Не просто кататься, а достигать целей. Ледник взят, Хан-Тенгри посмотрел. Настало время найти дорогу со старых советских карт. Или не найти.

В предыдущих записях я рассказал как проехать к леднику Ю.Энильчек. Как сходил на горку чтобы увидеть Хан-Тенгри, Повелителя Неба — расскажу позже. Сейчас про следующую цель, которая меня интересовала — исчезнувший кусок дороги А364. Попробовать себя в образе исследователя, прикинуть каких сил занимают поиски, ну и вдруг отыскать что-то.

Если вы приедете в Каракол, вы непременно увидите на стенках гостиниц или кафе для туристов вот такую карту. Я думаю что это издание конца 90-х или начала 2000-х годов. На ней обозначена грунтовая дорога с индексом А364, идущая кольцом от Каракола в Энильчек и далее на юг и запад в сторону Кара-Сай, после чего снова она выходит на север в поселок Барскоон. Такое заманчивое кольцо по горам.

«Кольца не существует» — пишут в интернетах. То же самое сказали мне несколько местных. Проект освоения полезных ископаемых центрального Тянь-Шаня развалился вместе с СССР, с тех пор инфраструктура разрушилась до полного исчезновения. Как так? Автодорогу Каракол-Энильчек начали строить в 1980 и закончили в 1989 году как часть проекта по освоению долины, строительства города Энильчек с аэропортом и горнообогатительным комбинатом. Об этом много кто и где писал, не стану повторяться. Мне показалось удивительным что за 30 лет дороги совсем не стало.

Я разговорил горных гидов в Караколе, мне поставили пару «их собственных» точек на карте. Но главное — вскользь прозвучала зацепка: линия электропередачи, и что «электрики раз в год на Камазе там что-то делают». Очевидно что линии всегда идут рядом с дорогой, направление совпадает, электричество тянут обычно не в пустоту, а куда-то. Значит, нужно искать. Вот что я решил, и чем собрался заняться на обратном пути после ледника.

Возвращаться по своим следам намного проще. Путь обратно от ледника до Энильчека я прошел меньше чем за полдня.

К сожалению, не застал на месте пастуха чтоб отблагодарить его за помощь с бродами. Точнее, я грызу себя за то, что не стал стучаться в вагончик и сарай, а только осмотрел постройки снаружи и не обнаружив людей, поехал дальше. Наверное, нужно быть инициативнее в таких человеческих взаимоотношениях.

Погода по пути меняется несколько раз, буквально на глазах.

С севера в долину переваливаются дождевые облака

Лошадка

И удивительные скальные фигуры. Мое скудное воображение увидело здесь черепаху, а кого видите вы?

Домик коневодов

Фото техноапокалипсиса в Энильчеке и местной разрухи в индустриальном стиле тоже предостаточно в сети. Я делаю дежурный кадр чтобы потом поддерживать на эту тему разговор с другими туристами, и отправляюсь на юг, на поиски 364-й дороги.

Одно из мест, которые отметили мне ребята, и которого нет на maps.me — это горячие радоновые источники. К ним понадобилось спускаться в русло реки Сары-Джаз.

«Радоновая ванна» выглядят как небольшая расщелина с водой. Действительно горячей. Но к этому времени ветер стал задувать так, что здесь развернулась небольшая песчаная буря. Холодная. Купаться даже в горячих источниках мне расхотелось.

Вот эта жалкого вида колея по левому берегу Сары-Джаза на современных картах обозначена автомобильной грунтовой дорогой. Первый конфликт со старой бумажной картой — там дорога обозначена по правому берегу. В бинокль на том берегу никакой дороги не видно.

Боковой уклон, очевидно, совсем не для камазов, груженых рудой. Я решил что дорога здесь была, просто за 30 лет осыпалась по склону. Что вполне вероятно, потому что сейчас, если щелкать клювом за рулем, легко осыпаться туда самому вместе с машиной. Горизонт на фото — не завален. Размышляю по пути, вот если дождь ливанет, скользко ли тут будет на обратном пути?

Едем дальше. Тропа уходит на восток по правому берегу Каинды. И она очень красивая. Вдали виднеется ущелье с впечатляющими обрывами, вокруг горные склоны и пики. Прикидываю что здесь нужно делать отдельный выезд и трек на восток, к водоразделу, уходящему к южному склону Пика Нансена.

Круто, но чтобы попасть на 364-ю хотя бы в теории, нужно проехать назад по левому берегу. Мост я нашел, но за ним на том берегу видна только козлячья тропа с пересекающими ее оврагами. В бинокль никакой дороги не видно.

Начинается сильный дождь, склоны затягивает облаками. Теперь не видно вообще ни черта, а на дороге становится скользко.

Возвращаюсь к слиянию Каинды и Сары-джаза.

Да, нужно было по другому берегу. Мне же про электриков говорили, а линия электропередач где? На том берегу, конечно же! Ругаю себя идиотом, в расстройстве спускаюсь пешком по берегу и пробую разглядеть в бинокль перспективы разведки с той стороны. Перспективы ни черта не видно. Промокнув за этим делом под дождем до нитки, возвращаюсь, включаю печку и наливаю чай.

Оцениваю диспозицию. Один-единственный кусочек, самый легкий и понятный, я разведываю больше двух часов, и еще столько же уйдет на исправить ошибку. То есть дня три нужно будет потратить, если смотреть на вещи реально. Еды у меня навалом, но топлива осталось 80 литров, из которых минимум 20 нужно зарезервировать на отрезок Энильчек-Каракол, если дорога не будет найдена. Отрезок для разведки — примерно 60 километров горного бездорожья. Не плохой колеи, как я думал, а завалов, звериных тропинок и тяжелых бродов. «Прикинь» — убеждаю себя, «ты и до ледника на тех 20 км от альплагеря местами путался и рисковал повредить машину, где об успешных проездах было известно заранее, а здесь, оказывается, довольно сложно искать путь». «И даже если я вдруг пройду в Кара-Сай» — продолжаю, «то ничего не известно насчет того, есть ли там топливо».

Таким образом, дальнейшая разведка видится не просто малоперспективной, а еще и бестолковой. В другой раз, значит. Я вернусь сюда со шноркелем, доп.баком и второй машиной с такими же наркоманами. В другой раз. Нужно ли продолжать поиски — да, безусловно. Велосипедисты проходили кольцо, любой оффроуд на фоне их рассказов кажется комфортной прогулкой, а сами рассказы поражают воображение. Вот один из них, который я нашел уже сейчас, когда писал рассказ. yadi.sk/i/MrKonRXOsVzMpA (.pdf на Я.Диске)

А сейчас Энильчек, накачать колеса, укрывшись от дождя в каком-то заброшенном гараже, и возвращаться по дороге.

Как будто издеваясь на отступившим, погода тут же наладилась. По дороге я снова торможу через каждый километр и хватаюсь за камеру, но потом уже ленюсь, и дома буду ругать себя за испорченные кадры. Как я мог не выйти со штативом здесь, а лениво щелкнуть кадр через затертое и убивающее резкость лобовое стекло?

Впечатления и фантазии этих дней беснуются и вырываются наружу. На этой фотографии, мне хочется видеть летящего в облаках кита.

Перевал Чон-Ашуу я прохожу уже в темноте, и как я заметил, ездить по перевалам 3800+ м в темноте среди местных совершенно обычное дело, причем даже на легковых машинах. Я тут видел ночью даже фуру с тяжелым экскаватором на прицепе. Вот кому реально тяжело заруливать в серпантины.

Моя героическая фотка Митсубиси на перевале в снегах начинает казаться нелепым позерством. Но мне уже пофигу — ведь я проехал туда, куда большинство ходит пешком или с помощью тяжелой техники и даже вертолетов. Моя машинка привезла меня в самую глубину долины Энильчека. Все задуманное получилось, и мы были счастливы встретиться полностью наедине — Тянь-Шань, Повелитель Неба, Митсубися, и я, грешный.

Спасибо за чтение. Ставьте ваши лайки, делитесь рассказом с друзьями кнопкой "поделиться", подписывайтесь на продолжение и другие истории.

Следующая часть — про высокогорное озеро с бирюзовой водой, лохматых яков и красивую долину, по которой я как дурак носился от восторга.

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий