Всем привет! Это заключительная часть повествований о моей 50-ти дневной поездке в августе 2018 года в Норвегию на самодельном автодоме. Если вы вдруг пропустили этот сериал из 16-ти частей, вот вам нулевая часть (да есть и такая) и тогда мы с вами встретимся через недельку, как вы закончите их изучение 🙂

Остальных же приглашаю в так всеми любимые разговоры «о бабках». Сегодня расскажу сколько же стоила такая поездка с точностью до каждого евро и распишу по всем статьям что почем. Погнали считать!

Как и в остальных частях, у этой тоже есть видео-версия, ее я всталю ниже, но если вы не хотите/не можете посомтреть видео сейчас, под ним будет все изложено текстом с картинками.

А теперь буквами и цифрами. Как и все нормальные люди я не люблю когда тянут кота за хвост и создают эту вымученную интригу, поэтому сразу самая главная цифра прямо здесь.

Вся поездка, включая все расходы на проживание, питание, топливо, платные дороги, развлечения и всё остальное обошлась мне в 290 000 ₽ (3 850 €)

(Да кстати я буду писать все цены в рублях и евро, все для вашего удобства конечно, наслаждайтесь.)

Вот такая (не) приличная сумма. Если раскидать ее по дням, и считать только дни проведенные в Европе (их 45), то получается в среднем 6500 ₽ (85 €) в сутки. Что в целом уже не выглядит так страшно, вполне такой скромный дневной бюджет для путешествия по Европе. Сейчас подробно расскажу на какие конкретно расходы все это пошло и как так получилось.

Все траты будут очень точные, т.к. посчитаны после поездки по выписке с банковской карты с которой я оплачивал абсолютно все в путешествии. Никаких «примерно» и «тут я не помню» — только факты. Итак поехали по пунктам.

Топливо — 120 000 ₽ (1 600 €)

Очень существенную часть расходов (почти половину) в поездке составила стоимость топлива. За это путешествие я проехал чуть больше 10 000км.

Расход топлива на моем Спринтере с двигателем 2.1л (турбодизель) составил в среднем 11.5л/100км, что считаю вполне адекватно для автомобиля с массой ~3200кг и высотой почти три метра.

Так что за эту поездку я сжег примерно 10000/(100/11.5) = 1150 литров топлива. Выходит что средняя стоимость литра топлива на моем пути составила 1.36€, что в целом похоже на правду, т.к часть была куплена в странах с дизелем подешевле, а половина была заправлена в Норвегии, стране с самым дорогим топливом в Европе.

В момент путешествия стоимость дизельного топлива в Норвегии была около 1.65 €/литр. Так что математика тут простая и сэкономить варианта может быть только два — меньше ездить или брать более экономичный автомобиль.

Продукты — 85 000 ₽ (1 100 €)

Тут Норвегия тоже отличилась весьма высокими ценами почти на все продукты, которые я приобретал по ходу путешествия. И речь идет именно об обычных продуктов в магазине, ведь каждое утро я готовил на кухне автодома легкий завтрак и сытный вкусный ужин каждый вечер

Про стоимость продуктов в Норвегии я, кстати, сделал отдельное видео — экскурсию по типичному Норвежскому супермаркету.

Покупал я вполне обычную простую еду, которую можно быстро и не сложно приготовить после насыщенного дня путешествия. Рыбу или мясо для жарки, спагетти, рис или картофель на гарнир.

Иногда разбавлял кухню чем-то особенным вроде бургеров или пасты с креветками. Часто готовил и на одноразовых грилях что-нибудь вроде картошки с рыбой или колбасками.

На еду в среднем ушло 1 900 ₽ (25 €) в сутки. При этом я не шиковал (покупая всяких омаров и лобстеров) но и не пытался слишком сэкономить и каждый день ел мясо и не отказывал себе в удовольствии полакомиться местной красной рыбкой и свежей выпечкой утром с кофе.

Платные дороги — 22 000 ₽ (285 €)

Так как мой фургон довольно габаритный (6.94м в длину) за платные дороги я часто платил по более высокому тарифу, чем обычные легковые автомобили.

Из этой стоимости в 280 € больше половины (150 €) ушло на два моста, соединяющие Данию и Швецию. Довольно дорогое удовольствие, хотя стоит признать мосты красивые.

Альтернатив особо нет — разве что паром (если несколько вариантов типа Германия-Швеция или Дания-Норвегия) но стоимость примерно такая же. Впрочем, если цель именно добраться до Норвегии, то есть паром Латвия — Швеция и тогда не придется пилить по всей Европе (что мне было в удовольствие и являлось частью путешествия).

Имея легковой автомобиль за мосты я бы отдал примерно в два раза меньше денег. А вот за платные дороги в Норвегии я рассчитывался по минимальному тарифу, т.к. зарегистрировал свой авто на сайте платных дорог (www.epcplc.com/) как легковой транспорт (менее 3500км) отправив фото СТС. Так что экономия на всех платных дорогах в итоге вышла бы не очень большая — 70-90 евро.

Паромные переправы — 25 000 ₽ (330 €)

Норвегия — страна фъордов, их тут более тысячи. И почти через каждый из них можно перебраться с помощью парома, чтобы не терять часы объезжая фьорд вокруг — да и топлива больше потратите.

Я думал что на паромы уйдет гораздо больше, ведь моя поездка началась на самом юге страны, а закончилось самой северной точкой континента. Но в итоге удалось обойтись всего лишь 6 переправами, средняя цена которых была 20-30 евро, не считая одной большой трехчасовой переправы из города Буде на острова Лофотен, которая стоила 200 €.

В этой статье расходов сильно помогло бы иметь автомобиль короче 6 метров, ведь стоимость всех паромных переправ для них примерно в 2.5 раза меньше.

Впрочем, это позволило бы сэкономить около 250€ евро, что вполне неплохо, но даже учитывая экономию на платных дорогах на фоне общего бюджета даст сокращение меньше 10%. Приятный бонус, но не стоит того, чтобы строить всю свою туристическую жизнь вокруг этого фактора. Возможно следующие путешествия помогут понять лучше если ли смысл пытаться уложиться в 6м ради потри комфорта или оно того не стоит.

Страховка авто — 15 200 ₽ (200 €)

Это стоимость страховки «Зеленая карта» на два месяца на мой фургон. Т.к. его тип указан как «грузовые прочие», страховка для меня стоит дороже легковой (примерно в полтора раза).

Развлечения — 7 500 ₽ (100 €)

«Наразвлекался» я всего на сотку евро, что не удивительно, ведь я ехал смотреть удивительную природу и уютный пригород Норвегии, а всякие музеи и трустические аттракционы меня мало интересовали. Благо созерцание природы, хайкинг и прогулки по лесам и фьордам пока бесплатны 🙂 Так что сотня евро ушла на пару туристических развлечений типа фуникулера в горе

И посещения музея старинных норвежских домов под открытым небом.

Рестораны — 5 500 ₽ (80 €)

Аж 80 евро я наел в ресторанах. Этих денег хватило ровно на два раза )

Как я упоминал выше — мой рацион на 99% состоял из еды, собственноручно приготовленной в автодоме, что в Норвегии является огромным преимуществом, так как цены в кафе и ресторанах удивляют даже бывалых путешественников по Европе.

Омлет за 16€, бургер за 25€, стейк с гарниром за 40€, бокал пива за 10€ — это не элитное заведение, а вполне обычная цена норвежского ресторанчика. Оставить за ужин на человека 50€, а то все 70€ тут очень легко.

Так что в этом плане удалось серьезно сэкономить, даже с учетом дорогих продуктов из супермаркета.

Корм — 7 500 ₽ (100 €)

Еще 100 евро ушло на питание для моего четвероного товарища по путешествию — Фрая.

Он довольно компактный пёс, но все же исходом активного путешествия с большим количеством походом стал пустой 15кг мешок качественного корма. Покупал я большую часть прямо там — по ходу поездки, т.к. по правилам Евросоюза провозить любые мясосодержащие продукты запрещено (и даже корм). Впрочем, мне все же удалось захватить с собой 3кг на первое время.

Расходники для автодома — 3 300 ₽ (44 €)

Сюда вошла химия для биотуалета автодома и газовые балончики для резервной плиты.

Интернет — 3 800 ₽ (50 €)

Интернета в поездке мне нужно было довольно много, т.к. постоянно быть онлайн и возможность включиться работу из любого места было один из условий такого длительно путешествия. Не редки были случаи, когда я сидел на берегу фьорда или на высоте километра и с ноутбуком онлайн занимался привычной работой в непривычных условиях.

Забавное ощущение я вам скажу. Как все таки хорошо жить в эпоху всемирного более-менее доступного мобильного интернета, когда стоит только открыть ноутбук и я на прямой связи с людьми за тысячи километров, редактирую код сайтов расположенных в других странах. А потом беру полотенце и иду купаться в северном море Швеции.

За поездку я потратил примерно 30гб трафика, что по тарифу испанского оператора Orange Mundo Plus стоило 50 евро. Эту сим-карту я купил в Москве, а пополнял через интернет и она работала по всей Европе на скорости 4G. Сейчас Orange вводит ограничения на роуминг (не больше 2 месяцев в роуминг-интернете подряд), так что видимо придется искать другой вариант, например немецкий Ortel (50 евро за 25гб) — если знаете варианты лучше — пишите. Нашел новый вариант — испанский же Vodafone с тарифом 20 евро за 15гб, буду пробовать.

Парковка — 600 ₽ (8 €)

По городам я особо не ездил и парковался платно всего пару раз — на два дня у озера в Польше

И на три часа в городе Берген в Норвегии.

Прятался в лесах, лазал по горам и экономил на парковке. Во всех около-природных местах в Норвегии парковка всегда была открытая и бесплатная. Как чаще всего и сами места.

Отели и кемпинги — 0 ₽ (0 €)

В этом пункте я оторвался по полной и смог за 50 дней потратить 0 (нисколько) на платные кемпинги и отели.

Еще выезжая из Москвы, в первый раз на автодоме, я поставил себе цель постараться выбирать интересные природные места для стоянки, когда это будет возможно. И оказалось, что это не просто возможно, а это лучшее что можно было сделать. Это были такие места и такие виды, которые никогда не сможет дать никакой кемпинг или отель ни за какие деньги.

Каждая из стоянок в Норвегии была прекрасна по-своему и запомниться мне надолго.

В отличии от однотипных кемпингов и отелей-клонов эти стоянки были чем-то личным и особенным. Тем что я находил руководствуясь неким «тайным» знанием других путешественников. Это маленький азарт и всегда небольшое приключение, ведь ты только можешь представлять что за стоянка ждет тебя там. Каждое из этих мест было само по себе маленьким приключением и добавляло впечатлений каждому дню поездки. На них я встречал других путешественников, близких мне по духу

Или наоборот проводил уединенные вечера, наблюдая закат

и оставаясь один на один со своими мыслями о смысле жизни, получив в свое распоряжение эти мгновения спокойствия и неторопливых размышлений, которого так не хватает в суматохе большого, вечно бегущего куда-то, города. Определенно я вернулся из поездки немного другим человеком, неуловимо отличающимся от того, который выехал из Москвы за полтора месяца до этого. Не последнюю роль в этом сыграли и именно эти стоянки и места.

Слив/залив воды/туалета — 0 ₽ (0 €)

Когда читатели узнают, что я не пользовался услугами кемпингов, часто второй вопрос, который они задают — а где же я тогда брал воду и куда сливал свою грязную? Ведь эти станции обслуживания автодомов находятся именно в кемпингах?

Да, это правда — сервисные станции заправки и слива воды находятся во всех нормальных кемпингах, но и не только там. Особенно в Норвегии и Финляндии с этим вообще нет никаких проблем. Найти бесплатную станцию для обслуживания можно без особого труда прямо по пути от одной точки ночевки до другой.

Удобнее всего это делать в приложении park4night и об этом я даже снял отдельное подробное видео.

Так что не буду слишком углубляться в этот процесс — просто знайте, что это не сложно, ничего не потратить на данные услуги в путешествии по Европе. В некоторых странах, особенно в туристических местах, данные услуги могут быть платными, но в Скандинавии удалось обойтись бесплатными вариантами без труда.

Вот и всё! На этом список трат кончается, давайте напомню еще раз все сразу.

Топливо — 120 000 ₽ (1 600 €)
Продукты — 85 000 ₽ (1 100 €)
Платные дороги — 22 000 ₽ (285 €)
Паромные переправы — 25 000 ₽ (330 €)
Страховка авто — 15 200 ₽ (200 €)
Развлечения — 7 500 ₽ (100 €)
Рестораны — 5 500 ₽ (80 €)
Корм — 7 500 ₽ (100 €)
Расходники для автодома — 3 300 ₽ (44 €)
Интернет — 3 800 ₽ (50 €)
Парковка — 600 ₽ (8 €)
Отели и кемпинги — 0 ₽ (0 €)
Слив/залив воды/туалета — 0 ₽ (0 €)

Итого 290 000 ₽ (3 850 €)

В целом это не малая сумма, но смотреть на нее нужно не забывая про три момента:

Путешествие длилось 50 дней. Если прикинуть стоимость такой же поездки длительностью 2 недели то пропорционально выйдет около 90 000 ₽ — что считается вполне бюджетным вариантом отдыха в Европе
Расходы посчитаны на примере поездки одного человека, но при путешествии вдвоем они вовсе не увеличиться в два раза. Большая часть трат (типа топлива, страховки авто, платных дорог и паромных переправ) останется неизменной. Придется только увеличить обьем еды и немного доплатить за второго человека на паромах. Так что точно такая же поездка на двоих будет стоить около 350 тыс, а на четверых вполне легко уложиться в 450 тыс, что делает стоимость поездки для каждого путешественника существенно меньше.

Норвегия — самая дорогая страна Европы. Да, в некоторых странах есть особо «горячие» туристические места, где цены взвинчены в 3-4 раза и все стоит очень дорого. Но обычно это отдельные курортные или элитные локации. Норвегия же равномерна очень дорогая ВСЯ. Вам не нужно ехать в элитный район и идти в роскошный магазин чтобы купить хлеб или банку пива по 4 евро. Они будут примерно так стоить везде. Так же и стоимость вполне обычных отелей там легко переваливает за 150 евро, а хостелы начинаются от 60

Поехав в Норвегию в классическое путешествие (типа самолет-такси-отели или машина-отели) можно легко оставлять по 200 евро на человека в сутки, вообще ничего не делая кроме передвижения, сна в отелях и довольно скромной еды в кафе.

Так что я рад, что мне удалось посмотреть эту страну не только с интересной стороны, своим ходом и с точки зрения дикого кемпинга в красивых природных местах, но еще и очень бюджетно по местным меркам.

Ну и последнее — не стоит забывать, что кроме прямых затрат в путешествии есть еще расходы на собственном сам автодом. Его надо было купить/построить, обслужить, заплатить налог и осаго. Все это было не бесплатно. Так что нельзя просто взять 300 тыщ и махнуть на полтора месяца в Норвегию. Без автодома этого едва ли хватит на 2-3 недели (если вы конечно не будете жить в палатке, а готовить макарошки на костре. Что тоже прекрасный вариант!). Но в целом автодом в такой дорогой стране является большим приемуществом и классическая поездка машина-отель-рестораны у меня бы вышла не меньше чем в 500-600 тыс рублей. Автодом стоил денег, но начал себя потихоньку окупать обратно ) Конечно цель в первую очередь должна быть не в экономии, а в новых впечатлениях и тогда путешествие будет в радость.

На этом и закончим, спасибо что читали, комментировали и репостили записи об этой необычной поездке. Я рассказывал эти истории так, как я рассказывал их своим друзьям, без пафоса, гламура и дурацких понтов. Писал их и снимал видео от лица того, кем я являюсь в обычной жизни, не притворяясь кем-то еще, а открыто и честно показывал всю правду о каждом пережитом дне. И планирую это делать и дальше.

Автодом уже готовится к следующему путешествию, но я вряд ли буду иметь возможность писать о нем прямо по ходу поездки, так что отчетов придется подождать как минимум до возвращения.

Но о ходе поездки «онлайн» всегда можно следить в инстаграме проекта — www.instagram.com/vantourist/

Все подробности о том «когда, куда, чего и как» будут появляться в первую очередь там. Пока сам не спланировал всех подробностей )

А с блогом прощаюсь до следующей серии историй о путешествиях. Пока!

Чем заняться в ожидании следующей серии о путешествиях?
Посетить страницу автодома на drive2 (бортжурнал 50+ записей о постройке)
Посетить YouTube канал там другие видео об автодоме

Почитать избранные записи о автодоме с драйв2
Стоимость постройки моего автодома
Обзор моего самодельного дома на колесах

Или занять себя отчетами о моих других путешествиях:
Путешествие в арендованном автодоме по Сицилии (2017)
Путешествие по США на арендованом Ford Mustang (2016)
Путешествие на родстере Mazda MX5 в Европу (2014)

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий