Есть несколько машин, своим участием в судьбе которых я особенно горжусь. Эта деревянная "коробочка" ПАЗ-651, купленная пять лет назад под Тулой для коллекции RetroBus — одна из таких. Вещь редкая, цены немалой — даром, если на всю Россию наскребётся десяток подобных автобусов в сколь-нибудь живом состоянии.

Впрочем, несмотря на запись "ПАЗ-651" в техпаспорте, эта машина к автобусному заводу в Павлове отношения не имеет. Как же так? — спросит дорогой читатель. Для ответа на этот кажущийся простым вопрос надо немного углубиться в генезис модели.

2016. Однажды в Ленобласти

История автобусов серии 651, даже без погружения в её бесчисленные подробности, своей запутанностью похожа на бразильский сериал. Она началась в 1950 году на Горьковском заводе автобусов — сателлите ГАЗа. Прежде на нём выпускали автобусы и спецмашины в автобусных кузовах на шасси "полуторок", а с 1950 года начали выпуск автобусов ГЗА-651 (ошибки в марке нет), давшего жизнь тысячам и тысячам капотных автобусов на шасси грузовика ГАЗ-51. ГЗА-651 представлял собой нехитрый автобусный кузов на деревянном каркасе, монтировавшийся на специальное "автобусное" шасси ГАЗ-51И.

Производственные возможности горьковского завода были достаточно ограниченными, поэтому выпуск ГЗА-651 в Горьком продлился недолго; уже через два года, в 1952-м, производство автобусов передали на бывший инструментальный завод в Павлове-на-Оке, ставший Павловским автобусным заводом. Первое время ПАЗ продолжил выпуск ГЗА-651, не меняя ни его конструктива, ни обозначения. Автобус сохранил как прежний внешний вид, так и оставался "деревяшкой", а главное — в Павлове он продолжил выпускаться под маркой ГЗА.

На боковинах капота этого 651 — все перипетии биографии модели. С одной стороны — »Горьковский автозавод»…

В 1957 году автобус ГЗА-651 сменил деревянный каркас на металлический — такая машина стала называться ПАЗ-651А. Так и получилось, что автобуса ПАЗ-651 с индексом "без букв" просто не существовало — точнее, на самом ПАЗе эту модель просто "пропустили".

В том же 1957 году модель 651А начала "переезд" в Курган — на будущий автобусный завод КуАЗ, ныне известный как КАвЗ. Первые ПАЗ-651А в Кургане были построены год спустя — весной 1958 года.
В 1961 году производство капотников "651" свернули в Павлове-на-Оке, а с 1962 года, через четыре года после старта производства в Кургане, "651А" курганского производства получили марку КАвЗ. До этого они, несмотря не место выпуска, продолжали именоваться не иначе как ПАЗ-651А. Цельнометаллические автобусы семейства КАвЗ-651 продолжали с успехом выпускаться вплоть до 1970 года, когда их заменили машины новой серии КАвЗ-685, на шасси грузовика ГАЗ-53.

…а с другой — »Курганский»

Но помимо трёх главных заводов, подчинённых Минавтопрому, автобусы на шасси ГАЗ-51 выпускались ещё и многими другими производителями. До самого распада в СССР процветал своего рода "параллельный автопром" — множество небольших ведомственных предприятий, прежде всего — авторемонтных, которые полукустарно выпускали автобусы собственными силами. Десятки, и даже сотни заводов, разбросанных по всей стране, развернули локальное производство автобусов на базе ГАЗиков — причём они совсем не обязательно соответствовали в своём облике машинам, выпускавшимся на ГЗА, ПАЗе или КАвЗе.
Много о таких машинах в своё время написал творческий тандем Марков-Дементьев — их монументальный труд в пяти частях лежит здесь.

После прибытия в Питер. »Рекламное» фото для RetroBus, сентябрь 2014

Ширилось, росло "кустарное" производство автобусов в первую очередь по причине их острой нехватки, от которых страдал СССР вплоть до самого его краха. Во вторую очередь, "локальное" производство автобусов позволяло обойти механизм их распределения. Такие автобусы, естественно, предназначались не для пассажирских автопредприятий и не для регулярных маршрутов, а для ведомственных нужд — чтобы применять их как служебные развозки, а реже — как разного рода спецмашины.

2014, Питер. »Рекламное» фото для RetroBus

Этот 651-й — как раз из таких, "ремзаводских" полукустарных машин. Выпуск деревянных автобусных кузовов типа "ПАЗ-651", совсем не имевших отношения к ПАЗу, с 1960 и вплоть до 1993 года (тут тоже нет ошибки) вёл Скуратовский авторемонтный завод треста "Приокскстройтранс", что в Тульской области. До Скуратова этот кузов выпускался другим предприятием в Тульской области — Щёкинским деревообрабатывающим комбинатом, который свернул его производство ещё в семидесятые годы.
Как правило, автобусные кузова в Скуратове строили как "запчасти" для замены пришедших в негодность 651-х кузовов. Срок службы деревянного "651" редко превышал пятилетку, и в их бытность вполне нормальной была практика, когда шасси ГАЗика переживало за свою жизнь несколько деревянных автобусных кузовов.

2014, весна. Первая встреча. Киреевск, Тульская область. Особенность большинства »ремзаводских» кузовов серии 651 — плоские угловые секции лобового стекла

К сожалению, достоверно о прошлом этой машины нам ничего не известно: согласно советскому техпаспорту, в виде серой книжечки, год выпуска заявлен как 1961-й — но сам техпаспорт начинается с единственной записи о частнике, зарегистрировавшем автобус в 1992 году. Тогда же этот "651" и получил госномера "частного" советского же образца. Ещё в 90-е частник перепродал автобус по доверенности другому владельцу — нам повезло, что человек нашёлся, оказался жив и вполне вменяем.

Что было до 92-го? Сказать трудно: донором исходного шасси для такой машины мог послужить как "уставший" автобус серии 651 любого производителя, так и подержанный грузовой ГАЗ-51, предоставляемый заказчиком. Народное хозяйство нуждалось в автобусах любого формата, поэтому в советские годы на такие метаморфозы — автобуса в грузовик, грузовика в автобус — смотрели сквозь пальцы.

Первая встреча. Киреевск, 2014 год. Относительно »щёкинского» 651, »скуратовский» утратил отдельный трафаретник над лобовым стеклом

Тульская область, стараниями Скуратовского АРЗ, стала своего рода оазисом "деревяшек". В других регионах производство "деревянных" автобусов свернули ещё в семидесятые. К 80-м большинство из "кустарных" ведомственных производств либо подтянули автобусы до актуальных требований безопасности, либо отказались от автобусной темы в принципе. Скуратовские "буратины" же до последнего были настолько массовыми, что в начале 90-х такие "651" даже служили одними из первых частных "маршруток" в самой Туле!

Водитель автобуса сидит как в грузовом ГАЗ-51 и за его приборной панелью — но из-за ширины кузова его место находится скорее посередине, чем слева

Бесхитростный механический привод двери — рычагом с места водителя. Странная конструкция из шлангов от пылесоса — обдув лобового стекла от нештатного отопителя. Своей »печки» у »буратины» не было совсем, эта — внедрение владельца

Ссылку на объявление о продаже этой машины мне прислал один знакомый. Дальше — как в тумане: искра, буря, безумие…) На свою беду, в тот же день в Москве гостил Фёдор Черноусов — лидер автобусной секты RetroBus, а мне в тот же день было решительно нечем себя развлечь — не за партой же сидеть… После недолгого обсуждения было решено: по коням!

2014. В салоне — срач и хламовник. Прежний владелец пользовался автобусом как грузопассажирской машиной, а наследник — как сараем

Вряд ли безвестный Виталик из-под Тулы мог подумать, что оставил памятник себе нерукотворный в будущем музейном экспонате

Автобус стоял во дворе частного дома, недвижимый уже пять лет. Старик-хозяин отдал Богу душу, и машина осталась без дела. Его наследник — очень даже взрослый сын, за сорок — лишь изредка запускал автобус, и совсем не знал, что делать с ценной, но бесполезной в быту машиной. После короткого осмотра мы переглянулись и решили: нет времени думать, надо брать! Ударили по рукам, оставили задаток — и стали ждать.

Из чего же, из чего же, из чего же? Вот из чего! Кстати, ПАЗ-651А, даже получив цельнометаллический каркас, продолжал нести на себе деревянную входную дверку

За месяц в Киреевске продавец решил все вопросы с оформлением машины, получил на неё современный ПТС и сразу же, на месте, переоформил "буратину" на покупателя. В мае 2014-го 651 прибыл в Питер — естественно, не своим ходом, а на попутном трале.

2016, Питер, АП-1. Пробуждение перед выездом на съёмки

Тульский "Буратино" ожил после небольшого шаманства — достаточно было заменить свечи и высоковольтные провода, чтобы 53-х летний автобус вдруг завёлся и поехал. Это вполне объяснимо, ведь "51-й" устроен настолько просто, что ломаться там попросту нечему, а починить его — предельно легко.

На момент покупки машина не выезжала уже пять лет — наследник машиной не пользовался, лишь изредка запуская и не зная, что с ней делать

После постановки на ход, машину освежили по косметике, и… пока оставили без дальнейших операций. Деревянный кузов ощутимо устал, и живёт своей жизнью — поэтому требует вдумчивой и достаточно дорогой реконструкции. Поэтому "Буратино" не выдают под заказы с пассажирами, и он выезжает лишь изредка на киносъёмки, которые нет-нет, да требуют появления и такой машины.

На трал »Буратино» взобрался своим ходом

Задняя дверь »по заводу» автобусу не полагалась — это переделка старого владельца. Кстати, она взята с такого же кузова, где служила водительской

В 2016 году мне по случаю довелось поучаствовать в одном из таких кино-выездов.
Несмотря на то, что автобус поддерживается в ходовом состоянии — на него даже есть действующий полис ОСАГО — он остаётся машиной в известной степени непредсказуемой, да и слишком неторопливой по нашим временам. Поэтому киношники, помимо гонорара самого "актёра", оплатили и его доставку, к месту съёмок и обратно, тралом.

Крутому автобусу — крутой и тягач с тралом! Этот Kenworth T800 — постоянный спутник экспедиций RetroBus и музея »Пассажиравтотранса» — заслуживает отдельного рассказа

Снимали сериал "Белый Шаман", который по-прежнему не вышел из производства. В нём тульский "Буратино" сыграл роль сломавшегося на зимней трассе автобус маршрута "Мурманск-Петрозаводск" (!).
На деле этот эпизод снимался в лесах за Всеволожском — между деревнями Лепсари и Борисова Грива. Говорят, компьютерная графика перенесёт отснятые эпизоды из глухой, тёмной ночи в светлый день — ну, на результат мы ещё будем посмотреть.

Артист на съёмочной площадке

Под поставленным киношниками освещением…

Между тем, все эти годы идёт неспешный поиск информации об этой машине для её неминуемого восстановления. Оказалось, что Скуратовский АРЗ, хоть и сменил сферу деятельности, вполне себе жив — однако его архив, вместе со всей технической документацией на автобусы, в девяностых погиб в затопленном подвале…

На память о выезде в кино

К сожалению, сейчас машина достаточно редко выезжает на тематические мероприятия и выставки. Автобус привозят лишь туда, где экспозиция статична, и вероятные сюрпризы технического толка не омрачат праздник. С другой стороны — "651" машина достаточно специфическая, и не всякий современный водитель с ней может справиться.

Хотя я очень надеюсь, что однажды всё-таки уговорю Фёдора выкатить эту машину на ежегодный петербургский парад транспорта. Тульский "Буратино", даже несмотря на некоторую усталость, более чем достоин такой чести.

И на этом на сегодня — всё. Как всегда — до встречи на следующей остановке!)

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий