Невидимая битва за Антарктиду разворачивается уже не первое десятилетие. Многие государства хотят обрести контроль над огромными залежами полезных ископаемых и 80: всей пресной воды на Земле. Когда-то СССР тоже вступил в антарктическое состязание. Для покорения снежных пустынь были созданы уникальные снегоходы-тягачи «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2», которые до сих пор несут свою службу в самых непростых условиях на планете.

В этом году исполняется 60 лет легендарному антарктическому вездеходу с романтичным названием «Харьковчанка» В далеком 1959 году машины преодолели долгий путь от станции Мирной до Южного Полюса. За прошедшие десятилетия эти вездеходы намотали не одну тысячу километров по снегу и льду в тяжелейших условиях, не потеряв своей актуальности.

Подобные специализированные большегрузные тягачи — снегоходы, способные своим ходом преодолеть более 2700 километров (именно столько прошли «Харьковчанки» в свой первый пробег до Южного полюса) по ледяной пустыне, в которой металл лопается как стекло, а резина рассыпается в труху, есть только у России.

    «Харьковчанка»

    «Харьковчанка 2»

Американские станции используют антарктические трактора PistenBully 300 Polar Antarctic. Однако на серьезные марши они не способны и могут ездить лишь недалеко от базы. Как же США доставляет грузы на станцию Амундсен-Скотт, находящуюся на самом Южном полюсе? Все просто — по воздуху. Дорого, ненадежно, да и много за раз не перекинешь — но иначе просто никак. Китайские же станции оборудованы обычными тракторами.

Изначально СССР использовал для своей антарктической экспедиции трактора ЧТЗ и военные тягачи АТ-Т специальной модификации с более мощными моторами и специальными гусеницами (от использования устаревших тягачей не отказались до сих пор). Однако с задачами экспедиции техника не справлялась и заводу транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом было поручено в кратчайшие сроки (3 месяца) спроектировать вездеход специально под суровые условия Антарктиды.

Источник: avtovzglyad.ru

Оставить комментарий