«Канонир».Годен к строевой

Проект утилитарного внедорожника, разработанный питерским дизайн-центром «Стиль» еще несколько лет назад, обрел наконец реальные черты. Полноприводной пикап «Канонир» рассчитан в первую очередь на представителей российской глубинки10 февраля 2000текст: Игорь Кузнецов  /  10.02.2000

Слов нет, импортные внедорожники хороши. Все при них — мощь, эстетика, комфортабельность. Однако из-за мудреной начинки и, главное, высокой стоимости заморских «джипов», зона их распространения ограничена в большинстве случаев «каменными джунглями». Путь в российскую провинцию им заказан — сельским жителям не до жиру, здесь уважают «земную» технику. Чем дешевле и проще — тем лучше.

«Канонир» во многом отвечает этим требованиям. Анатомически машина подтянута к некоронованному королю российских проселков — УАЗу. У вездехода из Ульяновска заимствованы мосты, коробка, раздатка, рулевое управление. И двигатель. Правда, в качестве альтернативы предлагается газовский мотор ЗМЗ. Использование узлов и агрегатов УАЗа продиктовано соображениями унификации с серийным автомобилем. Соответственно, высокой ремонтопригодностью практически в полевых условиях.

В снове «Канонира» — оригинальная пространственная рама; удлиненная, по сравнению с уазовской, на 400 мм и сваренная из закрытого профиля с толщиной стенки 6 мм. Страховка от многократных перегрузок шасси заложена в машину еще в эмбрионе. Дело в том, что производитель «Канонира» — питерское ОАО «Автостиль», расположившееся под крылом Кировского завода, занимается изготовлением автомобилей для инкассаторов. Стоит ли пояснять, сколь надежна рама от увесистого броневика, которую-то и заполучил «Канонир».

Кузов у автомобиля свой, специально разработанный. «Ребра» трубчатого каркаса обтянуты «кожей» из композитного материала. Панели обшивки не требуют окраски, поскольку насыщаются определенным цветом еще в аморфной полимерной массе. Преимущества пластикового кузова перед обычным, металлическим, очевидны. Во-первых, это заслон ржавчине; во-вторых, — снижение веса. Что же касается повреждений при непредвиденных контактах, то варианта здесь два: при незначительной деформации кузов «Канонира» способен самостоятельно восстановить форму. Если лимит прочности исчерпан — возникает очаговая пробоина. Ремонт в этом случае прост: заплатка из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой; зачистка и подкраска поврежденного места.

Машину планируют выпускать с различными типами кузовов. (Кстати, сборка ее ведется еще в АнжероСудженске Кемеровской области.) А основателями семейства стали два пикапа. С обычной двухместной кабиной (модель 2317) и с удлиненной, рассчитанной на пять человек (23171).

Братья выглядят незамысловато, если не сказать аскетично. Однако, приложив руки, искусный «декоратор» способен оживить унылый фасад «Канонира» с помощью функциональной навески. Взгляните, например, на двухместный пикап: и кенгурятник здесь ничего, и дуги в кузове цивильные, и пороги (кстати, по-настоящему удобные в деле) — в тему.

Грузовые платформы пикапов с сиротливо притулившимися к бортам запасками отличаются лишь длиной. У машины с индексом «2317» ставка сделана на максимализм перевозимого груза. «23171» вместит в полтора раза меньше тюков с сеном или мешков с цементом, но компенсирует это возросшей численностью экипажа. Правда, персональных дверей для дополнительной троицы пассажиров не предусмотрено, так что при посадке им придется несколько «подобраться». Зато комфортабельностью заднего дивана они останутся вполне довольны. Спереди, разумеется, еще привольнее. Словом, жалоб на сиденья, за исключением непрактичной тканевой обивки, нет.

Варианты внутренней экипировки могут быть различными. К примеру, передняя панель пятиместного пикапа достаточно проста. Двухместный оснащен волговским торпедо, и это уже интереснее. В остальном все почти однотипно.

«Канонир» агрегатируется сейчас двигателями двух модификаций. Либо трехлитровым уазовским УМЗ-4218.10 (он стоит под капотом у двухместного пикапа), либо ЗМЗ 4021.10 объемом 2,5 литра, сделанным в Заволжске. Таким оснащена вторая наша машина.

Пикапы с одинаковыми по типу (4-цилиндровыми, рядными), но различными по параметрам двигателями несколько отличаются чертами характера. «Канонир-2317» порезвее как на асфальте, так и на пересеченке. Немудрено, в его моторе и силенок побольше (103 л.с. против 90 л.с.), и момент крутящий повыше (213 Н·м/2200 мин-1 против 172 Н·м/2400 мин-1). К тому же сказывается выигрыш в весе — 1730 против 1890 кг. Зато двигатель его собрата эластичнее и менее прожорлив, хотя разница в потреблении горючего в целом незначительна. Вообще же расход бензина внушителен и у одного, и у другого двигателей — в среднем порядка 15 л на 100 км.

Удлиненная база избавила «Канонир» от козлиных повадок «уазика». На серьезных неровностях машину, конечно, трясет, но превалирует вертикальная раскачка кузова. Любой здравомыслящий человек в жесткости рессорной подвески «Канонира» усмотрит потенциал надежности и грузоподъемности. Кстати, «23171» на ходу ощутимо мягче, чем «2317». Сказываются дополнительные 160 кг массы и лучшая развесовка.

Прирост межколесного расстояния отразился и на управляемости. Чувствуется, что скорость допустимого прохождения поворота возросла относительно уазовской километров на двадцать.

«Канонир» способен поддерживать достаточно высокий темп движения. Вполне соизмеримый с динамикой легкового автомобиля. Эффективность барабанных тормозов, правда, оставляет желать лучшего, но замедляться приходится реже — колдобины, рытвины, выбоины можно безбоязненно «пролетать» с ходу.

Включение передач требует силы. Однако достаточно «длинная» третья передача и тяговитость мотора, характерные для обоих пикапов, позволяют не утруждать себя слишком частыми переключениями. Во всяком случае, на дороге с приличным покрытием. На проселке же придется попотеть, здесь помимо прочего начинают доставать тряска и упрямство руля — у «2317» он воспринимается импровизированным тренажером для накачки мышц. За баранкой «Канонира-23171», с его гидроусилителем, чувствуешь себя гораздо лучше.

Бездорожье «артиллериста» не смущает. Он утюжит пересеченку с тем же бычьим упорством, которым славен УАЗ. С учетом резервных возможностей подключенного переднего моста и понижающей передачи затяжной 45-градусный подъем, покрытый рыхлым влажным песком, а также грязь по ступицы и прочая суровая действительность для «Канонира-2317» — плевое дело. Его менее мощный братан периодически пасует под натиском бездорожья. Ему не хватает тяги, и препятствия приходится штурмовать с разгона. Все из-за той же длинной базы «23171» часто чиркает днищем по макушкам холмов и в особо жестких условиях теоретически способен «сесть на мель». (Нам, правда, данную теорему на практике доказать не удалось.)

В общем, суммировав впечатления, заявляем: «Канонир» к строевой службе в сельской местности годен. Местом его приписки может, естественно, стать и городское коммунальное хозяйство, и, если потребуется, военный гарнизон. Хорошей рабочей лошадке многое по плечу.

 

Технические характеристики Канонир-2317 / Канонир-23171

Кузов – пикап с 2-местной кабиной, пикап с 5-местной кабиной трубчато-каркасный; на пространственной сварной раме; из композитного материала

Снаряженная масса, кг – 1730 / 1890

Полная масса, кг – 2500

Габариты (длина/ширина/высота), мм – 4640/1855/1850

База, мм – 2815

Дорожный просвет, мм – 210

Максимальная скорость, км/ч – 120

Время разгона до 100 км/ч, с – 18,9

Контрольный расход топлива, л/100 км (средний) – 15

Двигатель:

— тип УМЗ-4218.10 (или ЗМЗ-4021.10)

— рабочий объем, см3 – 2890 (2445)

— мощность, л.с. при мин-1 – 103/4000 (90/4500)

— крутящий момент, Н·м при мин-1 – 213/2200 (172/2400)

— система питания – карбюратор

Трансмиссия – 4-ступенчатая, механ.; 2-ступенчатая раздаточная коробка; подключаемый передний мост

Размер шин – 225/75R16

Подвеска колес – зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах

Тормоза – барабанные, с вакуумным усилителем

Рулевое управление – типа «винт – шариковая гайка» (или аналогичный с гидроусилителем)

Цена, $ (ориентировочная) – 6000 / 6500.

Источник: 5koleso.ru

Оставить комментарий