Наблюдая над аспектами мироустройства, нельзя не поражаться иронии создателя — особенно, если считать каждого из нас его частичкой. Вот смотрите — Россия такая огромная страна, но жизнь така устроена, что почти пятая часть всего населения проживает в Москве и окрестностях. В поисках лучшей жизни мы переезжаем в крупнейший город страны, мы застраиваем его человейниками, и мы потом жалуемся на пробки и дорогие парковки. Я говорю “мы”, просто чтобы не отделять одних представителей народа от других, ведь если бы все было настолько черно-белым, давно можно было бы отделить мух от котлет. К чему это я? Так вот, Сербия.

Пограничный переход Реске-Хоргош из Венгрии — по второстепенному шоссе, чтобы не стоять в очереди на автобане. Коридор тут только один, да и сам кордон общий. В одном окошке похожей на ларек будочки — венгерский усач, во второй — седой широкоплечий серб. Улыбаются, по очереди, оба. Ничего кроме документов я не показываю ни тому, ни другому. Тем, кто проводил ночь на брестском мосту, и выгружал весь автомобиль на снег на усладу белорусскому самодуру, такое и представить трудно. И непохоже, что дело в какой-то особой любви сербов к русским — а скорее, и вовсе не в этом, ведь никто при мне кроме документов ничего служивым не показывал.

“Добродошли!” Придорожный плакат приветствует меня, фотография на память. Дальше начинаются параллели. Провинциальная, пахнущая сжигаемым в печах углем Сербия похожа на российскую глубинку — куда-нибудь ближе к Кавказу. Неухоженность, серые стены глинобитных домиков.

Чуть ближе к городам — недостроенные дома. Нижний этаж жилой, верхние два — бетонный скелет с торчащей в небо ржавой арматурой. Окраины городов — грязные, липкие обочины, редкие полузаброшенные заводы, серые от грязи заборы склады стройматериалов. Вывески на понятной кириллице усиливают сходство, не хватает только повсеместного профнастила. На грязной дороге — знакомые крупнокалиберные ямы. Подвеска Outlander удар держит, но все равно — потряхивает…

На этом фоне Черногория, которую я объехал вдоль и поперек, кажется куда как более уютной, и Бог с ним, что за ввоз квадрокоптера у них полагается его конфискация плюс крупный штраф. В Сербии, к слову, закон аналогичный — с коптером попрощаешься, штраф заплатишь, разве что, в тюрьму не засадят.

Второй по величине город Сербии, Нови-Сад, по отзывам туристических сайтов предстает, буквально, как “сербские Афины”, культурный центр Сербии. Судя по всему, это действительно так, но совсем не по причине визуального сходства местных достопримечательностей с Парфеноном. Исторически возникший как поселение православных сербов на левом берегу Дуная, и позже дополненный католическим Петроварадейном, разросшимся вокруг одноименной крепости на другой стороне реки, ныне Нови Сад действительно аккумулирует культурные традиции страны, но это совсем не означает, что речь идет об исконно сербских народных традициях.

Два шага от центра, и Нови-Сад выглядит не так уж и живописно, как это расписывают путеводители

И тут я снова вынужден вспомнить про сходство Сербии и России. В Европе на Рождество города пустеют. Семейный праздник! Очевидное буйство — лишь в новогоднюю ночь. Но только не в Сербии. На каникулы, похоже, вся страна съезжается в города, чтобы навестить родственников, посидеть в красивом ресторане или пройтись по магазинам.

Ничего не напоминает? Так вот, еще одна общая черта, сильно роднящая Нови-Сад и столичный Белград с Россией — это парковочный ад. Мест для парковки в пешей доступности от центра нет в принципе, машины стоят битком, во всех возможных “нычках”. Все парковки — платные… Чуть подробнее об этом я расскажу в следующем посте про Белград, ну а пока просто примите как данность — чтобы найти парковочное место в центре — я потратил два часа непрерывного кружения вокруг пешеходного центра, и безуспешно — окошко оказалось в месте, где парковаться можно только на час. Единственный в центре многоэтажный паркинг также был занят полностью.

Таким образом, попасть в арендованные апартаменты не представлялось возможным. Я позвонил хозяину, и попросил отменить бронь. Он ответил отказом, но вскоре смягчился и пообещал отдать мне свое личное парковочное место. Которое, к моему удивлению, оказалось “белым пятном” на карте платных парковок — крошечный пятачок в “красной” зоне, где парковаться можно только час, между последним платным парковочным местом на этой улице и знаком запрета парковки. Но как Йован и обещал, штраф мне за два с дня стоянки никто не выписал. 30 евро за ночь — и я живу в шикарных двухэтажных апартах в историческом доме прямо на центральной площади города.

Вышел из апартов, и ты в самом центре. Отличные апартаменты в центре Нови-Сада на Новый Год можно снять за 30-35 евро в сутки. Отель с четырьмя звездами на фронтоне в праздники обойдется дороже, от 50 евро, но за эти деньги вы вправе рассчитывать на хороший по сербским меркам сервис и наличие парковки. Например, подземная парковка есть в потертом, но весьма атмосферном, Planeta Inn, в нем я останавливался на обратном пути. Желающим уединения рекомендую отель Leopold I, расположенный прямо в крепости. Но учтите, что раз в год в июле тут проводится один из крупнейших в Европе музыкальный фестиваль EXIT, в это время тут будет немного шумно.

Самое время отдохнуть — прогуляться по симпатичным пешеходным улочкам, застроенных в типичном австро-венгерском стиле, а вечером отправиться на площадь — чтобы наконец-то насладиться щедрой местной кухней не в кафане, а прямо на улице.

Сербская кухня нарочито проста, но от этого не менее вкусна. Сытные пряные сардельки, и местный хит — котлета-плескавица, подаваемая с питой, овощами и острым соусом. Порции огромные, что на улицах, что в ресторанах, если по дурости вы не зашли в модное заведение для хипстеров — в Сербии они, оказывается, тоже водятся. А так, плотный ужин с пивом обойдется примерно в 500-700 рублей на человека.

Конечно же, запивая все это маслянистой ракией.

Наутро, перед продолжением пути — Петроварадинская крепость.

Это одна из крупнейших крепостей в Европе. Сооружена по проекту маркиза Себастьяна де Вобана в 17-18 веках

Въезд в Петроварадин.Подогрев лобового стекла в массе портит некоторые фотографии (на них можно увидеть вертикальные спирали нитей), но однажды попробовав такую опцию в деле, отказаться от нее невозможно.

Крепость оказалась более дружелюбной к туристам, если не считать повсеместный отказ принимать карты. Пришлось ехать обратно, за Дунай, чтобы найти банкомат. 300 динаров (190 рублей) — билет в музей, столько же — в подземные катакомбы крепости. Зато парковка в крепости абсолютно бесплатна!

Въезд в крепость не расширялся во время реконструкции, поэтому он представляет собой узкую брусчатую дорогу с воротами и тоннельным участком. На въезде — реверсивное движение — внимательно смотрите на сигналы светофора.

Старые форты — поросшие травой каменные валы, глубокие рвы, перекинутые через них деревянные мосты.

Музей — как музей. Старое оружие, скромные по русским и западноевропейским интерьеры палат.

Экспозиция про полевые госпитали первой мировой заставляет пожалеть, что сербская кириллица так понятно.

Посещать крепость лучше с утра, чтобы до 12 часов — времени начала экскурсии под землю — успеть в одиночестве побродить по выставочным залам и жилым помещениям, а также оценить масштаб колодца диаметром в несколько метров.

Эхо войны давит даже спустя сотню лет. И дело даже не в том, что Нови-Сад многократно подвергался американским бомбардировкам совсем недавно — всего 20 лет назад…

Вид с бастиона крепости с высоты 125 м над уровнем моря

Петроварадин во всей красе открывается с высоты. Город-крепость.

Многокилометровые тоннели под крепостью, часть — сквозь элементы римского фундамента, и построенного поверх французского монастыря — это интересно.

Часовая экскурсия и примерно полтора километра подземелья — наглядно показывают высокое стратегическое значение этой крепости, называвшейся в свое время “дунайское Гибралтаром”. С 15 и до конца 17 веков тут властвовали турки. По Дунаю проходила граница между христианством и исламом. Позже турок вытеснили Габсбурги, которые и возвели это чудо фортификационной инженерии того времени. Крепость завоевать так и не удалось, и границы христианства стали немного шире…

Общая протяженность тоннелей под Петроварадинской крепостью составляет около 16 км. Для туристов доступно всего полтора.

Неровный кирпич стен, потеки раствора. На первый взгляд, небрежно, но ведь стоит сотни лет без признаков разрушения. Вентиляция в тоннелях отличная, воздух сух и свеж. Вот со светом беда — те, кто жил в подземных казармах, в период осады могли не видеть его подолгу. Бойницы с выходом наружу — лишь в некоторых местах. В остальных — возможность оттачивать навыки по строительству баррикад и перекрестному методичному расстрелу пробравшихся в катакомбы неприятелей.

Нови-Сад действительно сильно отличается от других городов Сербии, вместе с тем, это неотъемлемая часть сербской культуры. Имперское прошлое и довольно бедное, но не лишенное достоинства настоящее. Все это делает Нови-Сад действительно интересным местом для способного впитывать и чувствовать туриста. Главное, не забудьте заранее позаботиться о парковке! Жить на пешеходной улице в центре, это, конечно, круто — но лучше найти отель с подземным паркингом чуть подаль.

Спасибо всем за внимание, надеюсь, этот рассказ вам понравился. Если так — буду рад вашим комментариям. И не переключайте канал — в следующей части мы отправимся по Сербии дальше, и посетим заброшенный ныне дворец, в котором снимали фильм “Черная кошка, белый кот” знаменитого сербского кинорежиссера Эмира Кустурицы.

Читайте также другие заметки про путешествие в Болгарию на Новый год:

— В Болгарию на машине? Зимой? Да! Пост-инструкция + бюджет
— Едем в Европу через Беларусь. Новые правила таможни 2019. Личный опыт
— Штольня “Черная Форель” и бюджетная ночевка в замке
— Горные перевалы и Нитранский замок
— Неожиданная Братислава: Без людей и не как в "Евротуре"
— Бункеры на границе Словакии и Австрии
— Город-крепость Комарно, Словакия-Венгрия
— Город Нови-Сад и Петроварадинская крепость в Сербии
— Черная кошка, белый кот во дворце Шпицеров
— Многозначный Белград
— Белградский автомузей
— Из Суково в Поганово по опасной горной дороге
— Троянский перевал
— Болгарские зарисовки
— “Храм” болгарской компартии Бузлуджа
— Долина смерти в Словакии

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий