Шершавая, как собачий язык, лента автобана несет меня из деревенской Сербии в городскую. Кругом бескрайние поля, над ними высятся опоры ЛЭП. Еще выше — расчерченное редкими инверсионными следами от самолетов небо. Раннее утро, машин почти нет. О существовании жизни на этих просторах напоминает только низко висящая над дорогой дымка — печи тут топят углем.

Пригороды Белграда — цепляющиеся друг за друга панельки разной высотности. Разномастное остекление лоджий, бородавки кондиционеров на стенах, разрисованные граффити первые этажи. На обочине — рекламный щит, на котором российский флаг, свернувшись почти лентой Мебиуса, становится сербским.

"Партнерство ради будущего", или как-то так. Это реклама NIS — крупнейшей по капитализации компании в Сербии, местной дочки "Газпромнефти". Похоже, вся сербская нефть принадлежит "Газпрому".

Дальше — еще больше российского. Пробки, обочечники. Гремящие на весь город старые трамваи. И настоящий парковочный ад в тесном центре города. Как обычно, дорога к нему была устлана благими намерениями — наладить парковку, но что-то пошло не так.

Смотрите сами. Вся парковка в центре делится на зоны. Парковочные места есть на каждой улице, обычно с двух сторон. Первая зона, красная, в самом-самом центре, допускает парковку только в течение часа, который стоит на наши деньги 40 рублей. Вторая, желтая — два часа парковки, 38 рублей. Третья, зеленая — 3 часа, 35 рублей. Далее — синяя зона, парковка без ограничений, по 20 рублей в час.

Плата за парковки взимается только с понедельника по пятницу с 7 до 21, в субботу с 7 до 14, в остальное время парковка бесплатна. После пяти вечера на 400 местах вокруг центральной городской больницы парковка бесплатна.

Жители независимо от зоны проживания покупают резидентное удостоверение по 300 рублей в месяц. Юрлица с офисами в центре могут купить для сотрудников месячный билет, самый дорогой — в красную зону, 6000 рублей в месяц за одно место. 5000-5500 стоит месячное место в одном из многих подземных гаражей. Час парковки в них для тех, у кого нет месячного билета — 60-120 рублей. Штраф за неоплату парковки составляет 1200 рублей, но если машина мешает — эвакуация, стоит 7000 рублей + штраф за неоплату парковки.

Все это звучит достаточно логично, но есть один маленький нюанс — припарковаться тут в центре физически невозможно! Забито вообще все, плюс люди стоят на "аварийке" вторым и третьим рядом, если позволяет ширина дороги.

В итоге в будний предпраздничный день я потратил в Белграде почти три часа на поиск парковочного места, кружа по центру в поисках местечка и наблюдая до боли знакомую работу эвакуаторов и пеших инспекторов частной службы "Паркинг Сервис", собирающей мзду за парковку.

Припарковав свой Outlander на внезапно освободившееся крохотное место (спасибо камерам кругового обзора, без них не справился бы), после двух часов наматывания кругов, я понял, что для оплаты парковки нужна местная симка, так как ни с одной из российских и европейских симок оплатить парковку невозможно. Найти почасовые парковочные билеты — тоже. Зря парковался, выходит…

В итоге с огромным трудом нашел место в трех с половиной километрах от нужного мне места, Белградского автомобильного музея, на подземной парковке торгового центра за 200 рублей в час, заняв там едва ли не последнее место.

Поскольку торговый центр располагался около белградской крепости, я решил прогуляться, и эта прогулка вызвала смешанные чувства.

Экспозиция военной техники в стране, проигравшей войну, всегда выглядит немного двусмысленно, хотя подборка старой бронетехники наверняка заслуживает внимания

Ракетные комплексы С-125 "Нева" в 1999 пытались защитить город от бомбежек НАТО. Не вышло.

После этого — полтора часа пешком до музея, так как система общественного транспорта тут не сотрудничает с операторами онлайн-карт, построить маршрут через Google невозможно, уличных схем нет. Да и соваться в переполненные автобусы (не видел такого с девяностых годов, чтобы лица плющились о двери) мне совсем не хотелось.

Туристический центр, а точнее, главная туристическая пешеходная улица в центре Белграда внимания не заслуживает — это обычный "Арбат" в плохом смысле этого слова; тут невозможно узнать что-то о городе и его обитателях, разве что купить сувениры и закусить сомнительного вида (хотя и вкусной) котлетой-плескавицей.

Чтобы увидеть Белград настоящий, нужно свернуть с маршрута, заглянуть во дворы — и насладиться мрачной, обшарпанной, но очень сочной и подлинной эстетикой жизни балканских славян.

Внутри разрисованных красками дворов-колодцев, соединенных галереями, город предстает очень притязательным муравейником, где у каждого своя роль и функция. Вот тут седобрадый старик что-то шьет из лоскутов на стареньком “Кёхлере”, в соседнем помещении чинят мопеды, рядом шкворчит огромная сковорода, кого-то стригут… Полное ощущение, что находишься не в центре европейского города, а где-то в Азии, например, в Ханое.

По дороге к музею, о котором я расскажу отдельно, пришло еще одно открытие.

Поскольку я в течение пяти часов шарился вокруг одних и тех же парковок, стало понятно, что многие люди просто бросают автомобили на ограниченных по времени местах на весь день — 1200 рублей штрафа для владельца дорогой машины не деньги, а т.к. он запаркован по правилам — эвакуировать его никто не может. Что сказать, очевидно, что автомобилей тут слишком много для города с населением в 1.4 миллиона жителей. Знакомая картина?

Белградский автомобильный музей — это очень интересная частная коллекция, о которой скоро вам расскажу

После посещения музея — снова пешком, к главной достопримечательности города. В самом центре столицы стоит квартал зданий министерства обороны и генштаба, разрушенных в результате бомбежек сил НАТО в 1999 году.

Но бомбили “союзники” не только военные объекты и резиденцию Милошевича. Высокоточные ракеты ударили в телецентр и телебашню, детскую больницу и родильное отделение больницы "Драгиша Мишович", электростанции, аэродромы, нефтехранилища, бизнес-центры, посольство Китая, штаб-квартиру Социалистической партии Сербии. Центр Белграда горел адским пламенем, и лежал в руинах.

Авиаудары, целью которых было сломить диктатуру Милошевича, проводились и по мирным деревням с албанским населением, по пассажирским автобусам и, затем, по прибывшим на место происшествия врачам. Всего в ходе операции “Союзная сила” авиация НАТО выполнила 35 219 вылетов, сброшено 23 000 ракет и бомб. Тысячи мирных жителей погибли…

В память об этих событиях, часть зданий оставили в разрушенном виде. Это здания МО и Генштаба, а также Дом Радио и Телевидения, уничтоженный ракетой “Томагавк” вместе со всеми сотрудниками. Что тут сказать — принципы внедрения “демократии” — едины во всем мире, работает только право сильного.

Бродя между огороженными заборами взорванными высотками, глядя на искореженные оконные рамы и снесенные, словно стены карточного домика, перекрытия, думаешь только об одном — чтобы однажды “зарубежные партнеры” не прислали тебе домой ракет с целью демократизации твоего сознания и образа жизни.

На стенах Белграда частенько встречается это графити — внизу слева. Это сцена расстрела из фильма Кустурицы Андерграунд, очевидно, являющаяся отсылкой не только к событиям на Балканах, но и к расстрелу семьи румынского диктатора Чаушеску

После просмотра руин и подобных мыслей в голове, хочется поскорее сбежать с улицы Князя Милоша и вообще — из Белграда. С постамента куда-то сквозь меня смотрит русский царь Николай II. Я же смотрю под ноги, на грязную брусчатку. Кажется, не хватает воздуха… Ночевку в Белграде я решил отменить. Еду дальше, прочь от больших городов и их тяжелого наследия.

***
Читайте также другие посты из моего путешествия в Болгарию на Новый год 2019:

— В Болгарию на машине? Зимой? Да! Пост-инструкция + бюджет
— Едем в Европу через Беларусь. Новые правила таможни 2019. Личный опыт
— Штольня “Черная Форель” и бюджетная ночевка в замке
— Горные перевалы и Нитранский замок
— Неожиданная Братислава: Без людей и не как в "Евротуре"
— Бункеры на границе Словакии и Австрии
— Город-крепость Комарно, Словакия-Венгрия
— Город Нови-Сад и Петроварадинская крепость в Сербии
— По следам фильма “Черная кошка, белый кот” в Сербии
— Руины после бомбежек, тайное очарование и скорбь Белграда
— Белградский автомузей
— Из Суково в Поганово по опасной горной дороге
— Троянский перевал
— Болгарские зарисовки
— “Храм” болгарской компартии Бузлуджа
— Долина смерти в Словакии

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий