощью новой шины BluEarth-ES

BluEarth RV-02

Geolandar X-CV

Geolandar М/Т G003

Geolandar Х-M/T G005

Этот изгиб скоростной трассы на полигоне называют «капюшоном кобры»

Боковое ускорение на водяной пленке становится серьезным испытанием для шины

Сок гевеи как источник натурального каучука собирают при помощи простых приспособлений

Сотрудничество с известной футбольной командой побудило выпустить специальную демо-шину

На скоростном извилистом участке проверяются управляемость и боковое сцепление

Так в Таиланде выглядит крупный шинный магазин, но чаще встречаются небольшие и не столь ухоженные лавки

Отличительной чертой японской шинной компании Yokohama стал прямой и прагматичный подход к демонстрации продукта: вместо маркетинговых речевок – обстоятельное пояснение, на что способна конкретная шина и, главное, где ее предел. В этот раз приоткрыть секреты производства и испытания своих моделей, а заодно рассказать о нескольких новинках для российского рынка наше издание пригласили на одно из крупнейших предприятий фирмы в Таиланде

Они растут просто так, без заборов, охраны и даже информационных табличек… Стройные рощицы каучуконосных деревьев гевеи со стороны можно принять за привычные для нас лесопосадки вдоль дороги. Но, приглядевшись, замечаешь, что к каждому дереву привязана небольшая то ли плошка, то ли миска, а над ней – жестяной желобок, в который по надрезам стекает сок, он же латекс. Сейчас вторая половина дня и плошки пустые, поскольку наиболее интенсивно сок выделяется ранним утром и весь сегодняшний «урожай» уже успели собрать.

Хотя родиной каучуконосов является Южная Америка, они отлично прижились в Юго-Восточной Азии, куда были завезены еще в конце XIX века. И теперь этот регион – настоящий рай для шинного производства благодаря удачному сочетанию источников сырья и доступной рабочей силы.

У нас на Районге

Предприятие Yokohama Tire Manufacturing Thailand (YTMT) было основано в январе 2004 года. Территория производства, расположенного в провинции Районг, занимает свыше 418 тыс. м², из них примерно половина площади отведена под завод, выпускающий шины для грузовиков и автобусов (TBS Plant). Именно он выдал первую тайскую продукцию в апреле 2005 года. Больше всего крупных шин (66,4%) отправляется в Северную Америку, 14,7% – в Европу, остальное понемногу распределяется по всему миру, включая Австралию.

Но нашу делегацию (думаю, что и читателей) интересовал другой завод, специализирующийся на легковых и легкогрузовых моделях (PCLT Plant), который начал выпускать продукцию чуть позже – в ноябре 2006 года. Сегодня его мощность составляет около 4 млн шин в год, каждый день предприятие производит в среднем 12 300 единиц продукции. Для сравнения, объем производства шинного завода Yokohama в Липецке примерно вдвое меньше, хотя в будущем его планируют существенно увеличить.

Первое указание от сопровождающих – фототехнику и мобильные телефоны извольте оставить в конференц-зале. И это после того, как мы уже привыкли щелкать затворами на заводах их западных коллег. Скажете, закрытость? А вот и нет, долгая экскурсия по заводу с подробным объяснением всех технологических процессов по местным меркам – невиданное проявление расположения и гостеприимства, ведь на азиатских предприятиях журналист нередко подобен Штирлицу в буденовке и с парашютом в командном бункере.

Основные этапы производства на PCLT Plant практически не отличаются от того, что можно увидеть на других шинных заводах: приготовление резиновой смеси, изготовление компонентов и деталей шины, сборка, промежуточный и финальный контроль качества. Но вот к контролю тут относятся с особым трепетом. Во главу угла поставлен принцип Pokayoke, то есть «нулевой ошибки», говоря по-нашему, «защиты от дурака». Эту систему сформулировал и обосновал японский инженер Сигэо Синго еще в 60-х годах прошлого века, с тех пор она популярна не только в Японии, но и по всему миру. На тайском заводе применяется несколько типов Pokayoke – к примеру, тележка с нужными компонентами для конкретной модели шины имеет особую форму и ширину и физически не может проехать в «чужой» участок. А обязательное считывание QR-кода перед технологической операцией не позволит автоматике использовать посторонние компоненты или не ту резиновую смесь. Сюда же относятся повсеместные цветные наклейки, предупреждающие надписи и пиктограммы. Подобный подход встречается и на других шинных производствах, но такой последовательной и упорядоченной системы я, пожалуй, еще не видел.

По асфальту к «Саду камней»

Большинство покрышек в цехах завода несут на боковине надпись Geolandar – знак принадлежности к внедорожной линейке Yokohama. И неудивительно, ведь пятая часть продукции завода идет на первичную комплектацию для местных автомобильных заводов и еще 7% на «вторичку», а едва ли не самый популярный транспорт в Таиланде – пикапы местной сборки. Здесь из них делают «рабочие лошадки», наращивая кузов бортами и клетками из блестящих металлических прутьев, мастерят торговые лавки на колесах, а порой и тюнингуют по канонам местного шика. Примерно столько же шин отправляется в обе Америки, где внедорожники и пикапы весьма распространены.

Пользуясь случаем, представители Yokohama рассказали и о новых Geolandar, которые в этом сезоне уже доступны на российском рынке. Первая неоднозначная новость – на место поистине культовой шины Parada Spec-X, предназначенной для мощных быстроходных внедорожников и кроссоверов, приходит модель Geolandar X-CV. Симметричный рисунок протектора с эффектными «дизайнерскими» линиями сменился на асимметричный, который смотрится как продукт холодного инженерного расчета: выверенные форма и шаг небольших блоков, строгие линии ламелей, почти идеально прямоугольное пятно контакта, 23 типоразмера (вплоть до 275/40 R22) и индекс скорости W (270 км/ч); среди «клиентов» – вся топовая линейка от Bentley, Porsche, Jaguar, Mercedes-Benz и им подобных. Все правильно и математически точно, но ностальгия по Parada все же останется, как до сих пор не все покупатели смирились с давним уходом некогда сверхэффектной модели AVS Sport V102.

Среди моделей для тяжелого бездорожья тоже обновление: нынешнюю популярную Geolandar M/T G001 с необычным симмет­ричным направленным протектором сменит Geolandar М/Т G003, у которой рисунок ненаправленный, блоки агрессивнее и крупнее, в каналах появились экстракторы камней и грязи, а боковина обзавелась выраженными «злыми» грунтозацепами (шина предлагается в 18 типоразмерах).

И, наконец, вишенка на торте: принципиально новая модель Geolandar Х-M/T G005 для специально подготовленных внедорожников, рассчитанная на труднодоступные участки бездорожья, где, как говорится, «волки выть боятся». Дизайн протектора с истинно японским названием «Сад камней» и впрямь напоминает разбросанные булыжники с острыми краями. Толстая и прочная боковина усеяна грунтозацепами, напоминающими зубы дракона, трехслойный каркас шины дополнен нейлоновым брекером. Словом, все надежно и нарочито брутально, истинные джиперы, лесники и спасатели, полагаем, останутся довольны. Типоразмеров всего четыре, но и продукт нишевый.

А как же быть с целой армией владельцев не особо крупных и не заоблачно дорогих «паркетников», каким и полный привод порой ни к чему? Для них, как и для хозяев небольших минивэнов, Yokohama разработала специальную (а не адаптированную легковую) шину BluEarth RV-02, в которой учтены весьма неплохие скоростные и ходовые характеристики таких автомобилей в сочетании с высоким центром тяжести. Асимметричный «сглаженный» протектор с четырьмя продольными ребрами формирует широкое пятно контакта, обещает высокий акустический и ездовой комфорт в сочетании с топливной экономичностью. Если учитывать, что RV-02 идет на замену очень удачной модели BluEarth AE-50 с хорошим соотношением цены и качества, то уровень ожидания от новой шины высок, и, надеемся, она его оправдает.

Цепляйся за землю

Знакомство с испытательным полигоном Tire Test Center of Asia (TTCA), принадлежащим Yokohama, совпало с ходовой презентацией еще одной новинки – BluEarth-ES (ES32). Призванная сменить модель BluEarth AE-01 в сегменте недорогих туринговых шин, она предназначена главным образом для автомобилей компактного и семейного классов, хотя широкий диапазон типоразмеров и скоростных возможностей (115/60 R15 74H – 235/40 R18 95W) позволяет примерить ее и на модели бизнес-класса.

Симметричный ненаправленный протектор не только удобен для первичной комплектации, но и вместе с другими «экологичными» технологиями помогает экономить на сезонной замене благодаря широким возможностям перестановки колес для равномерного износа, что важно для целевой аудитории. В крупных типоразмерах с широким протектором (модификация ES32A) в середине добавляется массивное сплошное ребро, что положительно сказывается на управляемости и курсовой устойчивости.

На почти 1,7 млн м² полигона довольно оживленно, то и дело мимо со свистом проносятся большие пикапы, микроавтобусы и обычные легковушки. Поэтому здесь, как и на реальных дорогах, немало специальных светофоров, а «внутренние ПДД», пожалуй, даже жестче. Так что мы с пониманием отнеслись к тому, что в обычный рабочий день нас за руль не пустили – оценивать сцепные свойства шин пришлось с пассажирского сиденья.

Тайские испытатели – ребята молодые и старательные, а еще им явно хотелось показать себя перед гостями из далекой страны. На извилистой трассе перед каждым виражом – педаль тормоза чуть ли не «в пол», нарочито резкий поворот руля, «газ» и снова тормоз – только держись крепче за ручку над окном! Это так непохоже на стиль японских коллег с их самурайской невозмутимой отстраненностью, отточенными и скупыми движениями робота. Но сейчас это как раз то, что нужно, ведь именно так часто лихачат на наших дорогах. Шины BluEarth-ES местами протестующе пищат, но держат. И хотя твои внутренности прыгают и бьются друг о друга, нет опасений и лишнего адреналина – настолько прогнозируемо ведет себя шина в сложных условиях, без резких реакций и неожиданных срывов. Она словно предупреждает: вот сейчас плавно начнет развиваться снос, а теперь постепенно будет заносить «корму»…

На километровом прямом участке скоростного трека уже другой испытатель при почти 160 км/ч резко дергает рулем, и машина тут же послушно смещается на соседнюю полосу, затем в другую сторону, и так несколько раз. А потом на 140 км/ч мы с ходу «вваливаем» в крутой поворот, но BluEarth-ES по прежнему держит траекторию, оправдывая свой же рекламный слоган Grip the Earth, что вольно можно перевести как «цепляйся за землю».

А за руль я все-таки сел – на асфальтовом круге с множеством «поливалок» по внутреннему диаметру. Ну что ж, проверим шину на боковое сцепление и сопротивление аквапланированию. На водяной пленке под действием центробежной силы автомобиль не теряет резко сцепные свойства, а начинает мягко уплывать наружу, предоставляя возможность чуть сбросить «газ» и скорректировать траекторию. Нет, эту шину по повадкам нельзя назвать спортивной, но, как я убедился, она позволяет ездить быстро и уверенно. И снова Yokohama не гонится за метрами и секундами на тестах (хотя с этим все в порядке), во главу угла поставив обратную связь и предсказуемость реакций как основу безопасности. Ведь водителю, особенно начинающему, важно распознать потерю сцепления на самой ранней стадии.

А если говорить о спорте, то жаль, что на полигоне нам не показали сверхвысокоскоростную шину Advan A052 с асимметричным протектором, которая хоть и создана для треков, с оговорками подходит и для каждодневной езды. Она уже известна в России, но в этом сезоне появились долгожданные типоразмеры диаметром 20 дюймов. Не остались без внимания и компактные спорткары – для них подготовили модификации диаметром 15 и даже 14 дюймов.

Глядя на быстро снующие микроавтобусы, можно было предположить, что на них установлена еще одна новинка компании для российского рынка – легкогрузовая коммерческая и при этом еще и «экологичная» шина BluEarth-Van RY55. Внешне она не слишком отличается от своих «коллег» (все тот же ненаправленный симметричный рисунок протектора с двумя продольными ребрами, составленными из отдельных, здесь треугольных, блоков), однако инженеры серьезно поработали над снижением сопротивления качению и расхода топлива, увеличением ходимости и улучшением ходовых характеристик. Учитывая широкий диапазон типоразмеров, рыночные перспективы шины можно оценить положительно.

…Кстати, плантации гевеи возле завода и полигона вовсе не относятся к Yokohama, как можно было предположить. Сбором, обработкой и поставками натурального каучу­кового сырья занимаются совсем другие компании, но это уже тема для отдельного разговора.

    yokohama шины

Автор Леонид Пащенко Издание Автопанорама №5 2019 Фото фото автора и фирмы-производителя

Источник: motorpage.ru

Оставить комментарий