Как рассказал мне один человек из города Гянджа, что на западе Азербайджана, столицу страны — Баку — там за глаза называют жирным пятном на костюме миллионера. Намекая, что хотя в Гяндже дохода от продажи нефти и туризма ощутимо меньше, зато культуры намного больше. На эту тему у меня комментариев нет — каждый раз в Азербайджане я, по сути, был проездом, и не собираюсь рассуждать о том, о чем понятия не имею.

Но есть тут кое что очевидное: если автомобильный поток в столице страны выглядит почти по-московски богато, то в провинции — совсем другой коленкор.

В городе — Бентли и Ягуары, ближе к окраине — уже машинки попроще. Но это только начало

В Баку винтажные советские автомобили — это, если исключить развозные "четверки" — привлекающие внимание, прекрасно отреставрированные ретро-кары.

Во всей остальной стране на них просто ездят, и ни о каком ретро не думают.

"Жигулей" в провинции настолько много, что начинаешь сомневаться, что вообще бывают другие автомобили. Ну, разве что "Волги", "Москвичи", "ЗиЛы" и "УАЗики". Понимаете, к чему я клоню?

Если убрать из кадра все современные автомобили, то кажется, что оказался в глубоком несуществующем прошлом — том, где трава зеленее и деревья выше.

Бесхитростной красоты пейзажи способствуют осознанию себе одновременно в вечности и посередине нигде.

Когда-то ВАЗовскую классику называли так за ее классическую заднеприводную компоновку, а теперь впору называть эти машины настоящей классикой в историческом смысле слова — этими, как их, янгтаймерами. Хотя мне это слово в отношении к "трешке", "шахе" или "копейке" не очень нравится, потому что это автомобили составляют значительную часть внутреннего мира каждого увлеченного автомобилями человека в нашей стране.

Дедушкина белая "копейка" или бабушкина голубая "трешка" с красным салоном за свою реальность всегда были для меня гораздо более крутыми автомобилями, чем "феррари" и "мега-траки" на постерах "Авторевю", которыми были заклеены стены моего личного мирка — дачного флигеля.

В Азербайджане советскую классику холят и лелеят. Теплый и сухой климат не торопит кузова на тот свет. Ловкие кисточки маляров возвращают былой лоск.

От солнца трескается панель, но кому какое до того дело, ведь все равно блестит, спасибо баллончику автохимии, да и пахнет свежестью. Елочка на своем месте — болтается под панорамным зеркалом…

Конечно, в Азербайджане любят не только советскую и постоветскую классику, но и любые старые машины, при том единственном условии, что на решетке есть трехлучевая звезда.

Mercedes — он везде Mercedes, что в СССР, что в Азербайджане, даже если на вид местами различить эти государства непросто.

В старых городках и на безлюдных просторах иногда вовсе чудится интересное — будто провалился на пару-тройку веков назад, когда никакого СССР не было и в проекте и какая-нибудь салатовая "трешка" выглядит пришельцем из будущего. Которого, конечно, тоже никогда не существовало.

Сюрреализма в поездке добавлял и мой автомобиль — дизельный Skoda Kodiaq Scout, нафаршированный опциями, как консервная банка кильками в томате.

Но об этом — в следующей истории.

Читайте также другие мои рассказы про путешествия по Азербайджану:

— Искусство антипотребления и древнейшее горное поселение
— Вечность пахнет нефтью

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий