Очень красивая дорога из южной столицы Кыргызстана в Алайскую долину, закат над вершинами Памира и первые "сюрпризы" от высоты.

Ну что же, вот мы опять оказались в городе Ош. На этот раз уже на другом кемпере и увеличенным составом. По пути наконец-то смогли заправить газовый баллон для кухни, нашли колонку и залили полные баки воды, а также выкинули накопившийся мусор. В общем, за сравнительно небольшое время переделали кучу рутинных караванерских дел. А буквально в 20 метрах от знака, рядом с коротым я стою, расположен супермаркет местной торговой сети "Корзинка", куда мы и отправились, чтобы закупиться продуктами и не только…

У нас есть очень удобный складной пластиковый крюк, за который я подвешивал мусорные пакеты на дверных ручках автомобиля. Точнее, был до сегодняшнего утра. Пока вместо ручки я не повесил его на скобу дверного замка на стойке пассажирской двери. А потом порыв ветра захлопнул эту самую дверь, переломив крючок на две части.

В путешествие ты стараешься брать с собой только самое нужное, а практически все вещи имеются лишь в одном экземпляре, и потеря любой из них, особенно той, к которой привык и которой было очень удобно пользоваться, конечно, весьма огорчает. Поэтому вместе с продуктами нам пришлось поискать супер-клей. И так уж получилось, что кассир пробила нам две упаковки — одну я в тот момент держал в руках, а вторую, последнюю, она достала с витрины сама и дважды щёлкнула сканером.

— Будем делать возврат?

Нет, не надо. Видимо, ничего в этом мире не бывает случайно. Через несколько дней лишний тюбик супер-клея сыграет свою важную роль где-то высоко в горах, но на тот момент про это мы ещё не знали.

2. Заправившись топливом (я уже говорил, что российская солярка на юге Киргизии, куда её надо ещё довезти, стоит дешевле, чем у нас в России?), мы покинули город Ош. По пути на трассе регулярно встречали пастухов, ведущих стада вниз. Значит, в горах уже начинает холодать. Хотя внизу ещё самое лето и 27 градусов тепла. Дорога постоянно набирает высоту, берём небольшой по местным меркам перевал — 2389 метров.

3. После спуска попадаем в городок Гулча — последний крупный населённый пункт в этих краях.

4. Не могли не сфотографироваться со знаком начала района имени Дедушки. Добро пожаловать!

5. По пути обсуждаем, что пейзажи вокруг начинают всё сильнее напоминать Памир — и красками, и силуэтами гор в дымке. Вот странно-то, да? Особенно если учесть, что карта начала утверждать, что мы, оказывается, уже давно едем по Памирскому тракту — самой высокогорной дороге бывшего СССР, соединяющей таджикский город Хорог с киргизским Ошем.

6. Юля очень радуется отсутствию сотового сигнала в этих краях! Как говорится — приключения начинаются!

7. Между тем погода портится прямо на глазах, а температура воздуха падает через каждые несколько пройденных километров. Помню, были удивлены практически полному отсутствию машин на этом участке трассы.

8. А потом началось самое "веселье". Вот за это мы с первого раза влюбились в Киргизию. Горные дороги, серпантины и наборы высоты.

9. На вершине перевала Талдык был очень сильный ветер и 12 градусов тепла.

10. А потом начался очень крутой спуск в Алайскую долину, когда ты буквально за несколько километров сбрасываешь около 600 метров высоты.

11. Посёлок Сары-Таш на перекрёстке древних путей. Уже знакомая нам заправка "Памир-Алай", где солярка стоит по 50 рублей за литр. Хорошо, что она вообще здесь есть. Спрашиваем у владельца про погоду, тот говорит, что холодает с каждым днём. Надеюсь, мы не опоздали в эти края.

12. Налево лежит самый простой и быстрый путь в Китай. До киргизского посёлка Иркештам меньше ста километров отличной дороги, а дальше начинаются нереальные перевалы в китайский город Кашгар. Надеюсь, когда-нибудь и мы там окажемся. Недавно я читал интересную статью про жителей тех мест — уйгуров — и что там происходит в наши дни. Если совсем вкратце, то киберпанковое будущее уже вовсю наступило, но я бы так жить не хотел. Кому интересно — ключевые слова для поиска "уйгуры в Китае медуза".

13. Направо ведёт отличная трасса через Алайскую долину в Таджикистан и его столицу Душанбе. Но, насколько я знаю, переход там не международный, а только для местных жителей.

14. А прямо виднеются величественные горы Памира. На фотографии они блеклые, так как до них более 30 километров по прямой. Вообще у меня была тогда мысль прокатиться до памирского Мургаба через перевал Ак-Байтал…

15. Но, осознавая, какая погода сейчас в "тёплой" Киргизии, страшно было представлять, что творится в горах на высоте за 4500 метров.

16. Солнце клонилось к закату, а мы стали думать, что делать дальше. Наша цель — базовый лагерь у Пика Ленина, находится на высоте 3700 метров, а это как бы высоковато с непривычки. Рядом с ним лежит озеро Тулпар-Кёль, куда мы и решили направиться, справедливо полагая, что оно будет пониже. И под это светопреставление на небе рванули по трассе в сторону посёлка Сары-Могол, откуда свернули на грунтовку и отправились в горы.

17. Знаю, что график в поездках важен, а лагерь надо ставить посветлу. Вдвойне обидно, когда во время такого зрелища тебе приходится просто ехать вперёд. Но в тот день у нас был длинных перегон, да и не всё в этой жизни бывает по плану.

18. На обочинах дороги начинают попадаться яки, которые как бы намекают, что мы на правильном пути. Дальше — выше. И холоднее.

19. Приехали, встали лагерем на берегу озера. Холодно, небо затянуло, ничего не видно. Юля решила устроить "перфоманс" — праздничный ужин из того, что Бог послал. Сосиски, гречка и салатик. Виктор почему-то был не в восторге от ужина, но собаки ясно дали понять, что они ему помогут в случае чего. В общем, мы сюда приехали лишь для того, чтобы скушать всё привезённое с собою. У Юли немного разболелась голова, но таблетка вроде помогла.

20. А через полчаса выглядываю из машины, а там такое! Облака почти ушли, Пик Ленина вдалеке, но при этом как на ладони, да ещё и звёзды периодически падают — середина августа, как-никак!

И вот я начинаю бегать вокруг машины, фотографировать всю эту красоту, стараясь не упустить ни единого мгновения. Вот то, ради чего мы проделали такой долгий путь, а-а-а-а-а-а! И понимаю, что у меня эйфория, а эйфория в горах — это плохо. Кое-как беру себя в руки и отправляюсь спать в "детские" 11 часов в тёплый кемперочек (к счастью, наш салонный отопитель нормально работал в горах).

Ну и наивно было бы предположить, что на этом всё закончилось. В час ночи нас разбудил Витюшка. Обычно если ему что-то не нравилось, он вставал в манеже и начинал плакать, я поднимался к нему, и дальше он, убедившись, что родители рядом и всё хорошо, тут же засыпал снова. На этот раз же он хныкал с закрытыми глазами, словно что-то беспокоило его во сне.

Юля села на кровати и сказала, что тоже не очень себя чувствует. Открываю карту на планшете, смотрю высоту — ровно 3500 метров. Накануне мы ночевали на 1150 метрах. И чего-то ещё удивляемся…

Акклиматизация? Нет, не слышал!

Быстро собираем вещи, опускаем крышу автомобиля. Манеж с Виктором переставляю на кровать, завожу двигатель. Контрольная пробежка с фонариком вокруг, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. И уже через несколько минут мы мчимся по дороге в сторону трассы.

Проезжая очередной ручей, вывешиваю переднее левое колесо, после чего в подвеске на кочках начало что-то стучать, по звуку как будто пружина щелчками садится на своё место. Как-то всё невовремя. Проезжаем около 20 километров, теряя 300 метров высоты. Сразу становится легче. Ставим машину возле какого-то холма, поднимаем крышу и через несколько минут забываемся глубоким сном…

Источник: drive2.ru