Компания Nokian Tyres представила новые усиленные зимние шины для тяжелых внедорожников. Тесты для журналистов и блогеров из Норвегии, Швеции, Финляндии и России прошли на полигоне White Hell на самом севере Финляндии.

***
В принципе, я уже знал, что квадрокоптеры в Заполярье ведут себя нестабильно. Ошибка компаса и непредсказуемая траектория полета — вот, чего стоило ожидать, и в этот раз ничего не изменилось. В очередной раз горизонт накренился, на экране замелькали красные значки ошибок. Экстренная посадка, попытка удержать коптер в коридоре между деревьями… Аппарат не слушается стиков и смачно врезается в елку, стряхивая пухлые снежные кучи с разлапистых ветвей. Срезав пару десятков колючих веточек и осыпав нетронутой до той поры снег длинными зелеными иголками, коптер вырвался из лапника и упал в сугроб по соседству, попутно лишившись одной из лопастей. Время на более детальную дефектовку у меня не было — надо догонять колонну, в которой мы ехали по лесной дороге на самом большом и северном автополигоне в мире — Nokian Tytres White Hell, что переводится как «Белый Ад».

Полигон White Hell расположен на площади в 700 гектаров и включает в себя 46 испытательных треков. Расположение на крайнем севере гарантирует в среднем 200 испытательных дней в году, с дневным перепадом температуры до 40 градусов.

Мой водитель — невозмутимый и безразличный ко всему происходящему финн средних лет. "Если ты не возражаешь, сейчас я поеду побыстрее". Конечно, не возражаю! Колонна оторвалась минут на пять-десять. Я уже не раз восхищался тем, с какой скоростью едут по полигонным дорогам финские испытатели, внешне совсем не напоминающие пилотов ралли WRC.

Мой напарник на гонщика и вовсе не похож — но в его руках громоздкий "хайлюкс" AT35 полетел, как птица.

В том числе, и в прямом смысле слова — на перегибах рельефа автомобиль несколько раз взмывал в воздух.

Но больше всего поразило меня не это — а зацеп. Лампочка системы стабилизации вспыхивала всего несколько раз!

Тестовый Toyota Hilux Arctic Trucks AT35 оказался обут в новые шипованные шины Nokian Hakkapeliitta LT3 размерности 315/70R17.

Другие машины в конвое не менее занятные — Volkswagen Amarok подготовки Delta 4×4, Ford F150 Raptor, и все на таких же шинах, разработанных совместно с Arctic Trucks.

В ответ на вопрос, не выступал ли он в ралли, напарник, не меняя лица, рассказал о том, что ралли — это не его тема, но в свободное время от работы время выступает в соревнованиях Formula Offroad на тысячесильной багги.

На ней же — по озерам, которых в Финляндии бесконечно много… "Про меня есть ролики на ютубе, вот тебе моя визитка — погугли". На визитке Вилле Викаре — место работы и должность. Генеральный директор Arctic Trucks в Финляндии!

Меняемся за рулем. После Audi RS4 на боевом шипе, на которых дают погонять гостям полигона, Hilux на больших колесах ленив в разгоне, как обдолбанная эвкалиптом коала, но идет очень мягко и плавно. Пробую резкие торможения на снегу и обледенелых участках, с каждым виражом, насколько это возможно в конвойной езде, увеличиваю скорость в поворотах… Шины — хороши!

Скажу больше, мне не встречались еще подобного размера зимние шины с таким уровнем сцепных свойств. В принципе, это американский размер и формат. Америка — основной рынок сбыта шин LT-серии, не зря в колонне и на рекламных плакатах именно Raptor. Так вот, чаще всего на таких машинах зимой можно встретить ошипованные в стороннем сервисе шины AT M+S. По сравнению с ними, Hakkapeliitta LT3 — принципиально другой уровень!

Сравнить с шинами прежней модели провести не удалось — вместо этого организаторы предоставили несколько гибридных Audi Q5 на шинах Hakkapeliitta 9.

Учитывая разницу в типоразмере и массе автомобилей, говорить о корректности испытаний сложно — но на льду при торможении в пол импульсы ABS на Hilux возникали с заметно меньшей частотой. Старт в режиме газ в пол при отключенной ESP — также с меньшей пробуксовкой. Зацеп в поворотах и акустический комфорт — схожи, несмотря на разницу в авто. Формально LT3 в компании называют "премиальной шиной для легких грузовиков", но ведут они себя совершенно по-легковому!

"Десять лет назад, покупая пикап, люди делали это из сугубо практических соображений — делится своими мыслями Вилле, пока мы наматываем круги по полигону. — пикапы были простыми и утилитарными. Сейчас представить покупку пикапа для фермерства уже трудно. Теперь это больше навророченные автомобили для активного отдыха и приключений". В год финское подразделение Arctic Truck, которое возглавляет Вилле, подготавливает пять сотен внедорожников, среди которых все больше Ford Ranger.

Экскурсия по полигону White Hell включает в себя визит на разные тестовые треки, включая ледовый тоннель длиной 600 м. Также в программе — гонки по озеру на Audi RS4, обутых в шины Hakkapeliitta 9 с 4-миллиметровым боевым шипом.

На презентации, которую вел технический специалист марки, Матти Моори по прозвищу "мистер Шина", отдавший компании тридцать лет, разговоров о технике практически не было.

По словам Матти, новые шины будут доступны в 16 типоразмерах от 16 до 20 дюймов. Начало продаж — осень 2019.

Но главное прозвучало — новая шина по всем показателям лучше старой, от гражданских шин ее отличают боковины с большим количеством арамидного волокна по всей высоте от диска до протектора, усиленный практически вдвое брекерный пакет с повышенным содержанием стали (для большей износостойкости), трехгранные шипы, впервые в мире сделанные целиком из нержавеющей стали, а также повышенный индекс нагрузки — до 1400 кг на одно колесо (у Hakkapeliitta 9 SUV — 630 кг). Скоростной индекс ниже, 160 км/ч (Q).

Американские автовладельцы предпочитают покупать всесезонные и зимние шины без шипов, но с посадочными местами для них, чтобы ошиповать при необходимости. У новых шин Nokian другой формат, и поэтому завлекать покупателя призваны в том числе шипы из нержавейки, которые выглядят лучше.

Визуальный индикатор износа — не в миллиметрах, а в процентах, чтобы было понятно американцам (которые привыкли считать износ в 32-х долях дюйма).

Финские дороги — едва ли не самые скользкие в мире, поэтому тут все ездят на шиповке. И делают это быстро!

По словам Вилле, шины ему нравятся больше "девятки". "Больше зацепа! А еще их можно спокойно спускать до полутора атмосфер на дороге, и до атмосферы вне нее. Только не говори об этом Матти — он такие вещи не одобряет. Однажды жарким летом он позвонил мне, и спросил, на какой резине я езжу сейчас. Я честно признался, что на моем личном Land Cruiser 200 круглый год стоят зимние шины Hakkapeliitta, и мне их поведение очень нравится. Матти был очень недоволен!"

С самим мистером Шина мне удалось встретиться еще раз — на контроле в аэропорту, в плотной очереди, почти целиком состоящей из приехавших за северным сиянием китайцев. К слову, сияние накануне я тоже видел.

А еще — катался на собачьих упряжках,

и фотографировал полуденный рассвет, плавно переходящий в закат.

В общем, спрашиваю, мол, Матти, мне показалось, или LT3 и правда на льду держат лучше "девятки"? Финн огляделся по сторонам. "Это действительно так. Отличие LT3, помимо усиленной конструкции, в увеличенной на 4 мм общей длине металлического шипа, а также более глубоком (на 5 мм) протекторе. В итоге у них при прочих равных лучше зацеп на льду, они лучше гребут в глубоком снегу. Но на мокрой дороге управляемость у "девятки" будет лучше."

***
Текст и фото: Артем Ачкасов

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий