О Ближнем Востоке можно рассказывать часами. В прошлый раз я рассказывал про Заброшенную Нахараиймскую ГЭС.

Но в этот раз я немного затрону тему Хиджазской железной дороги, которая в начале XX века являлась одним из самых амбициозных планов по строительства самой протяженной ветки железной дороги из Дамаска в Хиджаз (Мекку и Медину). После завершения строительства, эта узкоколейная железная дорога стала одной из самых протяженных железных дорог в мире, связав между собой Стамбул и Мекку в Османской Империи.

Строительство дороги было начато в 1900 году османским султаном Абдуль-Хамидом II и завершено всего через 8 лет. о строительство было начато в 1900 году османским султаном Абдуль-Хамидом II и завершено всего через 8 лет.

Железная дорога проходила по территории современной Турции, Сирии, Иордании, Израиля и Палестины, Саудовской Аравии

Дизельный локомотив General Electric U17C 1974 года выпуска на станции Wadi Rum
Увы, но долгой истории у этой уникальной для ближнего востока дороги не получилось. По всей протяженности дорога проработала только до 1917 года и после завершения 1-й Мировой войны до 1948 года действовали только отдельный её участки, а после 1948 года и до наших дней, движение сохранилось только на участке Дамаск — Амман (до 2012 года) и Амман — Ман — Акаба (настоящее время).

Станция Вади Рам (Wadi Rum)
Дорога представляет собой "узкоколейку", шириной колеи 1050 мм, максимально близкой к так называемая "Капской колее", шириной 1067мм.

Колесная пара 1050мм

Капская колея интересна тем, что такая ширина использовалась в Африке, Тайване, Филиппинах, Японии и на …Сахалине. Да — да, после Русско — Японской войны 1905 года, японцы построили на о. Сахалин протяженную сеть железных дорог с колеей 1067мм и завезли туда паровозы и вагоны.

Поэтому и не удивительно, что в Иорданию после 1948 года поставлялись японские вагоны и паровозы, а после 1960-х годов были завезены американские экспортные дизельные локомотивы GE U17C.

Увы, но после 1917 года пассажирское движение действовало только между Амманом и Дамаском, а вот южнее до Манна и Акабы (с 1975 года) было периодическое грузовое движение.

От Манна до Медины железная дорога была разрушена еще во время Первой Мировой Войны, так как турки её использовали для переброски военных грузов и живой силы, а нападения арабов на поезда и дорогу координировал известнейший британский диверсант Лоуренс Аравийский.

Турецкие вагоны
По этим событиям в далеких 1960-х годах даже был снята одноименная картина, получившая семь наград "Оскара".

Исторический состав с паровозом 1950 года и вагонами 1900-1917 годов
В 1975 году иорданцы достроили ветку от Манна до Акабы, где был построен большой портовый терминал в Красном море.

Именно про этот участок дороги я и рассажу дальше.

К сожалению, сейчас движение от Акабы до Манна очень эпизодическое, а на станции Wadi Rum, в одноименной пустыне, стоит исторический состав с японским паровозом Nippon C57 1950 года выпуска с турецкими вагонами, выпущенными в начале XX века.

Иногда здесь проводятся исторические постановочные представления, демонстрирующие эпизоды атаки арабских отрядов на османские поезда.

Состав был доставлен из Аммана своим ходом и поддерживается в прекрасном состоянии много лет

Если заглянуть внутрь, то в двух пассажирских вагонов сохранился интерьер столетней давности. Настоящий музей под открытым небом.

А, особо любопытные могут заглянуть и в кабину паровоза Nippon C57.

Все элементы управления в превосходном состоянии несмотря на почтенный возраст.

Пожалуй, даже не стоит сравнивать с тем состоянием паровозов, которые находятся на базах консервации в России — разница огромна.

И отдельного внимания заслуживает американский локомотив от General Electric — U17C.

Это экспортный вариант локомотива известного по многим американским фильмам "старичка" GE U18B.

Локомотив был выпущен в далеком 1974 году, а вообще эта серия выпускалась с 1973 по 1981 год

Движение здесь настолько редкое, что кабина просто закрыта на замок, а внутри все покрыто толстым слоем пыли. Старая радиостанция, современный спидометр, потрепанное сиденье машиниста.

Как добраться до станции и посмотреть на эти два состава? Очень просто, от Иорданского города Акаба, всего 50 километров на север в сторону пустыни Вади Рам. Там вы увидите одноименную станцию с этими составами на путях.

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий