Фото: Геннадий Черкасов Когда трава была зеленее, а солнце ярче, успешный советский человек уже умел высовывать руку в открытое окно и делать музыку громче. В этом ему, богатому и продвинутому, активно способствовали новейшие разработки тогдашних инженеров. Портал «АвтоВзгляд» вспомнил самые «крутые» из них.

Кто помнит «АМ-301» и «Гродно-301», а также венец творения радиопромышленности СССР — магнитолу «Былина»? Заиграл в голове легендарный «джингл» радио «Маяк»? Так вот: тишина в салоне никогда не приводила ни к чему хорошему. И этот довод был достаточно быстро принят к исполнению советскими автолюбителями, тем более, что отечественная промышленность к тому времени уже освоила выпуск соответствующих «гаджетов». Если, конечно, язык повернется применить столь современный термин к этому шмату металла и кондового пластика.

НАЧАЛО

Первая плоть от плоти советская магнитола появилась в 1936 году и получила модное в те яростные годы название-аббревиатуру «АИ-656». Расшифровка завораживает: «автомобильный индивидуальный 6-контурный 5-канальный 1936 года». Приемником комплектовался исключительно автомобиль ЗИС-101.

Вот, что пишет инженер В. И Аппель об этом чуде техники в 19 выпуске журнала «Радиофронт»: «В связи с выпуском заводом им. Сталина лимузина ЗИС-101, заводу им. Орджоникидзе было предложено в феврале 1936 года разработать автомобильный приемник. Проектирование было произведено в очень короткий срок в лаборатории инженера Эгиеда под руководством инженера Геништы Е. Н. В настоящий момент завод приступает к серийному выпуску автомобильного приемника, получившего наименование АИ-656».

forum.ww2.ru

Термин «было предложено» следует трактовать, как «поставлена задача», за невыполнение которой в установленный срок полагались чрезвычайно серьезные санкции. Вплоть до расстрела. Так что выходящие с конвейера в том же 1936 году машины уже были оборудованы радиоприемниками.

Следующая новость из мира автомобильного радио в Советском союзе датирована 1945 годом. На конвейер встает новый флагман отечественной автоиндустрии — ЗИС-110. Специально для него в Ленинградском НИИ-695 разрабатывается и выпускается специальная опция — автомобильный радиоприемник «А-695». Прием радиосигнала осуществляется благодаря штыревой антенне, длиной 0,9 метра!

Описание модели в журнале «Радио» за номером два от 1947 года гласит: «Радиоприемник „А-695“ сконструирован для автомашин ЗИС-110. Это шестиламповый супергетеродин, работающий на металлических лампах. Выбор схемы и количество ламп определяется необходимостью получения высокой чувствительности, так как прием производится на очень небольшую антенну». Конечно, всего 90 см, какой тут прием!

Сам агрегат был размером с небольшой автомобильный холодильник и состоял из двух блоков: приемник с громкоговорителем — отдельно, умформер (преобразователь переменного тока в постоянный и обратно) с фильтром — отдельно. Кстати, в диапазоне длинных волн можно было принимать только одну радиостанцию, а крутилка настройки находилась на задней стенке «гаджета».

Источник: avtovzglyad.ru

Оставить комментарий