В 1964 году, не изменяя общей схемы и многих ключевых деталей, инженеры Oldsmobile заметно переработали свой существующий мотор Rocket V8 — например, сделали его легче в среднем на 50 кг благодаря улучшению технологии литья. Главным же достижением, по меркам детройтской гонки вооружений 1960-х, было разделение на «биг-блок» и «смолл-блок». Биг-блок позволял безнаказанно наращивать объем мотора все тяжелеющих полноразмерных седанов и дать агрегаты зарождающимся мускул-карам, а смолл-блок предоставил большую гибкость в качестве мотора для базовых версий. Но, поскольку в 1964 году Oldsmobile начали введение в строй новых моторов именно с младшей разновидности (смолл-блок «330»), то флагманские модели оснащались ещё «394», который относится к первому поколению Rocket. К следующему году эту проблему решили, представив биг-блок «425» и, разумеется, сняли старые моторы с производства окончательно.

Особый Rocket 455 под капотом мускул-кара Hurst-Olds 1969 года — самый необычный вариант самого большого двигателя в истории Oldmobile

В отличие от биг-блоков Chevrolet, у Oldmobile не было принципиальных различий в дизайне смолл- и биг-блоков. Даже расстояние между центрами цилиндров осталось прежним (4,265" или 108,33 мм)! Но вот высоту блока увеличили с 9,33" (237 мм) до 10,625" (270 мм). Таким образом, мотор стал не только на 2,5 см выше, но и на 4 см шире. Также, у биг-блоков больше диаметр коренных и шатунных вкладышей. При этом, как и у Chevy, самый маленький биг-блок меньше самого большого смолл-блока, поэтому рабочий объем также не является показателем — разделение проще запомнить. Кстати, ещё одна деталь: все пять видов смолл-блоков Rocket V8 второго поколения имеют одинаковый ход поршня — 3,385" (86 мм), но разный диаметр цилиндра. Наконец, все Rocket V8 второго поколения используют колокол КПП так называемого типа «B-O-P» (Buick-Oldsmobile-Pontiac), заодно совместимого и с Cadillac OHV V8 1964-84 годов, но не подходящего к самым популярным Chevy V8 — этот факт необходимо помнить при поиске трансмиссии. Зато хоть к середине 1960-х инженеры определились, наконец, с двумя вариантами типоразмеров коренных и шатунных вкладышей для смолл- и биг-блоков, соответственно, чем упростили жизнь ремонтникам:
— 330 — 2,5" корень, 2" шатун
— 260, 307, 350, 403 — 2,5" корень, 2,125" шатун
— 400, 425, 455 — 3" корень, 2,5" шатун

«330» (1964-67)

Дебютная версия смолл-блока Oldsmobile официально называлась «Jetstar Rocket». Она имела объем 5,4 литра (330 куб. дюймов) при диаметре цилиндра 3,938" и ходе поршня 3,385" (100 х 86 мм), но также отличалась самым маленьким диаметром шатунных вкладышей среди всех V8 этого семейства: 2" вместо 2,125" на остальных смолл-блоках Rocket. Коренные же вкладыши диаметра 2.5" взаимозаменяемы с другими смолл-блоками. Моторы 1964-65 годов имели коромысла клапанов на едином валу, а дальше перешли на более дешёвые штампованные коромысла без вала.

Oldsmobile 330

Изначально, «330» позиционировался в качестве замены турбированному алюминиевому V8 «215» под капотом компактных F-85, но также и на замену простым версиям «394» для полноразмерных Jetstar 88. Поэтому, в первый же год выпуска «330» получил сразу четыре версии мощностью 230, 245, 290 и 310 л.с., причем последнюю предлагали только для первого мускул-кара Oldsmobile — модели 4-4-2, скромно скрывавшегося под наименованием опции «RPO B09 — Police Apprehender Package». Однако, далее «330» для настоящих мускул-каров не применялся, так как эту роль приняли на себя биг-блоки. Самой мощной его разновидностью стал вариант 1966-67 годов с четырехкамерным карбюратором и 320 л.с., требовавший использования премиум-бензина вместо обычного (regular).

Oldsmobile 330 под капотом Oldsmobile 4-4-2 1964 года

Полный список применений «330» выглядит так:
— 1964-67 Oldsmobile F-85
— 1964-67 Oldsmobile Cutlass
— 1964-66 Oldsmobile Vista Cruiser
— 1964 Oldsmobile Jetstar
— 1964 Oldsmobile 4-4-2
— 1964-66 Oldsmobile Jetstar 88
— 1967 Oldsmobile Delmont 88

«350» (1968-80)

Следующая модификация Rocket V8 по объему в кубических дюймах полностью аналогична самому популярному Small-block Chevy — «350». Однако, путать их нельзя, поскольку ни одной совместимой детали у них нет. Зато от разработанного ранее «330» конструктивно этот мотор отличается только диаметром цилиндра (4,06", то есть 103,1 мм) и увеличенным размером шатунных вкладышей: 2.125", который с тех пор применялся на всех смолл-блоках Oldsmobile. Изначально, этот мотор считался маленьким V8, в первую очередь для среднеразмерных машин. В зависимости от степени сжатия и карбюратора, в 1968-70 годах он имел мощность или 250, или 310 л.с. Минутой «мускулистой» славы стала версия W-31 1969-70 годов: 325 л.с., СЖ 10,5:1 и собственное имя «Ram Rod 350».

Oldsmobile 350

Дальше настали темные времена: в 1970-х эти моторы продавались огромными тиражами, но гонка мощностей резко закончилась по ряду общеизвестных причин. Из-за перехода на неэтилированный бензин степень сжатия у «350» упала до 8,5:1, а мощность, замеряемая по новому стандарту SAE Net в период с 1971 по 1980 год составляла 160-180 л.с. за вычетом пары исключений — 200-сильной опции 1972 года и вариантов для компактного Oldsmobile Omega с мощностью всего 140-155 л.с. Кроме того, с установленной системой электронного впрыска этот мотор стал известен, как «Seville 350» для применения в новых компактных Cadillac 1976-79 годов. С 1975 года блоку провели редизайн ради облегчения, но это сказалось на общей прочности, особенно при тюнинге. С того же времени Oldsmobile перестали официально именовать свои двигатели V8, как Rocket — с моторов исчезли соответствующие надписи на клапанных крышках или корпусе воздушного фильтра, но, конечно, сути это не поменяло.

Ram Rod 350

В-общем, «350» блок Oldsmobile в бензиновом варианте можно найти под капотом у:
— 1976-79 Cadillac Seville
— 1979 Cadillac Eldorado
— 1968-77 Oldsmobile Cutlass
— 1968–77 Oldsmobile Vista Cruiser
— 1973-77 Oldsmobile 4-4-2
— 1968-80 Oldsmobile Delta 88
— 1977-80 Oldsmobile 98
— 1979-81 Oldsmobile Toronado
— 1973-79 Oldsmobile Omega

Оговорка про бензин неслучайна, поскольку в 1978-85 годах продавался ещё и дизельный «350». Но это отдельная длинная и печальная история…

«403» (1977-79)

Когда под давлением энергетического кризиса биг-блоки Rocket V8 исчезли из ассортимента, Oldsmobile потребовался другой мотор, который смог бы выдавать больший крутящий момент, нежели «350». Речь не шла о «мускулистости», просто для остававшихся в производстве огромных купе Toronado это было полезно, да и части покупателей фуллсайзов пришлось по вкусу. Оставив неизменным ход поршня, диаметр цилиндра довели до огромных 4,35" (110,5 мм), что дало рабочий объем 6,6 л или 403 куб. дюйма. Как и в аналогичном по идеологии Small-block Chevy «400», это потребовало применения так называемых «сиамских» стенок цилиндров и ухудшило охлаждение вплоть до склонности к перегреву. Кроме того, из-за такого предельно возможного диаметра цилиндров «403» блок вышел ещё слабее по сравнению с «350-ми» в версии с 1975 года, особенно в районе крепления коренных вкладышей.

Oldsmobile 403 под капотом у Oldsmobile 4-4-2 (1977)

Будучи базовым для Toronado 1977 года, этот мотор выдавал 200 л.с. и 447 Нм. При установке в другие авто (включая разные Buick и Pontiac, а также GMC MotorHome), «403» терял свой полноценный двойной выхлоп, что снижало мощность до 185 л.с. На следующий год степень сжатия понизили с 8:1 до 7,9:1, поэтому показатели Toronado упали до 190 л.с. Наконец, в 1979 году «403» остался только опцией для фуллсайзов, степень сжатия снизилась до 7,8:1, мощность — до 175 л.с., а крутящий момент — до 420 Нм.

Oldsmobile Cutlass в самом удачном в истории модели 1977 году, когда производство превысило 600 тысяч штук, мог оснащаться 403-м мотором

Общий список применения «403» выглядит так:
— 1977 Buick Century Estate
— 1977–78 Buick Riviera
— 1977–79 Buick Electra
— 1977–79 Buick Estate Wagon
— 1977–79 Buick LeSabre
— 1977 Oldsmobile Cutlass
— 1977 Oldsmobile 4-4-2
— 1977 Oldsmobile Vista Cruiser
— 1977–78 Oldsmobile Delta 88
— 1977–78 Oldsmobile Toronado
— 1977–79 Oldsmobile 98
— 1977–79 Oldsmobile Custom Cruiser
— 1977 Pontiac Bonneville
— 1977-79 Pontiac Catalina Safari
— 1977–79 Pontiac Trans Am (для Калифорнии)
— 1977–79 Pontiac Firebird Formula 6.6L (для Калифорнии)
— 1977 Pontiac Can Am (для Калифорнии)
— 1977 Pontiac Grand Prix (для Калифорнии)
— 1977–78 GMC Motorhome

«260» (1975-82)

Перед началом нефтяного кризиса 1973 года, у Oldsmobile в работе был монументальный «525»-й биг-блок, то есть 8,6 литра. И практически в одночасье эта работа стала никому не нужна, зато появилась потребность в маленьком и экономичном V8. Ситуация осложнялась тем, что на весь цикл разработки инженерам дали 8 месяцев — новый мотор должен был попасть под капоты машин 1975 года. При таких условиях, лучшее, что смогли предложить — это «350» блок с минимально возможным диаметром цилиндров, 3,5" или 88,9 мм, что давало 260 куб. дюймов (4,3 л) рабочего объема. Степень сжатия изначально сделали 8:1, но с 1977 года снизили до 7,5:1. Разумеется, двухкамерный карбюратор был единственным возможным вариантом системы подачи топлива в моторе, ориентированном на снижение расхода топлива.

Oldsmobile 260

Помимо экономичности, плюсом «260» была его надёжность, ведь все детали рассчитывались под мотор гораздо большего объема и мощности, а стенки цилиндров стали очень толстыми. В практически неизменном виде этот мотор просуществовал с 1975 по 1982 год, устанавливаясь в такие автомобили:
— 1975–77 Pontiac Ventura
— 1975-77 Pontiac LeMans
— 1975–82 Oldsmobile Cutlass
— 1975-77 Oldsmobile Omega
— 1975-77 Buick Skylark
— 1977-82 Oldsmobile Delta 88

Buick Skylark 1976 года — один из реципиентов бесславного Oldsmobile 260

При этом и так скромная мощность постепенно даже падала: со 110 л.с. до 105 л.с. в 1979-81 годах и ровно 100 л.с. в последний год выпуска.

«307» (1980-90)

Именно эта, последняя по времени появления и последняя оставшаяся на конвейере модификация Rocket, стала причиной знакомства большинства современных американоводов с семейством V8 от Oldsmobile. Такова была корпоративная политика General Motors: до того, как универсальным V8 признали Small-block Chevy во всех его итерациях, именно Oldsmobile «307» стали устанавливать под капоты совершенно разных машин всех пяти легковых подразделений корпорации! Главное, что следует понимать — это то, что «5-литровый» двигатель у GM этого периода чаще означает именно Oldsmobile «307», нежели Chevrolet «305», и это критически важно при заказе запчастей!

Подкапотное пространство автомобилей с Oldsmobile 307, как правило, заметно отличается от машин более раннего выпуска: конструктивно двигатель тот же, но количество навесного оборудования, шлангов и проводов под капотом резко выросло с появлением электронных систем и экологических норм

Полный список применения «307» внушает:
— 1980–85 Buick Lesabre
— 1980–85 Buick Riviera
— 1986–87 Buick Regal
— 1980–84 Buick Electra
— 1980–90 Buick Estate Wagon
— 1985–90 Cadillac Brougham
— 1986–90 Chevrolet Caprice
— 1980–85 Oldsmobile Delta 88
— 1980–84 Oldsmobile 98
— 1980–85 Oldsmobile Toronado
— 1980–90 Oldsmobile Custom Cruiser
— 1980–81 Oldsmobile Cutlass
— 1982–87 Oldsmobile Cutlass Supreme
— 1988 Oldsmobile Cutlass Supreme Classic
— 1982–86 Pontiac Parisienne

В 1989-90 годах рамный универсал Custom Cruiser был единственным Oldsmobile с V8. Его последователь 1991-92 годов уже даже не получил Rocket, вместо этого обойдясь Small-block Chevy

Диаметр цилиндра «307» составляет 3.8" (96,52 мм). Все «307» оснащались четырехкамерным карбюратором Rochester Quadra-Jet, чаще в варианте с компьютерным управлением CCC. Впускной коллектор изготавливался из алюминия ради снижения веса, но никоим образом не для улучшения мощностных характеристик. В своем типичном варианте (RPO-код LV2) «307» имел мощность 140-150 л.с. и 325-345 Нм. С 1985 года изменились применяемые ГБЦ, пальцы поршней и толкатели клапанов, но это не особо повлияло на показатели.

Cadillac Brougham 1990 года — один из последних автомобилей с Rocket под капотом. Конечно же, 307

Некоторое исключение составляет вариант «307» с RPO-кодом LG8, который ставили в Hurst/Olds 1983-84 годов, Oldsmobile 4-4-2 1985-87 годов и в некоторые Cadillac Brougham 1985-88 годов (с цифрой 9 в качестве индекса мотора в VIN-коде). За счёт распредвала от старых Rocket V8, измененных настроек карбюратора, двойного выхлопа и пары других доработок его мощность составляла 180 л.с. (170 л.с. с 1986 года), что было пределом для серийных Oldsmobile тех лет, но стало выглядеть смешно буквально парой лет позже с окончательным завершением «эпохи недомогания» в американском автопроме…

«425» (1965-67)

Первый биг-блок от Oldsmobile имел объем 7 литров или 425 куб. дюймов. Это достигалось благодаря диаметру цилиндра 4,126" (104,8 мм) и ходу поршня 3,975" (101 мм). Двигатель предлагался три года (1965-67) аж в пяти вариантах исполнения:
— 300 л.с., 583 Нм СЖ 9:1, двухкамерный карбюратор
— 310 л.с., 610 Нм, СЖ 10,25:1, двухкамерный карбюратор
— 360-365 л.с., 637 Нм, СЖ 10,25:1, четырехкамерный карбюратор
— 370-375 л.с., 637 Нм, СЖ 10,5:1, четырехкамерный карбюратор
— 385 л.с., 644 Нм, СЖ 10,5:1, четырехкамерный карбюратор

425 под капотом Oldsmobile Dynamic 88 (1966)

Как всегда, показатели мощности для моторов этого периода несколько абстрактные, реальное соотношение характеристик более отражают числа крутящего момента. Первые три варианта «425» предназначались для фуллсайзов Oldsmobile и имели маркетинговое название «Super Rocket». Четвертый обычно известен, как «Starfire» по имени модели полноразмерного мускул-кара, в которую устанавливался чаще всего. Кроме степени сжатия, он отличался иным распредвалом и двойным выхлопом, а также увеличенным с 0,842" (21,4 мм) до 0,921" (23,4 мм) диаметром толкателей клапанов — эту деталь Starfire делил с Toronado.

425 c переднеприводной КПП для Toronado

И именно Oldsmobile Toronado 1966-67 годов, первый американский переднеприводный автомобиль после Cord 810, стал самым известным применением «425»-го биг-блока. Ради того, чтобы выжать для нового флагмана марки чуть больше мощности и использовали те самые увеличенные толкатели от 1-го поколения Rocket: это позволило изменить параметры распредвала. В 1968 году на смену всем вариантам «425» пришел «455».

Oldsmobile Toronado (1966) открыл для американцев передний привод

Применение:
— 1965-66 Oldsmobile Dynamic 88
— 1965-67 Oldsmobile Delta 88
— 1965-66 Oldsmobile Starfire
— 1965-67 Oldsmobile 98
— 1966-67 Oldsmobile Toronado
— 1967 Oldsmobile Delmont 88

«400» (1965-69)

Под таким индексом существовало аж два мотора, что может вносить путаницу. И оба обязаны своим существанием внутреннему запрету General Motors на установку больших моторов в среднеразмерные шасси. Поскольку, сама идея мускул-кара предполагала именно это, Oldsmobile для их модели 4-4-2 нужен был двигатель с большим потенциалом, но не более 400 куб. дюймов рабочего объема (6,55 л) — ровно сообразно разрешенному корпорацией.

Oldsmobile 4-4-2 — причина существования маленького биг-блока 400

В 1966 году «400», полученный путем уменьшения диаметра цилиндра «425» с 4,125" до 4" (со 104,77 мм до 101,6 мм), был эксклюзивом для Oldsmobile 4-4-2. Со степенью сжатия 10,5:1 и четырехкамерным карбюратором, он выдавал официально 350 л.с. и 597 Нм. На следующий год он остался неизменным, но в качестве опции для обычных Cutlass Supreme появился «400» со степенью сжатия 9:1 мощностью 300 л.с. и 576 Нм.

Ram Rod 400

В 1968-69 годах схему «400» полностью пересмотрели: при формально том же рабочем объеме, двигатель имел ещё меньший диаметр цилиндра (3,87", т.е. 98,3 мм), но большой ход поршня (4,25" или 107,95 мм, как у «455»). В Oldsmobile 4-4-2 и Vista Cruiser с АКПП мощность заявлялась на уровне 325 л.с., в машинах с МКПП — 350 л.с., а с опцией W-30 «Force Air» («Ram Rod 400») — 360 л.с. Вариант с двухкамерным карбюратором и степенью сжатия 9:1 имел 290 л.с. В целом, «400-е» двигатели 1968-69 годов считаются не очень удачными по характеристикам из-за длинного хода поршня, но на их реальную мощность также влиял менее агрессивный распредвал. Как только снятие корпоративного запрета позволило установить «455-й» мотор в Oldsmobile 4-4-2, их выпуск прекратили.

Применение:
— 1965-69 Oldsmobile 4-4-2
— 1967 Oldsmobile Cutlass Supreme
— 1968 Oldsmobile Vista Cruiser

«455» (1968-76)

Самый большой и самый мощный из V8 от Oldsmobile известен, как «455». Такой рабочий объем получили в 1968 году путем увеличения хода поршня «425» до 4,25" (107,95 мм). Первые два года он применялся так же, как и его предшественник: в фуллсайзах (310-390 л.с., 664-691 Нм) и Toronado, причем для последнего получил две разновидности, мощностью 375 л.с./691 Нм и 400 л.с/678 Нм для Toronado GT. Кроме этого, компания Джорджа Харста в обход запрета GM устанавливала «455» под капот 4-4-2, получив таким образом легендарный мускул-кар Hurst/Olds. Причем, этот двигатель, известный, как W45, основывался на моторе Toronado, но отличался распредвалом, ГБЦ, коленвалом, трамблером и настройками карбюратора, так что его формальные 390 л.с. и 678 Нм не отражали разницу в реальной мощности… В 1970 году запрет на «455» для мидсайза 4-4-2 был снят, нужды в полуофициальном Hurst/Olds больше не было, а заводской мускул-кар Oldsmobile наконец-то получил настоящий биг-блок с высокой степенью сжатия и заявленной мощностью 365-370 л.с. Увы, это был последний год безудержной разработки мускул-каров, как таковых.

Rocket 455 под капотом фуллсайза Oldsmobile 98 (1968)

В 1971 году степень сжатия всех «455» упала до 8,5:1, а мощность начали указывать как по старой методике, так и по SAE net. Базовая версия «455» для фуллсайзов с двухкамерным карбюратором имела мощность 185 л.с. и 481 Нм по новой методике (280 л.с. и 603 Нм по старой). Версия с четырехкамерным карбюратором — 225 л.с. и 488 Нм (320 л.с. и 624 Нм, соответственно). Под капотом 4-4-2 был вариант с 270 л.с. и 502 Нм (340 л.с. и 623 Нм по SAE gross). Наконец, Oldsmobile Toronado по-прежнему имел самые высокие показатели: 275 л.с. и 508 Нм — и, в отличие от заявлявшихся по-старому 350 л.с. и 630 Нм, эти числа уже вполне достоверны и напрямую сравнимы с современными и неамериканскими двигателями.

Oldsmobile Custom Cruiser (1976)

В 1972 году Oldsmobile 4-4-2 исчез, но вершиной модельного ряда «455» был опциональный двигатель для F-85 и Cutlass мощностью «честных» 300 л.с. и 556 Нм, в то время как фуллсайзы и Toronado довольствовались теми же моторами, что и в прошлом году. Но дальше было только хуже. Мощность базового «455» падала ежегодно: 225 л.с. в 1973-м, 210 л.с. в 1974-м и 190 л.с. в 1975-76 годах (после внедрения катализаторов). Опциональный 270-сильный вариант предлагался до конца 1974 модельного года. Наконец, двигатель от Toronado, помимо этого купе класса «персональная роскошь», нашел свое место в GMC MotorHome, но и его постигла та же участь: сначала 250 л.с., потом 230 л.с., а последние два года выпуска всего лишь 215 л.с. В 1977 году биг-блоки Oldsmobile сняли с производства, заменив их на смолл-блок «403».

Применение:
— 1968-69 Hurst/Olds
— 1968-76 Oldsmobile Delta 88
— 1968-76 Oldsmobile 98
— 1968-76 Oldsmobile Toronado
— 1970-71 Oldsmobile 4-4-2
— 1970-76 Oldsmobile Vista Cruiser
— 1971-76 Oldsmobile Custom Cruiser
— 1971-76 Oldsmobile Cutlass
— 1973-76 GMC MotorHome

Интереснейшая особенность V8 от Oldsmobile в том, что на их базе (вернее, на основе конкретно «350-го» и «260-го» смолл-блоков) был разработан дизельный вариант, предлагавшийся с 1978 по 1985 годы буквально всеми подразделениями General Motors. Этот жуткий эксперимент оставил лихую память о дизеле в умах американцев и был прекращен, как только тема топливного кризиса окончательно исчезла с повестки дня к середине 1980-х. Впрочем, тема дизельных Oldsmobile требует отдельного материала.

Самый большой автомобиль с Oldsmobile 455 — это автодача GMC MotorHome (1973-76)

Окончание же выпуска бензинового семейства Rocket V8 в 1990 году связано с тем, что Oldsmobile тогда больше почти не нуждался в V8, как таковых. В тот период General Motors официально именовали себя «переднеприводной корпорацией» и, за исключением Cadillac, не считали нужным сохранять V8 для авто с поперечным расположением двигателя. Поэтому, в 1991-92 годах единственным Oldsmobile с V8 был вымирающий вид — клон универсала Chevrolet Caprice под привычным названием Oldsmobile Custom Cruiser, который имел под капотом обычный «305» или «350» Small-block Chevy. Это разочарование для поклонников настоящих Oldsmobile усугубилось в 1993-м, когда исчезли даже эти машины, но, зато уже через два года после этого появился совершенно новый 4-литровый Oldsmobile Aurora V8! И это — тоже тема для отдельного материала.

«Все американские V8»:
Глава 1: Small-Block Chevrolet (1955-2002)
Глава 2: Chevrolet LT1, LT4 и L99 (1992-1997)
Глава 3: Chevrolet семейства LSx (1997+)
Глава 4: пятое поколение Small-block Chevy (2014+)
Глава 5: Big-Block Chevy (1958-2009)
Глава 6: Cadillac L-head (1914-1935) и Monobloc (1936-1948)
Глава 7: Cadillac OHV (1949-84)
Глава 8: Cadillac HT-4100/4.5/4.9 (1982-95)
Глава 9: Cadillac Northstar (1993-2011)
Глава 10: Cadillac Blackwing (2019+)
Глава 11: первое поколение Oldsmobile Rocket (1949-1964)

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий