Сезон отпусков набирает обороты, туристический трафик увеличивается с каждым погожим днём и, конечно же, огромное количество россиян отправится в ближайшее время на "юга". То есть на курорты Краснодарского края и в Крым. А значит, с большой долей вероятности, посетит транзитом мою родную Воронежскую область. И сегодня, для всех коллег автомобилистов, я бы хотел рассказать о участке федеральной трассы М4 "Дон", пролегающей через мою малую Родину. Его я знаю не понаслышке, вся информация проверена на личном опыте, катаюсь по этому участку давно и часто, поэтому, надеюсь, пост будет актуальным и полезным.

Цифры и факты

Федеральная дорога М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. Общая протяжённость автодороги составляет около 1540 км, из них порядка трёхсот по Воронежской области. Качество покрытия на Воронежском участке трассы колеблется от среднего до отличного. По большей части это комфортные 4 полосы с разделителем-отбойником, есть участки, например обход Воронежа (492-517 км), где вообще шесть полос. Но есть и одно засадное место в две полосы, о котором чуть ниже.

Имеется три платных участка дороги:
— упомянутый обход Воронежа (492-517 км), разрешенная скорость 110 км/ч, 60 рублей;
— обход Новой Усмани и Рогачевки (516-544 км), разрешенная скорость 130 км/ч, 150 рублей;
— участок 544-633 км, разрешенная скорость 110 км/ч, 100 рублей.

Приведенная цена актуальна для легкового автомобиля при проезде днем. Ночью тарифы ниже, ну и желающие могут приобрести транспондер T-Pass для получения скидки в 20%. От себя добавлю, что в высокий сезон пункты взимания оплаты частенько собирают приличные пробки.

Теперь про то самое засадное место. Думаю, что все, кто ездил на автомобиле по М4 с ужасом вспоминают населенный пункт под названием Лосево. Это практически самый юг Воронежской области. Дорога там сужается до двух полос (1+1), скорость сбрасывается до 50-60 км/ч и бонусом в селе имеется "зебра", по которой туда-сюда снуют пешеходы. Кроме того, это издревле любимое фуроводами место ночевки, поэтому большегрузы дополнительно "тупят", выбирая местечко поудобней или, наоборот, вклиниваясь в поток с утра. В общем, там почти всегда перманентная пробка. Слава Богу, в 2017 году стартовало строительство платного участка в обход Лосево и Павловска (там тоже двухполоска) и, ходят слухи, он будет закончен на год раньше запланированного срока. То есть уже в декабре 2019-го. Не знаю тогда, чем будут жить владельцы всех этих бесчисленных шалманов и богаделен по обочинам Лосево, но это будет прямо очень кстати. Ибо это просто позор и бутылочное горлышко какое-то.

Пока же рекомендую заранее мониторить ситуацию в Лосево через Яндекс.Пробки и, в случае чего, использовать следующие варианты объезда:
1) на 588-м км трассы М4 «Дон» уходите на Лиски, потом через Каменку, Россошь и Кантемировку выезжаете на 740-м км трассы М4 за городом Богучар.
2) на 595-м км трассы М4 уходите на Бобров через Бутурлиновку с выездом в городе Павловск на 671-м км трассы или в г. Богучар на 740-м километре.
3) не доезжая Воронежа, на 492-м км трассы М-4 «Дон» после поста ДПС уходите на Воронеж, дальше на окружную Воронежа (указатель на Курск), дальше — по проспекту Патриотов, переходящему в Курскую трассу Е-38 и до поворота на Острогожск. Дальше через населенные пункты Острогожск, Каменка, Россошь, Кантемировка с выездом на всё том же 740-м км магистрали М4 «Дон» за Богучаром за 37 км до границы с Ростовской областью (вариант дальнего объезда).

Кроме того, в этом году с мая по сентябрь запретили проезд грузового автотранспорта через Лосево по пятницам, субботам и воскресеньям с 08:00 до 22:00. Можно учитывать эту информацию пли планировании маршрута.

Инфраструктура

Вообще, трасса М4 «Дон», на мой взгляд, имеет отличную инфраструктуру. Огромное количество сетевых и прочих небрендовых АЗС, мотелей, стоянок для грузовиков, кафешек и столовых, СТО и так далее. В Воронежской области вам точно будет из чего выбрать. Лично я отдаю предпочтение заправкам Shell (5 шт.) и Лукойл (9 шт.), но Роснефти (4 шт.) и Газпрома (4 шт.) у нас тоже хватает. По газовым заправкам, увы, так подробно не подскажу, но они точно есть=)

Куда хуже обстоит дело со связью. Я бесконечно удивлялся уверенному 3G-интернету на дорогах малонаселенной Исландии и даже на горных серпантинах Грузии, а на федеральной трассе в центральной полосе России (!) иногда и позвонить толком не получается из-за постоянных обрывов связи. Не говоря уже про мобильный интернет. Нет, вышки по ходу движения вам периодически будут попадаться, но как только вы немного выезжаете за пределы населенного пункта, сигнал практически исчезает. Однако тут тоже есть хорошие новости. Буквально в апреле МТС первыми в регионе отчитались, что наконец-то запустили скоростной интернет на всем протяжении воронежского участка М4 «Дон». В СМИ сообщается, что за последний год было построено более 70 базовых станций и теперь скорость интернета достигает 75 Мбит/cек. Лично у меня было 20 Мбит под Новой Усманью, а так же по дороге в Вернемамонском и Богучарском районах. В общем, интернет на трассе есть, при условии, что вы абонент МТС.

Теперь про питание. Точнее, общепиты. Признаюсь, сам на трассе есть опасаюсь ввиду того, что высоки риски пищевого отравления. Поэтому заезжаю только в проверенные места, а в других регионах руководствуюсь принципом останавливаться только там, где уже много других посетителей и особенно водителей фур. Уж эти-то ребята точно знают где можно обедать, а где лучше не стоит. От себя могу смело рекомендовать сеть кафе "Помпончик". У нас в области их всего три, кажется, но на протяжении всей трассы М4 более 15. Вкусно, относительно недорого, хотя, конечно, не совсем полезно. Впрочем, помимо жаренных пончиков и чебуреков, есть и первые блюда. Сам обычно беру куриную лапшу, а для детей рекомендую вареники с творогом.

Еще одно неоднократно проверенное место — автопорт "Маяк" почти на границе с Ростовской областью в хуторе Дядин. Думаю, что даже по фото ниже понятно, что уровень сервиса, комфорта и обширности ассортимента блюд значительно выше, чем в среднем в кафе и столовых на трассах. При этом, цены весьма гуманные. За эти эти два разноса я отдал порядка 650 рублей: два борща, две порции сметаны, две куриных отбивных в кляре, рис, тушенная капуста и салат из свежих овощей.

Кроме этого, конечно, остаются закусочные при сетевых АЗС, но там, как правило, ценник уже провоцирует внутреннюю жабу. Кстати, о цене на бензин. Если вы двигаетесь на юг, то обязательно заметите, что при въезде в Ростовскую область цены на топливо заметно поднимутся, так что заправляйтесь в Воронежской области до полного бака.

К сожалению, по мотелям у дороги сориентировать никого не смогу, так как ввиду того, что мой дом рядом, никогда не пользовался их услугами. Тут, наверное, стоит обратить внимание на рейтинг букинг.ком, цену и на количество постояльцев по числу автомобилей на парковке.

А мы, тем временем, переходим к самому обширному разделу моего поста.

Достопримечательности трассы М4

Для порядка давайте расскажу о том, что посмотреть по пути на юг, начиная с севера Воронежской области. И сразу после пересечения границы Липецкой и Воронежской областей я бы рекомендовал вам заглянуть в урочище Кривоборье. Это крутой поросший лесом песчаный склон реки Дон длиной около 4 километров. Высота берега от уровня воды достигает 60 метров и выше, а угол откоса 70-80 градусов. Дон в этом месте делает разворот на 180 градусов в форме омеги. Завораживающие виды в этом месте обеспечены, а можно, при желании, даже заночевать в палатке, а на следующее утро продолжить путь. От трассы до смотровых площадок (их несколько) 6,5 километров. Сначала асфальт, потом немного лесной дороги. Она бывает сыровата и кривовата, но в сухую погоду, при наличии достаточного водительского опыта, проходима и для недоприводов.

Так же в Рамонском районе можно посетить парочку исторических объектов. Во-первых, музей-усадьбу Д.В. Веневитинова в селе Новоживотинном. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова. От трассы М4 до усадьбы всего 4 км.

Во-вторых, я бы рекомендовал к посещению Дворец Ольденбурских в Рамони. Туда после съезда с трассы километров 8-9 пути, но место того стоит. Заодно в Рамони можно пополнить запасы продуктов в дорогу. Поселок крупный, там много вариантов.

Кроме того, если проехать чуть-чуть дальше, можно освежиться купанием на реке Воронеж. И до и после автомобильного моста через реку можно найти как дикие пляжи, так и оборудованные платные.

Движемся дальше, объезжаем Воронеж и на 549 километре трассы М4 можно встретить придорожный зоопарк "Кудеяров стан". Я еще в 2015 году делал в блоге подробный обзор этого места и по прошествии 4 лет могу сказать, что ожидал от него несколько бОльшей цивилизованности и порядка. Сейчас поясню свою позицию. Как и прежде, тут можно переночевать, поесть, поспать, половить рыбу в пруду, посмотреть на животных, но почему-то за это время те недоделки, что были у заведения при открытии, остались недоделками, но вокруг продолжается какое-то строительство, валяется куча стройматериалов и просто бесхозных вещей, в вольерах не чищено, за стойкой никого нет, одна бедная женщина пытается всё успеть…

При этом построили часовню, зал для торжественных церемоний и какие-то жуткие "скворечники" из фанеры, в которых в +30, наверное, можно просто испечься, а просят за них 1000 за ночь. В общем, идею (зоопарк у дороги) по-прежнему считаю крутой, но реализация, на мой взгляд, по-прежнему хромает. Мне кажется, владелец берется за всё и сразу, в итоге всё в состоянии то ли недоделанности, то ли уже запущенности. Тем не менее, если вы едете с ребенком и готовы отдать 200 с человека за экскурсию по зоосаду и 100 рублей за фотографирование (инфа с оф.сайта), то в сравнении с обычным придорожным кафе, ребенку явно будет веселее. Решать вам.

Следующую остановку можно сделать после Верхнего Мамона на 720 километре трассы. Увидите большой автозаправочный комплекс Лукойл с кафе, детской площадкой и шиномонтажом для фур, найдите поворот направо, проедьте пару сотен метров или пройдитесь пешком, оставив машину на парковке.

Там вы увидите мемориал «Осетровский плацдарм» на высоте 191,1, а так же воинские захоронения. Бои на Среднем Дону были страшные, почтите память павших здесь.

Еще чуть южнее, на границе Богучарского и Верхнемамонского районов почти на обочине трассы М4 стоит еще один памятник защитникам Донских степей. Это танк Т-34. Надпись на памятной табличке гласит: "Здесь в декабре 1942 года, осуществляя операцию «Малый Сатурн», Первая Гвардейская армия, 17 и 24 танковые корпуса вели победоносные бои, положившие начало освобождению Среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков".

Ну и перед тем, как покинуть Воронежскую область я рекомендую всем и каждому познакомиться с одним довольно аутентичным городком Воронежской области. Это Богучар и это всего 3-4 км от трассы.

Там можно пройтись по тихим улочкам и увидеть или даже немного прочувствовать настоящую провинциальную жизнь. На фото Богучарский краеведческий музей, а ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вообще, в Богучаре сохранилось довольно много интересной архитектуры и, пожалуй, надо бы и мне как-то более детально изучить его.

Если же от Богучара проехать еще километров 7-8 на восток, то миновав сельцо Галиевка, вы попадете на обзорную точку, с которой открывается невероятный вид на пойму Дона. К вашим услугам даже "грибок" с лавочкой для романтических натур.

Ну и совсем уже для тех, у кого много свободного времени, чуть северней (буквально 200 метров) от "грибка", можно устроить не только крутой пикник с видом на Дон, но и слазить в заброшенный подземный монастырь, вырубленный в меловой породе.

На этом всё. Обратите внимание, что все фотографии в этом посте сделаны весной этого года, кроме четырех последних. Они тоже мои, но сделаны в разное время и как бы намекают, что про многие из описанных в посте мест я мог бы рассказать существенно больше. Поэтому напишите в комментариях, какие локации вас заинтересовали и я, скорее всего, смогу дать вам ссылку на свой же развернутый пост о ней, написанный ранее. Так же для наглядности прилагаю карту, где все упомянутые точки отмечены.

В любом случае, легкой вам дороги и крутых впечатлений в ближайшем отпуске!

UPDATE (вынес полезное из комментариев):
Igrokvrn: Для тех кто хочет искупаться по маршруту, хорошие городские пляжи на реке Дон есть в Павловске и Верхнем Мамоне.

muph: Можно еще добавить тоже Кривоборье, но с другого (пологого) берега. Там песчаный пляж, но заезд со стороны Липецкой области по грунтовкам. Прямо напротив смотровых, которые я описал в посте.

Ixram: Отличная заправка в Новой Усмани Татнефть, если ехать на юг на нее попадешь исключительно с бесплатного участка, а при движении в сторону Москвы только с платного, хорошее топливо и кафешка. В Ласточкино по середине поселка(где раньше всегда дежурил экипаж ДПС) то же есть неплохое кафе. Ну и на выезде из Воронежской области кафе роза ветров. Вся информация собрана из личного опыта)))

Bolevard: На майские гоняли в Сочи, Лосево по 2 варианту объехал, особо не сэкономил, но не стоял, там по пути тоже ремонт полотна. А в целом нормально можно доехать, если выезжать из Москвы в обед, дабы все затыки в ночи проехать, да и притомить можно триножников нет)))

inz: А кто потом едет в Крым, не забудьте заправиться по полной в Краснодарском крае. И не на самых последних заправках( на них обычно очереди). У нас цена выше, качество ниже.

sergeymelkumov34: Я бы ещё отметил мост на въезд в Елец. Постоянные пробки уже несколько лет. Проезжал там 1.06. И 5.06. Ничего не меняется!

capitainelesang: Только вчера проехал по этой трассе из Москвы до Краснодара. Дорога хорошая, лучше, чем в прошлом году. Мост в районе Каменск-Шахтинском на ремонте, для легковушек работает аттракцион в виде понтонного моста, но пробок особо нет.

jack-sparrow12: По придорожным гостиницам у меня есть что добавить — никогда не останавливайтесь "У Михалыча" в Отрадном. Грязно.

PS Понравилась запись, подпишись и поделись с друзьями ↓↓↓

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий