12 апреля 1961 года — один из светлейших дней в истории нашей страны. В 6-50 утра Юрий Гагарин открыл новую эру в истории мировой науки и техники, совершив первый полёт человека в космос. День Космонавтики — один из главных праздников нашей страны: без всяких сомнений, это был настоящий триумф наших учёных, лётчиков, и всего нашего народа.

Апрель 1961 года. За спиной Гагарина на кадрах из кинохроники проглядывает тот самый ЛАЗ

Тем ранним апрельским утром экипаж "Востока-1" в лице Юрия Гагарина и его дублёра Германа Титова, а также сопровождавших их врачей, инструкторов и технических специалистов, доставил к стартовой площадке "Байконура" неприметный бело-голубой автобус ЛАЗ-695Б. Снаружи этот ЛАЗ почти не отличался от обычных автобусов, сходивших с конвейера львовского завода по 40 единиц в день. Внешнее впечатление было обманчивым: внутри "гагаринский" ЛАЗ был оборудован специально для обслуживания космических полётов, по последнему слову тогдашней техники.

1961 год. Тот самый ЛАЗ-695Б везёт космонавтов на стартовую площадку Байконура (кадр из кинохроники)

На днях, при посещении малой родины Юрия Алексеевича — города Гагарина, что на Смоленщине — у меня сбылась одна стародавняя мечта. После долгих лет в бесплодных попытках, мне наконец-то удалось познакомиться лично с одним непосредственным участником тех событий — с настоящим, и по-прежнему живым автобусом Юрия Гагарина — тем самым бело-голубым ЛАЗом модели 695Б.

Главный пассажир — первый космонавт

Первый в истории космический автобус чудом дожил до наших дней, и, хоть и ведёт непубличный образ жизни, изредка выезжает к людям. После нескольких лет моей на него охоты — машину показывают публике раз в несколько лет, да и прежде она была не в "товарном" виде — пришла пора пообщаться с героем космоса поближе.

2019 год, Гагарин, Смоленская область. Живой!

Модель 695Б — первая по-настоящему серийная версия легендарного ЛАЗ-695. Она была построена на агрегатах грузовика ЗИЛ-164: с рядной "шестёркой", пятиступенчатой механической коробкой передач (причём у ранних машин четвёртая передача — прямая, а пятая — ускоряющая), а также на осях производства ЗИЛ. Модель следующего поколения, "Елена" ЛАЗ-695Е, получила в том же кузове V8 от новейшего тогда ЗИЛ-130, и венгерский ведущий мост Raba — и то не сразу, а в процессе дальнейшей эволюции.

В моторном отсеке — рядная бензиновая »шестёрка» от ЗИЛ-164

Усечённые сверху колёсные арки — самое заметное ЛАЗ-695Б от следующей модели, 695Е, где они были циркульно-круглой формы. Ступица ЗИЛовского ведущего моста заметно меньше, чем у венгерской оси Raba на модели 695Е.

Вид на ведущую ось и усечённые колёсные арки

Кабина сохранена в первозданном виде — остались даже хромированные »колодцы» для приборов

Фишка ранних-ранних ЛАЗов — глухая перегородка, доходящая до перемычки лобовых стёкол. На более поздних выпусках её подняли до потолка, но укоротили, дав водителю возможность выходить из кабины в салон

Рычаг под левой рукой водителя — пневматический кран управления дверьми. У ЛАЗов следующих поколений двери открывались уже электроприводами, с кнопок и тумблеров

В 1959 году конструкторам ЛАЗа поступил самый необычный заказ в истории завода. От них потребовалось создать специальный автобус, предназначенный для обслуживания космических полётов. Понятно, что заказ был особым: весь космический проект вплоть до дня старта оставался в секрете, а всё, что было связано с космическими разработками, держалось в ежовых рукавицах махины КГБ.
За основу для космического лайнера взяли обычный серийный автобус ЛАЗ-695Б: модели на тот момент исполнился всего год, а всего, с учётом предсерийной "фестивальной" серии, модель 695 выпускалась всего пару лет. Так что на тот момент львовский автобус стоял на острие прогресса, обладал весьма современной конструкцией и крайне актуальным, можно сказать — вполне себе космическим внешним видом.

Кадр из кинохроники с исходным видом интерьера »космического» ЛАЗ-695Б

Как инженеры ЛАЗа, так и сами суровые "заказчики" в серых костюмах понятия не имели, как должен выглядеть и чем должен быть оснащён "космический" автобус. Поэтому во многом они действовали "по наитию". Серийную машину, снятую с конвейера в 1959 году, внешне решено было оставить неизменной. Автобус лишь перепроверили на предмет качества изготовления, "перепротянули" все агрегаты, а кузов — сверх обычного обработали от коррозии.

Согласно заводскому №№ на этой табличке, автобус выпущен в середине 1959 года

Ещё одной важной доработкой, доставшейся ЛАЗу, стала комплексная защита от пыли. Пыль — один из самых страшных врагов космонавта, от которой может не защитить даже скафандр. Попавшая в глаз пылинка может наделать немало бед, а сам космонавт, будучи облачённым в скафандр, не сможет ничего с ней поделать…
Дополнительная герметизация была настолько сильна, что появилась одна заводская легенда. Якобы, когда автобус отправили транспортным самолётом на Байконур с аэродрома Стрый, при взлёте у ЛАЗа от разницы давлений вылетели стёкла!

Одна из особенностей кузова, видных снаружи — крышные люки нестандартной конструкции, обеспечивающие большую защиту салона от пыли

Салон оборудовали для десяти пассажиров: двух космонавтов, а также для врачей, инструкторов и технических специалистов. Первые два кресла, расположенных по центру салона — самые большие, они предназначены для облачённых в скафандр космонавтов. Кресло — также разработка ЛАЗа, а его размеры подгоняли "по месту" к скафандру.

Поворотные кресла на переднем плане — для космонавтов. Весь салон зачехлён для сохранности

Интересно, что кресло космонавта позволяло подключаться к хитрой аппаратуре автобуса, на которой при необходимости можно было отрегулировать микроклимат внутри скафандров. Для этого на кресле имелись специальные разъёмы и кнопка "вызова" специалиста, от которых шёл кабель-канал под пол. В салоне установили внушительный аппарат со всеми необходимыми приборами, к которому были подключены кресла и скафандры.

Устройство для управления микроклиматом в скафандрах, и половинка заднего дивана

Устройство, на которое выводятся показания микроклимата в скафандрах, а также расположен пульт управления им

Ещё два удобных мягких кресла, расположенных за сиденьями космонавтов, неподвижны. Между ними и креслами космонавтов расположили небольшие столики. Судя по всему, эти места предназначались для врачей, которым необходимо было контролировать состояние здоровья космонавтов в течение всей поездки.
Учитывая, что этот ЛАЗ дважды обслуживал полёты также и групп из трёх космонавтов — возможно, неподвижные кресла использовались также и ими.

Поворотное и неподвижное кресло, со столиком между ними

Вид на два неподвижных кресла у столиков

Ещё два удобных кресла разместили над левой передней аркой, за перегородкой кабины водителя. Судя по старым изображениям из кинохроники, они здесь не с нова: раньше над аркой стоял столик, а вот после него — размещались эти два кресла. Впрочем, такая переделка вполне могла быть выполнена как в процессе эксплуатации, так и после её прекращения.

Два кресла за перегородкой водителя

С космическими автобусами связана одна своеобразная космическая причуда. Существует старая традиция — космонавты перед стартом обязательно "отливают" на переднее правое колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. После этого скафандр наглухо застёгивают, и следующая возможность сбросить лишний груз у космонавта появится только через несколько часов, уже на орбите.

Половина заднего дивана, оставшаяся от серийной машины, и гальюн в заднем свесе ЛАЗа

По легенде, родоначальником этого ритуала стал сам Юрий Гагарин: якобы в дороге к стартовой площадке первому космонавту очень захотелось по-маленькому, и ему пришлось "пометить" правое переднее колесо автобуса. У глубоко суеверных покорителей космоса это стало своеобразной традицией — и каждый космонавт-мужчина, вплоть до наших дней, перед полётом делает то же самое.
Насколько эта легенда правдива — я сказать не могу. Могу лишь сказать, что горшок в "космическом" ЛАЗе вполне себе имел место в салоне…

Горшок в »космическом» ЛАЗе. Интересно, откуда он — из пассажирского самолёта, или таки железнодорожный?

Над правой задней аркой разместились два оригинальных кресла от модели 695Б: вместе с "половинкой" дивана, таких мест осталось всего 4; остальные сидячие места в салоне взяты не с серийных автобусов ЛАЗ, и изготовлены для этой машины специально.

Стандартный диванчик от модели 695

Согласно разным источникам, также этот ЛАЗ был оснащён кино- и радиоаппаратурой, телефоном и спецсвязью, системами кондиционирования и принудительной вентиляции — однако это оборудование, использовавшееся в годы работы, видимо, было утрачено в годы неопределённости для этой машины. Подробной документации вместе с машиной музею так и не досталось — бонусом перепали лишь два скафандра, которые размещены в экспозиции порознь…

На этом кадре хорошо угадывается интерьер этого самого автобуса

"Гагаринский" ЛАЗ-695Б отработал на Байконуре шесть лет. Он доставлял к стартовой площадке всех советских космонавтов вплоть до 1967 года (в списке ниже приведены имя / даты полёта)

Юрий Гагарин — 12 апреля 1961
Герман Титов — 06-07 августа 1961
Андриян Николаев — 11-15 августа 1962
Павел Попович — 12-15 августа 1962
Валерий Быковский — 14-19 июня 1963
Валентина Терешкова — 16-19 июня 1963
Владимир Комаров — 12-13 октября 1964
Константин Феоктистов — 12-13 октября 1964
Борис Егоров — 12-13 октября 1964
Павел Беляев — 18-19 марта 1965
Алексей Леонов — 18-19 марта 1965
Владимир Комаров — 23-24 апреля 1967

После трагической гибели Владимира Комарова, не вернувшегося живым из своего второго полёта в космос, суеверные космонавты попросили на всякий случай заменить автобус. Вторым "космическим" ЛАЗом стал автобус следующего поколения — ЛАЗ-695Е, имевший уже другую компоновку салона и оснащение. Первенец среди космических ЛАЗов, простояв некоторое время на задворках Байконура, оказался никому не нужен, и на долгие годы пропал из вида…

Этот автобус можно увидеть на кадрах кинохроники о первом космическом полёте. ЛАЗ появляется примерно на 2:50

В середине 80-х первый космический ЛАЗ нашли на задворках безвестного московского НИИ. Автобус Гагарина отправили на восстановление в родной Львов, в отколовшийся от ЛАЗа бывший конструкторский отдел и экспериментальный цех, преобразованный во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (ВКЭИ) — именно их силами много лет назад и построили эту уникальную машину.
Когда о находке узнала мать первого космонавта, Анна Тимофеевна Гагарина, по-прежнему жившая на его малой родине — она обратилась во ВКЭИ с просьбой передать автобус мемориальному музею имени Юрия Алексеевича.

В заднем свесе можно заметить, как элегантно выведен выхлоп сквозь юбку

В 1989 году, после долгой переписки между матерью космонавта, институтом автобусостроения и рядом других инстанций, директор львовского ВКЭИ Москалёв Владимир Васильевич принял решение передать восстановленный "космический" ЛАЗ-695Б Юрия Гагарина в коллекцию мемориального музея первого космонавта, расположенный на его малой родине — в городе Гагарине Смоленской области.

Ещё одна забавная мелочь — лючок для заправки водой системы охлаждения. Более поздние ЛАЗы его утратят

Интересно, что машину попытались отправить из Львова в Гагарин своим ходом, что должно было быть обставлено как торжественное мероприятие — однако под Брянском ЛАЗ подвела техника, и автобус оттуда доставили уже на буксире. После этого о машине на долгие годы забыли: она стояла в гараже музея, но требовала дополнительного ремонта, который выполнили уже в наши дни.

Снаружи заметно матовое стекло в заднем свесе — так сделано специально

Получилось так, что "гагаринский" ЛАЗ — один из трёх живых представителей модели в природе; при этом судьба машины из Воронежа туманна, а третья машина — находится в Киеве, в частной коллекции. Поэтому неудивительно, что автобус вожделен киношниками: аналогичную машину до сих пор не подобрать. Музей же крайне опасается за машину, и допускает возможность съёмок только в пределах Гагаринского района Смоленской области, где нет совсем ничего, похожего на космодромы…

Кадр из фильма »Гагарин. Первый в космосе» — страшная реплика »гагаринского» ЛАЗа на базе ЛАЗ-695Н

Поэтому для съёмок фильма "Время Первых" (2017) подобрали московский музейный ЛАЗ-695Е (тоже единственный живой и здравствующий) красно-белого цвета, а для фильма "Гагарин. Первый в космосе" (2013) киношники соорудили страшную дичь на основе ЛАЗ-695Н — которую после съёмок разграбили и бросили в крымских Саках.

Стрёмная киношная реплика »гагаринского» ЛАЗа для фильма »Гагарин. Первый в космосе» (2013)

Мамонт заползает обратно, в сухой гараж музея

Ныне "автобус Гагарина" хранят в гараже музея, лишь раз в несколько лет демонстрируя на городских праздниках. Машина на ходу, вполне пригодна для экспонирования, но сотрудники музея побаиваются лишний раз трогать раритет — и даже на городских праздниках запускают гостей по билетам, и в бахилах (!).

Не отказал себе в удовольствии сфотографироваться в кресле космонавта. Говорят, именно здесь сидел Гагарин, а рядом — Титов

С одной стороны, музей не хочет прятать машину от посторонних глаз, а с другой — уникальный автобус требует особенно аккуратного и бережного хранения. Есть мысль поставить его во дворе музея под стеклянным "колпаком", рядом с личной 21-й Волгой Юрия Алексеевича — но тогда самое интересное, его внутреннее оснащение, гостям музея будет не видать. Да и финансирования на эту затею выбить пока не удалось — так что музей пока надеется на счастливый случай, частных меценатов, и… продолжает прятать автобус в сухом гараже.

Традиция использования львовских автобусов на Байконуре дожила до середины нулевых. В разные годы к стартовой площадке космонавтов подвозили автобусы ЛАЗ моделей 695Е, 695М, 699П, 5255 "Карпаты" и 4207 "Лайнер-9". В 00-е, когда львовский завод ещё подавал признаки жизни, и даже выпускал новые модели — от ЛАЗов по неясным причинам отказались. В наши дни, к моему большому сожалению, к стартовой площадке Байконура космонавтов возит обычная немецкая Setra, хоть и изготовленная по особому заказу.

2019 год, город Гагарин. Живая история на колёсах — это он!

А для тех, кто хочет послушать рядную ЗИЛовскую "шестёрку", или просто любит видеоформат — небольшой обзор автобуса, снятый на прошедшем мероприятии.

И на этом у меня на сегодня всё. Как всегда — до встречи на следующей остановке!

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий