Начало второй половины XX века подарило городу множество новых спальных районов. Их планировали практичными, комфортными и прямо-таки грандиозными. Для одних строили новые проспекты и вылетные магистрали, а для других нет, хотя и обещали. Сегодня пройдемся по Новодмитровскому шоссе, которое так и не построили.

Сегодня будет много карт, в основном старых, и почти не будет ретро-фото.
Небольшая историческая архитектурная справка. В начале второй половины XX века Москва уже могла похвастаться образцово-показательными спальными районами – Новые Черемушки, Гольяново, Северное Измайлово.
После смерти Сталина типовая застройка примет совсем иной вид, который прочно закрепится в сознании москвича и будет иметь негативный оттенок. Хрущевских районов вырастет в разы больше сталинских спальников. Типичное жилище второй половины ХХ века – эпоха раннего железобетона, эра типовых деталей. Знаменитый дом серии К-7 стахановцы могли собрать за пять суток, но как хорошо при этом сохранялось качество сборки – неизвестно.
Странно, что хрущевками принято называть только 5-этажные дома. Типовые панельные дома хрущевской эпохи были и 6-, и 9-, и 12-этажными. Для меня они тоже хрущевки, я сам в такой вырос.
Милые, родные, но совсем чуть-чуть, немножечко ужасные хрущевки.
Ну, вернемся к нашей теме. Несложно догадаться из названия, что Новодмитровское шоссе должно было стать дублером, ну или продолжением, обычного Дмитровского шоссе. Идея появилась в тот момент, когда в Москве стали строить новый спальный район – Бескудниково.

Вот так район выглядит сегодня на карте
Район вытянут с юга на север и имеет четыре оси. Главная ось сегодня – это Дмитровское шоссе (и часть Коровинского шоссе), малая ось – Селигерская улица, средняя ось – Бескудниковский бульвар, большая ось – Дубнинская улица. Район появился на месте двух деревень – Бескудниково и Верхние Лихоборы. Это были небольшие деревни, в них не было даже своей церкви, в отличие, например, от большого соседнего села – Дегунина.

Поворот с Дмитровки в деревню и траекторию старой дороги хранит подъезд к супермаркету и к/т Ереван

Так что в следующий раз, когда будете поворачивать к магазину, знайте, что свернули в старую деревню Бескудниково
Строительство района Бескудниково началось в 1964 году. Его первая очередь предполагала массовое строительство типовых 5- и 12-этажных домов. Через два года сформировался Бескудниковский бульвар, а еще через год, в 1967-м, появляются первые черты Дубнинской улицы, которая выполняла тогда и сейчас выполняет роль восточной границы района.

Это 1966 год. Бескудниковский бульвар отчетливо виден на снимке, а вот Дубнинская еще только строится. Вскоре появится еще и Селигерская
Кроме этого, уже можно увидеть, что новый спальник имеет нетипичное строение. В отличие от того же Измайлова или Ленинских гор, которые имели строгое деление на квадратные и прямоугольные кварталы, основу Бескудникова составляют три концентрических дуги. Правда, вот одна как-то плохо получилась.

Если к Селигерской и бульвару вопросов нет, то вот Дубнинская и начала не имеет, и заканчивается каким-то обрубком
Причина тому проста. Проектировщики и архитекторы того времени заботились о комфорте человека будущего. В частности, они думали о том, чем будут дышать новые москвичи, и им очень не нравилось то, что прямо через сердце спальника, мимо парка и кинотеатра, проходит Дмитровское шоссе. Вот и задумали они превратить загородное Дмитровское шоссе в межквартальный проезд, а основной поток вылетной магистрали пустить по новой трассе — Новодмитровскому шоссе. Вон справа от Дубнинской и до железной дороги Савеловской сколько места.

Вон справа от Дубнинской и до железной дороги Савеловской сколько места, строй не хочу)
Вот и подвисла Дубнинская из-за этих планов. Дубнинской была уготована роль дублера, а поэтому проектировщики все никак не могли решить, нужны ли ей изогнутые участки, как у соседних улиц, или нет. Тут еще, как назло, кладбище прямо на траектории оказалось.

Вероятно, так должны были выглядеть траектории. При таком раскладе собственного въезда для Дубнинской не нужно, поток будет попадать на улицу с Новодмитровского. А со съездом сложнее оказалось
Найти причины, почему строительство новой магистрали откладывалось, затягивалось и переносилось, сейчас уже невозможно. Но, так или иначе, откладывать строительство квадратных метров для недавно расширившейся Москвы откладывать было никак нельзя. Так в начале 70-х к востоку от Бескудникова весь участок, ранее свободный для строительства магистрали, застроили 9-этажными хрущевками, и получился район Дегунино.

Этот район застроили позже примерно на 10 лет
И вот тут снова интересная деталь. Присмотритесь внимательно к уже выстроенному району, и вы увидите, что его выстраивали, еще держа в головах мысль о новом шоссе.

Справедливости ради стоит отметить, что и у железки оставили достаточно места для новой дороги
Дома стоят от красной линии на значительном расстоянии, около 80 метров. Ширина русла старой Дмитровки почти в 2 раза больше. Но мы-то с вами знаем, что этого вполне достаточно, чтобы бросить туда шесть полос с отбойником.

Вот оно – русло для Новодмитровского шоссе
Согласен, выглядит не очень убедительно. Но уверен, что, может и не магистраль скоростную, но как минимум новую широкую дорогу явно держали в уме для этого русла, а может, и до сих пор держат. К сожалению, найти точные подтверждения всех предположений мне найти не удалось. Но нелогичные моменты городского и в частности дорожного устройства, который сохранились до сих пор, как минимум наводят на мысли.

Плавное скругление траектории Дубнинской улице сегодня хранит с первого взгляда непонятный проектируемый проезд номер 6198 и его продолжение у роддома, который, как не трудно догадаться, построен на месте старого Бескудниковского кладбища. Вот так) Раньше с людьми тут прощались, а сегодня встречают

Красная линия на всем протяжении улицы до сих пор не застроена

Дома на протяжении всей Дубнинской улицы стоят на одинаковом расстоянии друг от друга – около 80 метров

Но самая жесть вот где. Дубнинская улица вплоть до конца 90-х начиналась просто ниоткуда. Она имела десяток пронумерованных домов, но не имела к ним прямого подъезда. Обозначенный перекресток на фотографии – ближайшая точка улицы к этим домам ниже. Только в начале 2000-х дорогу достроили и Дубнинская стала по-человечески начинаться от Дмитровки
Ну и не могу все-таки не поделиться с вами некоторыми снимками

1971 год. Строится Дегунино

1975 год. Вид на Бескудниковский бульвар с одной из трех 12-этажек у Дмитровского шоссе

1976 год. Дубнинская улица

Эту фотографию не мог не показать вам. Стильные парни, скейт, Найк и вид Бескудникова позади. 1985 год. Я бы очень хотел знать, что у этих людей на фотографии все хорошо

Если вам понравилась статья, то советую заглянуть еще и сюда:
Как и зачем затопили участок большой Бетонки
Почему в Марьиной роще люди проще
Старичок-паровичок
Тушинский тоннель
Хлебниковский мост
Ленинградка – дорога двух столиц
Башни проспекта Мира
Ярославская загогулина

Автор: Александр Капков
Редактор: Евгения Фомина

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий