Автомобильный альпинизм, как и подводный футбол, например, находится за рамками логики. Впрочем, чего только в горы не таскают! В 2015 году один пауэрлифтер из Мурманска занес на вершину Эльбруса 75-килограммовую штангу, правда, уже через несколько дней кто-то ее оттуда уволок, причем не с целью наживы. Штангу доставили в отделение полиции города Тырныауза и, что символично, передали ее полицейским как бытовой мусор. Учитывая, что Тырныауз находится в пятидесяти километрах от Эльбруса — затащено 100%!

Вознести на гору штангу, правда, гораздо легче, чем добраться на автомобиле даже до самой плевой вершины, куда отпускники ходят с экскурсией кофе попить.

Например, в 1997 году восхождение на Эльбрус серьезно подготовленного Land Rover Defender 90 длилось 44 дня. Команда из десяти российских альпинистов стартовала со станции Азау на высоте 2800 метров над уровнем моря и пробивалась к вершине, метр за метром втаскивая автомобиль с помощью лебедок и блоков.

На заднюю ось установили дополнительные колеса, на передней закрепили барабаны, на которые наматывали трос, когда лебедка не выдерживала нагрузки. Ломались полуоси, а за новой раздаточной коробкой пришлось слетать в Москву. После долгих и продолжительных мучений «Деф» достиг вершины и 13 сентября застыл на высоте 5642 метра алюминиевым монументом. Только через месяц команда вернулась за автомобилем, но попытка спустить его с горы потерпела неудачу: на высоте 5500 метров порвался трос и героический Defender пал смертью храбрых, разбившись о скалы.

Команда High Rise Motors из Петербурга в 2016 году собиралась покорить пик Музтаг Ата (Отец ледяных гор) на Китайском Памире и установить мировой рекорд высоты «возъезжаний». Этот семитысячник с пологим западным склоном считается одним из самых легких, на высоту 7546 м питерцы хотели въехать на специально построенном прототипе, созданном на основе рамы и частично кузова Jeep Wrangler.

Бензиновый V8 объемом 5,7 литров и мощностью 345 л.с., механическая КПП и раздатка от Toyota Land Cruiser, редукторные мосты от Volvo Laplander – не много же там осталось от «Рэнга»! Две лебедки, покрышки Bogger размером 38,5 дюйма, каркас безопасности, вес 1890 кг, в качестве тренировки этот «конструктор» всего за 13 часов доехал до высшей точки восточной Сибири — горы Монгун-тайга (3970 м). Но вот отчета про Музтаг Ата быстрым поиском в гугл я не нашел, видимо, что-то пошло не так…

«Джипам» вообще не слишком везет с рекордами. Профессиональный рекордсмен из Германии Матиас Йешке в марте 2007 года забрался на стандартном (исключая резину и установленные лебедки) Jeep Wrangler Rubicon Unlimited с 3.8-литровым бензиновым V6 по склону потухшего вулкана Охос дель Саладо в Чили до отметки 6646 метров.

После Охос дель Саладо Матиас Йешке решил, что Jeep Wrangler может больше, и попытался совершить переход через Берингов пролив. К сожалению, безуспешно. Я, кстати, проехал с ним часть маршрута и как нибудь выложу эту историю

Там он с гордостью установил табличку «Jeep Parking Only: All others don’t make it up here anyway» (Парковка только для Jeep, другие не сделают этого здесь в любом случае) и даже попал в книгу рекордов Гиннеса. Рекламная акция, спонсированная производителем, вызвала большой резонанс, правда рекорд (как и сама табличка) продержался недолго.

В апреле того же года пара чилийских экстремалов поднялась по Охос дель Саладо на высоту 6688 метров за рулем модифицированного в собственном гараже Suzuki Samurai с четырехцилиндровым двигателем, оснащенным турбонаддувом. Гонзало Браво и Эдуардо Каналес превысили достижение команды Матиаса Йешке на 42 метра, нашли сбитую ветром «джиперскую» табличку и забрали ее с собой в качестве сувенира, ну и отметиться в Книге рекордов Гиннесса тоже не забыли.

Однако, все в этом мире относительно. То, что для одних – рекорд, для других – легкая прогулка. Посмотрите на ребят из индийской редакции журнала Auto Bild! В 2011 году они проехались по Северным Гималаям (штат Джамму и Кашмир) за рулем простейшего «сундука на колесах» без полного привода и всякой подготовки. Никаких рекордов парни ставить и не думали, просто хотели показать надежность супербюджетной индийской легковушки Tata Nano.

Наивысшей точкой их маршрута стал перевал Кхардунг-Ла — один из трех высочайших автомобильных перевалов в мире. Tata Nano покорила высоту 5359 метров, впрочем, для индусов в этом нет ничего необычного, через Кхардунгский перевал осуществляется регулярное автомобильное движение. Удивление вызвало то, что Tata Nano с честью выдержала испытание и не развалилась по дороге, а самой большой проблемой стал маленький пятнадцатилитровый топливный бак и почти полное отсутствие заправочных станций.

Задолго до «Дефа», в 1974 году, без всякого геройства, легко и непринужденно доехали до высоты 4200 метров по склонам Эльбруса три абсолютно стандартных УАЗ 469 Б. Славные предки нынешних УАЗ Хантер не были оборудованы ни лебедками, ни цепями, ни какими-либо другими средствами повышения проходимости. На преодоление маршрута поселок Терскол — пик Терскол — пикет № 105 — Ледовая база — Эльбрусский ледник им понадобилось всего 38 минут. Несмотря на то, что на вершину УАЗы не заехали (да и не собирались), это восхождение можно считать эталонным, ведь маршрут был выбран в полном соответствии с возможностями стандартных автомобилей.

Кстати, «УАЗики» карабкались на гору не ради славы, а в рамках испытательного пробега, конечной точкой которого был город Грозный. В ночь перед «официальным» заездом к участникам пробега обратились спасатели с просьбой срочно доставить наверх оборудование, чтобы вытащить свалившихся в трещину альпинистов. Советские внедорожники справились с задачей, помощь подоспела вовремя и люди остались живы.

Эту статью я написал в 2015 году для сайта авто.мейл.ру, где она сразу отыщется, если забить в поиск «пятерка лучших автомобилей для горных восхождений». С тех пор ее не раз копипастили все кому не лень, так что и я, как автор, имею полное право.

Впрочем, к этой публикации я вернулся не просто так. А вот почему – попробуйте угадать.

Источник: drive2.ru

Оставить комментарий