Наконец появилось желание писать о чем-то из жизни автомобиля. Но кое что потребуется наверстать в виде небольшой поездочки за новыми впечатлениями. А дело было в новогодние праздники. Съездив в Кострому и проводя снежные зимние дни за городом, выделил несколько часов для поездки в Черноголовский Военно-технический музей. Расположен он совсем не в черте города, а в стороне, в селе Ивановское.
Навигатор подсказывал, что езды минут на 50. Сначала по М-8 в сторону Москвы, а далее съезд на А-107. Помню, что погода была великолепная, все завалено снегом и он продолжал сыпать, машины ехали не спеша. На пересечении бетонки и Фряновского шоссе был остановлен сотрудниками ГИБДД, которые ловили нетрезвых водителей. Спросили только не клонит ли меня в сон. Услышав нет — пожелали счастливого пути.
От 107-ой до места ведет узкая живописная дорога через деревни и лесок. Практически около каждого дома хозяева чистили выезд и прилегающую территорию. Вот и указатель того, что мы движемся в верном направлении.

Перед входом парковка для посетителей, которая сперва показалась мне маленькой, но трактор оказывается расчищал ее оставшуюся большую часть.
Музей встречает воротами с кассой, пулеметной вышкой и списанным трамвайчиком. Вход для взрослого 200 рублей, еще 50 за фотосъемку. За последнюю, впринципе можно не платить, т.к. за все время у меня никто не спросил билетик с разрешением на нее.

Сам музей состоит из трех павильонов и множества уличных экспозиций. Большая часть из которых была засыпана снегом. Хотя над некоторыми имеется навес. Техника разной степени сохранности, в основном хорошей и отличной. Тематической привязки к павильонам нет. Есть стеллажи со старыми автоинструментами, стенд со свечами зажигания и спидометрами (моя слабость). Небольшие комнатки с радиоприемниками, швейными машинками и т.д. Какая-то часть первого корпуса посвящена советскому такси (в наличии макет 19 таксомоторного парка).
Про все рассказать не смогу. Выделю лишь несколько экспонатов, которые особенно понравились. Сразу скажу, что про военную технику почти ничего не будет, т.к. не люблю ее, хотя человечество лучше всего в этом преуспело.
Сначала прогулялся в первом попавшемся двухэтажном здании.
Сразу обратил внимание на старую “инвалидку”, как мы ее в детстве называли. И вспомнилась смешная история с ней связанная. Лет нам было по 13-14, лето, мы с друзьями на карьере купаемся и развели костер. И тут на ней к нам подъезжает знакомый мужичек по кличке “Колдун”, инвалид с рождения. Она была такого же красного цвета. А так как ему надо было зачем-то выпендриться перед нами — он решил проехаться по костру. Этакий аналог американского пляжного задиры. В этот момент машина глохнет прямо над огнем. Он начинает ее пытаться завести и вскоре запаниковал. Поняв, что машину нельзя бросать так, начал нас чуть-ли не плача умолять помочь столкнуть ее вместе с ним. Мы конечно помогли, выдержав драматическую паузу. Сразу после она завелась и он молча уехал к своей “банде”, расположившейся метрах в 100. Потом дохромал до нас, дал пачку сигарет в знак благодарности и сказал, что мы можем с ними посидеть, если хотим. После он никогда со своей шпаной до нас не докапывался)
Один цилиндр, 12 л.с., паспортная максималка 60 км/ч.

Мотоколяска С3Д
Какой же музей без “Запорожцев” из детства?
Чаще всего мне в жизни встречались именно 968-е.

Слева-направо: ЗАЗ-968; ЗАЗ-965; ЗАЗ-966
Следующая пара автомобилей заставила меня задержаться подольше — микроавтобусы. 10-местный РАФ-977ДМ с Волговским мотором. Очень нравятся мне своим видом и салоном все РАФики, особенно 2203, пришедший на смену этому. Хотя кол-во моделей данной марки можно сосчитать на всех трех пальцах фрезеровщика.
Вторая — проект того, каким такси будущего видел Юрий Долматовский. Он так и остался в единственном экземпляре — этом самом. На фабрику РАФ его пригнали своим ходом из Ленинграда через Таллин. А обратно через Вильнюс-Каунас-Минск. Изначально его планировали выпускать на агрегатах автомобиля Москвич-408, но позже подумывали об увеличении в размерах и переносе на агрегаты ГАЗ-21 или ГАЗ-24. Но не задалось, проект умер.

1. ВНИИТЭ-ПТ; 2. РАФ-977ДМ
Понравился вид из кабины Виллиса, этакий спартанский “Гелик”.

Такой вид открывается за рулем Willys MB
Заглянул в уголок экспериментальной летательно-плавающей техники.
Аппарат на воздушной подушке, который так же был выпущен в 1 экземпляре. Переднемоторная компоновка с агрегатом от “Бурана”. Передвигался с расчетной максимальной скоростью в 55 км/ч посредством нагнетания воздуха от винтов в подушку.
И макет амфибийного безаэродромного высокоэкономичного летательного аппарата нового типа “ЭКИП”, к которому я вернусь в конце рассказа.

1. Экспериментальный аппарат на воздушной подушке; 2. Макет амфибийного летательного аппарата ЭКИП
В наличии несколько Москвичей, помимо тех, что на фото ниже.

Слева Москвич-403; Справа — 407
Horch 830R — шасси легкового автомобиля большого класса, предназначенного для военных целей с простой зависимой подвеской всех колес в виде балок на продольных рессорах, как у грузовика. Колесная формула — 4х2. Наиболее известны командирские модификации с открытым кузовом типа кюбельваген без дверей. В Музее представлен более редкий вариант — закрытый универсал с деревянным каркасом, построенный знаменитым немецким кузовостроительным ателье Glaser. Horch — это Audi, вдруг кто не знает.
Volkswagen Typ 82 — командирский легковой автомобиль на базе всем известного “Жука”

1. Horch 830R; 2. Volkswagen Typ 82
Прогуливаясь по улице нашел ответ на вопрос о том, как экспонаты попадают на второй этаж.

Ну и считаю, что ГАЗ-3105 незаслуженно задвинули на задний план. Моя любимая Волга. Даже ГАЗ-3111 мне не так симпатичен внешне, как “ноль пятая”. Всего их было выпущено 55 автомобилей.

ГАЗ-3105

ГАЗ-14 Чайка
Прогуливаясь по снегу и осматривая уличные экспонаты…

1. Друг подсказал, что это Т-44 (или Т-54) и СУ-152; 2. Пассажирский катер представительского класса МОСКВА; 3. Ан-2
Больше всего мне понравились эти экспозиции под навесами. Большую часть из которых составляют гиганты СКБ В.А.Грачева. Спецавтомобили на базе АМО ЗИЛ.
Аэросани А-3ПС — продуманная конструкция допускала эксплуатацию аэросаней-амфибии без каких-либо изменений в течении всего года: зимой – на снегу и льду; летом – на воде; осенью и весной – на тонком непрочном льду и на воде.

НА переднем плане Аэросани-амфибия СКБ А.Н.Туполева А-3ПС
Ниже коллаж из некоторых внедорожных автомобилей, о которых чуть выше упомянул.
Отмечу лишь только то, что Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 был разработан на шасси МАЗ-543(73101), а не ЗИЛ.

1. ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2); 2. ЗИЛ-Э167; 3. Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01; 4. ЗИЛ-135Э
Понравился этот “малыш”, спрятавшийся между титанами своего дела.

Итальянский пожарный автомобиль OM CL-51
Заглянул в последний павильон. Большая часть его посвящена пожарным спецавтомобилям и бренду GM (General Motors).
Больше всего выделяется Пожарная машина АТ-С на гусеничном шасси с дизельным V-12 от танка.
Ну и понравился рядом стоящий и сверкающий хромом Ford Model 798T.

Пожарная машина пенного тушения на шасси АТ-С модели 712 и Ford Model 798T
Очень большая коллекция модификаций Ford T.

Ford Model T Touring
С такого ракурса Speedster и Roadster выглядят великолепно.

Слева-направо: Ford Model T Speedster и Ford T Roadster
Ну и собственно в последнюю очередь посмотрел тот самый “ЭКИП” в натуральную величину. Выглядит фантастически даже сейчас. Разработка 80-90 годов совместными силами Саратовского авиационного завода, Авиационного концерна «ЭКИП», НПП «Триумф», РКК «Энергия» им.С.П. Королёва, МКБ «Прогресс», НПО «Сатурн», Центрального аэрогидродинамического института (ФГУП ЦАГИ) им. профессора Н. Е. Жуковского, НИИ «Геодезия» и других предприятий. Всего было изготовлено два аппарата с индексами Л2-1 и Л2-2.
Предназначение: перевозка пассажиров и грузов. А так же для работы в сложных условиях и спасательных операций на воде.
Двухрежимный двигатель АЛ-34 может работать на керосине или на специальном экономичном водно-эмульсионном топливе. Особо следует отметить возможность использования на аппаратах «ЭКИП» газового топлива: природного газа, водорода.
Проект был полностью остановлен в 2001 году из-за отсутствия финансирования.

Прототип ЭКИП в натуральную величину
Я рекомендую этот музей к посещению, коллекция в хорошем состоянии, экспонаты очень интересны. Много интерактива: пострелять из оружия, покататься в кузове военного автомобиля, полазить внутри танка, поесть в полевой кухне и т.д.
Вернулся домой в прекрасном настроении и с новыми знаниями. Летом обязательно поеду туда еще раз, но только с сыном.

Некоторая информация по моделям была взята с официального сайта музея — гвтм.рф

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий