Ровно 25 лет назад, 12 января 1994 года, под прицелами кинокамер и фотоаппаратов, первая партия автобусов Mercedes-Benz Turk O325 впервые выехала за ворота Парка и разъехалась по маршрутам города. Семь новеньких машин с гаражными номерами 22, 98, 207, 437, 281, 245 и 482 начали свой жизненный путь. Но… машин ведь было куплено 10, куда делось еще три?

В то время как семь автобусов уже вовсю накатывали первые километры по маршрутам города, оставшиеся три — с гаражными номерами 291, 401 и 410 — стояли в кузовном цеху. В подробности простоя посторонних старались не посвящать, но молва все равно поползла : "-Три машины уже разбили! Вдребезги, еще при перегоне! Вот и покупай иномарки, эх!"

На деле все было не так драматично. ДТП действительно было — и что самое обидное, всего в паре километров от Ставрополя. На подъезде к городу Михайловск три машины немного отстали от колонны — сказывалась усталось водителей от дальней дороги, пройденной с минимумом остановок (напомню, автобусы своим ходом перегоняли из Болгарии, до которой доплыли на пароме из Стамбула). Водитель первой машины, которой впоследствии присвоили гаражный номер 291, остановился на светофоре, следующая машина — 401 — тоже, а вот будущий борт 410 не успел — водитель тормозить хоть и начал (к счастью, иначе последствия были бы в разы хуже), но слишком поздно — и ударил 401й борт, который в свою очередь "догнал" 291й!
"- Перед Шпаковкой* мы немного растянулись. Дом был близко, расслабились уже, да и устали. К тому же ночь на дворе. Кто-то из шедших позади стал мигать фарами — оставшаяся колонна из 7 машин прижалась к обочине в районе Танка**. Решили подождать отстающих. Пять минут стоим, десять, двадцать — никого. Кто-то развернулся и поехал обратно. Подождали ещё 15 минут — никто не вернулся, фар вдалеке не видать. Решили ехать за потерявшимися все вместе. Подъехали и обомлели — три новых машины разбиты, той что была по середине (будущий 401) досталось крепче всех. Ребята, сидевшие за рулем, за эти полчаса будто постарели лет на 20 — все боялись ехать в парк и самое главное — боялись последствий." — Алексей Кравченко, водитель машины 245.

1997г, реклама нового Такси-001, о котором я писал ранее
*Шпаковка — соседний город, 3км от Ставрополя.
**Танк — мемориал на въезде в Ставрополь.
Естественно, встреча в парк была уже не такой радостной. Три битых автобуса сразу загнали на мойку — ночью спрятать их можно было только там. Водители не находили себе места — кто-то курил сигарету за сигаретой, кто-то без конца трясущимися руками поправлял пышную шевелюру, кто-то бегал взад-вперед, бормоча что-то неразборчиво-матерное. С минуты на минуту должен был приехать директор парка Бочеров, которому позвонили посреди ночи и сообщили две новости сразу — хорошую и не очень.

Николай Иванович стоит между двух женщин в белом. Мерседес на заднем плане, судя по наклейке Tenex-M на стекле и трафаретом 1 маршрута — борт 207 из первой партии. 1997г
В звенящей ночной тишине послышались приглушенные голоса:
— Где?
— На мойке спрятали, Николай Иванович. Мало ли.
Кто-то быстрым, уверенным шагом пошел в сторону мойки. Водители перестали курить и метаться — все вытянулись по струнке и замолчали. "Ну, мужики, всё…"
Дверь распахнулась, и в помещение буквально влетел высокий седой человек в черном бушлате.

В середине-Николай Иванович Бочеров, директор СПАТП-1. До сих пор бывшие работники парка называют его не иначе как Отец.
Бочеров окинул взглядом всех присутствующих:
"-Все целы? Травмы есть, врач нужен?" — голос директора был привычно громким, но очень уж спокойным.
Водители, ожидавшие совсем другой реакции, немного растерялись и лишь покачали головами.
-"Ну и славно. Идите домой, завтра разберемся. Ничего страшного нет, починим. Только не вешайтесь там, иначе кто на Мерсах работать будет?"
Все с облегчением рассмеялись и пошли в сторону выхода. В служебном ЛиАЗе с надписью "Дежурный", развозившем всех участников перегона по домам, было тепло, и уже через пять минут все задремали, к тому же дальняя дорога и события последних двух часов давали о себе знать. Некоторые участники тех событий спустя 25 лет говорят, что так сильно не нервничали никогда.

Куртка Мерседес выдавалась с каждым автобусом, вместе с зажимом для галстука и шариковой ручкой. Куртки донашивали уже как жилетки и все равно не хотели выбрасывать…
На следующий день приступили к разбору полетов. На деле все оказалось не так фатально — у всей троицы были серьезно помяты бампера и на двух машинах — той, которой досталось больше других и на той, что собрала всех в кучу — сломались силуминовые кронштейны стеклоочистителей. Фары и стекла, к счастью, остались целыми — во все времена именно они считались дефицитом, хоть с Мерседесами и были закуплены в избытке. Собственно, как и другие запчасти : каждый автобус вёз с собой немалое количество "приданого" — от расходников вроде колодок, ремней и фильтров до более серьезных и дорогих вещей — стекол, фар, тормозных барабанов, новых оригинальных "показометров" в приборную панель, новых колесных дисков и многого другого. (Кстати, в Стамбул на завод Отомарсан с водителями летал тогдашний мэр Ставрополя М.Кузьмин. Много раз от разных людей слышал, что один из автобусов был забит дорогой итальянской кафельной плиткой — возможно, эти два факта как-то связаны между собой:).

борт 437
И среди этого "много другого" таки не нашлось силуминовых кронштейнов дворников — их пришлось изготавливать на ставропольском заводе Нептун. Пока необходимые детальки по-тихому изготавливались на, на минуточку, оборонном закрытом предприятии и выносились кем-то из работников в толщах зимней одежды, слесари кузовного цеха работали с пострадавшими бамперами и замешивали краску максимально похожего на оригинальный оттенка.

Борт 281, пропавший в 2012г, шестью годами ранее…
Через неделю пострадавшую троицу пустили на три самых непростых маршрута — 291й на маршрут 14, соединявший две окраины города, 401й — на маршрут "1 12й км — ЖД-Вокзал" и 410й — на мой родной 9й маршрут "Мебельный комбинат — улица Пестеля", с которого и началось моё увлечение автобусами.

За следующие два года к десяти Мерседесам прибавилось еще тридцать. Немецкие машины турецкой сборки зарекомендовали себя с лучшей стороны — мощные, быстрые, неприхотливые и очень, очень надежные.

Ни у одной из 40 машин не было серьезных поломок, сцепление в городском режиме езды прожило 700-750 тысяч километров, а самой серьезной поломкой был потекший радиатор отопителя салона.
Конечно, была масса аварий, мелких и не очень.

Неприятность в биографии 410, 2006г
Машину номер 245, например, ударил в передний правый угол юноша на новенькой, модной в середине 90х "девяносто девятой" — даже отец водителя, майор милиции, не смог "отмазать" паренька от ответственности.
Эта же машина 245 наехала внутренним задним правым колесом на неплотно закрытый канализационный люк на Старомарьевском шоссе, который при наезде подскочил и разбил алюминиевый поддон двигателя. На памяти работников СПАТП это был единственный случай, когда Мерседес привезла домой "техничка".

401 на ТО перед отправкой на гастроли в МО. Последние гастроли…
После развала Парка в 2006 машины постепенно стали расходится по частникам. Первой бесследно исчезла машина из первой партии — с гаражным номером 482 : списана в утиль аж в 2008 году (к слову, единственная официально списанная машина из всех 40 — документы от остальных живут своей жизнью). Что произошло с Мерседесом и куда он исчез так рано — загадка не только для меня : ни один из ныне живых водителей так и не вспомнил подробностей. Но все когда-то станет явным…

одно из двух имеющихся фото
Остальные же девять машин в полном составе, но в разных организациях работали до 2012 года, пока постепенно не стали тихо умирать из-за отсутствия нормального ремонта и обслуживания.

Ничего необычного, просто Мерседес в остатках ставропольской рекламы в Подмосковье
Новые хозяева не желали вкладываться в уже немолодую технику, а просто выжимали из нее все соки.

Машину 207 новые хозяева из того состояния, что на фото, доведут до полного аута чуть более чем за пару лет. Через год после фото при попытке избежания ДТП врежется в цветочный магазин на Юности — к счастью, без жертв
Когда же машина вставала окончательно и бесповоротно, ее резали в металл, почти не оставляя запаса запчастей. Чуть больше повезло двум машинам из первой партии — 437 и тому самому 410 : первый покинул маршруты в 2017 году, а второй — работает и сегодня.

Яндекс.Панорамы, 2014 год. Борт 437 пережил МАЗ, будучи старше втрое! МАЗ уже давно подпирает забор…
Самый первый, самый пожилой (назвать старым все еще язык не поворачивается, несмотря на то, что он — чуть ли не самый ранний из всех оставшихся О325, выпущенных когда-либо в принципе), самый везучий и самый-самый последний. И к сожалению, скорее всего этот год — последний для него : уставший кузов никто чинить не будет, и по видимому машина доживает последние месяцы, а то и дни, пока не закончится действующая страховка. После этого славный борт 410 пожертвует двигатель одному из менее везучих собратьев и отправится в лучший мир — такая же участь постигла машину 437 годом ранее.

последний день работы 437. Через пару дней двигатель переставят в другой кузов.
И каждый раз, когда я вижу 410го в городе, я вспоминаю детство. Вспоминаю, как ранним субботним утром стоял с мамой на остановке и при виде ПАЗиков или ЛиАЗов 9го маршрута просил маму подождать еще — вдруг приедет Мерседес с номером 86-50 ССШ? Вспоминаю, как с радостью запрыгивал на самое первое сиденье и наблюдал за водителем — как он плавно переключал передачи, как аккуратно на остановках нажимал на кнопки открывания дверей, которые открывались с тихим плавным шипением, наблюдал на мелкие волны в ведре воды, стоявшего на нижней ступеньке в дверях водителя — вода не стремилась выплеснуться даже в поворотах!

Знакомый с детства салон 410. На ранних машинах салон был бежевый с коричневыми кожаными лавками, форточки — в каждом окне. Заплатка на полу — привет из 2004 : один персонаж заполз в салон с мешком цветмета и швырнул его на пол, чем изрядно его подпортил…
Вспоминаю, как навстречу проезжал не менее родной борт 407 или 414 (который, к сожалению, уже не с нами) и водители с улыбкой сигналили друг другу. Вспоминаю, как было хорошо и спокойно, и как я с восхищением рассказывал дедушке по прибытию на каком крутом и быстром автобусе я ехал. Вспоминаю как неотъемлимую часть моего детства, и без сомнения могу заявить, что проездил на 410м всю жизнь — ведь я родился на следующий день после выхода первой партии машин на линию — 13 января 1994 года.

2006 год. Не исключено, что где-то в салоне сидит маленький Paolo26

410 на перерыве, лето 2017

В статье использованы фотографии Вадима Горбачева, Алексея Руденко, Александра Козлитина, Александра Кравченко, Андрея Михайлова и ув. Sasha-Fazan, статьи из газет Вечерний Ставрополь и Ставропольская правда, скришноты из фильма "Автоколонна-2. Дорога длиной в 70 лет"
СОБИРАЮ фотографии и любую информацию о транспортных предприятиях города Ставрополя и Ставропольского края, и предметы, связанные с ними (маршрутные таблички, путевые листы, таксометры, компостеры, значки, вымпелы и любую другую атрибутику). Писать в ЛС или vk.com/paolo_2137. Буду благодарен за репост!
Так же в блоге:
Хотел быть Икарусом, но не стал. История автобусов ЛиАЗ-5256 в Ставрополе
ЛиАЗ-5256 на бумаге
"Соната-6, всем Сонатам добрый день". Приключения неизвестных корейцев в России
История одной коллекции
из жизни Зеленокумского АТП
Март-1979, Ставрополь, Лиаз-677
О поисках, людях и "отношении к истории" (с)
Парад транспорта 2018. Часть 1
Парад транспорта 2018. Часть 2
Немецкие "гармошки"- в Ставрополе (с)
Всем обрубкам обрубок!
Турки в городе. История Мерседесов О325 в Ставрополе.

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий