На днях мне удалось лично осмотреть прототип ЗАЗ-966, хранящийся в Политехническом музее. Машина просто невероятно интересная, хотя бы потому, что представляет собой не какой-то там ранний досерийный экземпляр, а самый что ни на есть экспериментальный, опытный концепт-кар, который с серийной моделью имеет общую лишь компоновку и сходный дизайн.

Но обо всем по порядку.
Эту машину в узких кругах принято называть "Вариант IV", все потому, что в одном министерском альбоме, сходный автомобиль, только белого цвета, и с "крыльями" вместо решетки, был отмечен как "вариант 4".

фотография альбома

Точной даты, когда был построен прототип из политеха, или даже скорее не построен, а приобрел тот вид который он имеет сейчас(черный цвет и решетка спереди) я не знаю, но в прессе он стал светится примерно в 65 году.

Тогда в газетах появилась известная фотосессия где эта машина позировала на фоне БелАЗа
(эти фото есть в моем альбоме запорожцы)
, в то же время в архиве ТАСС, фото с белазом датируется октябрем 1964 года. но с датировками в фотобанках часто бывают ошибки, так что даты еще предстоит уточнить.

фотобанк тасс

Так или иначе со слов хранителя музея известна примерная дата поступления машины в фонды "политеха" — лето 1966 года. Тогда музей готовился к какой-то крупной всесоюзной выставке, и на все автозаводы были разосланы указания предоставить автомобили.
Кстати прототип 966 не единственная машина, которая сохранилась в коллекции музей со времен той выставки, несколько других автомобилей тоже были переданы в музей в 1966 году.

В интернете кстати есть вот такая фотография этой машины:

Дата ее не известна, но явно видно, что это "выставка", рядом лежит подвеска, что-то похожее на какой-то двигатель, и на них есть бирки, по всей видимости с текстом.
Обратите внимание что машина на фотографии "комплектна". На крышке багажника есть эмблема и поворотники — "на месте".
Я могу предположить, что эта фотография как раз с той выставки, ради которой "Коммунар" передал автомобиль "политеху"

Какие-то фотографии этого экспериментального ЗАЗ-966 уже есть в открытом доступе:
— на cars.photo
и еще несколько у elSerge в блоге
поэтому я старался фотографировать то, что еще не было показано "широкой" публике

Итак:

вид сзади

необычный задний фонарь

задняя подвеска и кпп

днище

обивка дверей

козырьки

задний диван

подрулевая область

моторный отсек

моторный отсек

моторный отсек

моторный отсек

замки дверей

багажник

пробка заливной горловины бензобака

подфарники и решетка

передок

номерной знак

колпаки колес

правое крыло

вид спереди

вид на решетку сзади

Детально все описывать наверное нет смысла, потому что как говорится, "лучше один раз увидеть"
Главное "открытие" для меня — моторные и багажные отсеки:
— расположение бензобака на дне багажного отсека и заливная горловина
— оперение двигателя и воздуховоды и их отличие от серийных

В завершении, я хочу сказать пару слов. Я очень хотел увидеть эту машину. Я ее увидел… и мне теперь с этим жить…
Главное что я понял, что эта машина имеет мало общего с серийным ЗАЗ-966, Я с трудом понимаю, как ее правильно называть. Есть много слов: "экспериментальный", "опытный", "прототип", "концепт-кар". И я еще придумал одно свое, которое, как мне кажется, лучше всего описывает сущность этого автомобиля — это "черновик".
ЗАЗ-966 в коллекции политеха — это черновик, потому, что серийная машина похожа на него только по дизайну, все кузовные панели, все внутренности, салон, приборка, оперение двигателя, компоновка багажного отсека все "другое".
Говорить о том, чем он отличается от серийного автомобиля, как мне кажется — не правильно, нужно говорить о том что у них общее. общий у них двигатель и наверное колеса, а в остальном — это совсем другой автомобиль, который существенно преобразился для старта серийного производства.

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий